Психология и интернет. мотивация хакеров: психосемантическое исследование

Автор: А. Е. Войскунский, В. Ф. Петренко, О. В. Смыслова

(c) 2003 г. А. Е. Войскунский*, В. Ф. Петренко**, О. В. Смыслова***

* Канд. психол. наук, ст. науч. сотр. ф-та психологии МГУ

**Член-корр. РАН, зав. лаб. ф-та психологии МГУ

***Канд. психол. наук, Москва

Исследуется мотивация личности на примере компьютерных хакеров. Хакерство понимается как увлечение познанием в сфере информационных технологий, выходящее за рамки профессиональной или учебной деятельности (и необходимости). Рассмотрена эволюция представлений о мотивации хакеров; выделено два основных вида мотивации: познавательная и широко понимаемая социальная. Эмпирическое исследование включало проведение онлайнового (опосредствованного Интернетом) эксперимента с использованием метода атрибуции мотивов для построения психосемантического пространства. Результаты позволили уточнить определение хакерства и выявить основные мотивы совершения хакерских поступков.

Ключевые слова: психосемантика, мотивация, хакеры, онлайновый эксперимент, Интернет.

Современная культура характеризуется все более заметным применением информационных технологий (ИТ). Восходящие к ИТ метафоры, понятия и теоретические конструкты активно используются в современных психологических, философских и социальных теориях, особенно постмодернистского характера [8, 20]. Неудивительно, что и психологические проблемы, связанные с применением ИТ, привлекают внимание специалистов. Более того, теоретическая и эмпирическая работа в этой области в настоящее время оформляется как самостоятельное направление психологических исследований.

Информационные технологии представляют собой современный этап развития знаковых систем, которые, опосредствуя деятельность человека, оказывают влияние на его психику [10, 19]. При переопосредствовании деятельности [9] наряду с прямым воздействием ИТ на психические процессы, мотивацию и личность в целом происходит также косвенное воздействие [1]. В настоящее время в силу ряда причин наиболее заметны негативные последствия деятельности, опосредствованной ИТ: в коммуникативной деятельности это Интернет-аддикция, или зависимость от Интернета, в игровой - увлечение компьютерными играми, или игровая "наркомания", в познавательной - хакерство [2]. В то же время, по нашему мнению, сами по себе ИТ амбивалентны относительно направлений психического развития человека, а наряду с очевидными негативными эффектами работы с ИТ нетрудно выделить и позитивные психологические эффекты [1,2].

Одним из актуальных направлений исследования психологических особенностей деятельности, опосредствованной ИТ, становится изучение специфики преобразования мотивационных механизмов. Примером изменения мотивации личности в условиях активного применения ИТ является хакерство. В соответствии с распространенной точкой зрения, хакерство понимается как ярко выраженное увлечение познанием в сфере информационных технологий, выходящее за рамки как профессиональной или учебной деятельности, так и практической необходимости. Появляется, правда, все больше данных [26], согласно которым такое представление должно быть признано ограниченным, ибо в нем не отражена значимость для хакеров групповых отношений. Так или иначе, любое понимание хакерства включает мотивационную интерпретацию этого явления.

Разговор о психологических особенностях хакеров актуален и даже злободневен: свидетельством тому могут служить многочисленные публикации о хакерах (нередко с непрофессиональным описанием их психологических черт), принадлежащие специалистам самого разного профиля -криминалистам, социологам, ученым в области информатики [4, 7, 18, 21, 24]. Больше всего о хакерах написано журналистами [5, 6, 11, 22, 23]. А собственно психологических работ, посвященных хакерству, практически нет. Исключение составляют работы Ш. Текл [25], проводившей интервью с хакерами в конце 70- х - начале 80-х гг.

1 Работа выполнена при поддержке РФФИ (грант N 02 - 06 - 80247).

стр. 104

Современные психологические исследования хакерства отсутствуют. Между тем следует отметить, что изучение других видов психологических последствий компьютеризации, связанных, к примеру, с увлечением компьютерными играми или с так называемой Интернет-зависимостью, проводится достаточно широко.

Подобное игнорирование проблемы хакерства в психологии, по-видимому, обусловлено рядом причин: трудностями методического плана, многообразием проявлений хакерства, самой неоднозначностью этого явления. С методической точки зрения очевидно, что изучать хакеров - дело не простое, так как это сообщество замкнуто и труднодоступно; оно обычно нигде не локализовано, кроме условного пространства Интернета. Еще большую трудность представляет определение границ этого сообщества, выделение критерия принадлежности к хакерам. Несмотря на популярность темы хакерства (особенно в СМИ), четкого и однозначного определения хакера не существует.

Так, характерное для наиболее ранних исследований данного феномена представление о хакерах включает превалирование у них познавательной мотивации, высокие интеллектуальные способности и глубокие познания в сфере информационных технологий [7, 22, 25]. И в настоящее время хакеры пользуются репутацией "компьютерных гениев", чья квалификация заметно превосходит подготовку противостоящих им специалистов по безопасности информационных систем. Этому взгляду противоречат многочисленные факты применения хакерами довольно простого и широко доступного (описанного в статьях на веб-сайтах и в книгах) специализированного и стандартного программного инструментария, а также наличие элементарных недостатков в защите ряда информационных массивов. Нередко хакера, систематически применяющего один и тот же набор программ с целью найти плохо защищенный сайт в Интернете, хотелось бы назвать скорее "гением" настойчивости и терпения, чем креативным человеком и знатоком ИТ. При этом не следует отрицать, что хакерам присущи и обширные профессиональные познания, и высокий уровень познавательных способностей.

Далее, под хакерскими действиями нередко понимается несанкционированный доступ к информации - при том, что само понятие "несанкционированность" является расплывчатым, а совершить такой доступ можно случайно, не обладая специальными познаниями. Вместе с тем время от времени становится известно о весьма хитроумных схемах преодоления систем защиты информационных массивов: разработка и реализация этих схем требует упорных усилий и высокой квалификации хакеров - одиночек или групп.

В общественном сознании хакер обычно ассоциируется с преступлениями, совершенными с помощью компьютера. Правда, значительную часть подобных преступлений выполняют уволенные сотрудники в отместку бывшему работодателю [4, 24]: они пользуются знанием пароля входа в компьютерную систему и при этом могут не обладать глубокими познаниями в информатике. Случаи более квалифицированных хищений сравнительно редко становятся достоянием общественности из-за нежелания потерпевшей стороны (банков, магазинов, страховых компаний и т.п.) делиться информацией, не способствующей повышению репутации. Достоверно определить объем совершаемых компьютерных преступлений и нанесенного ущерба представляется нелегкой задачей как по уже указанной причине, так и потому, что компании, занимающиеся защитой информации, склонны преувеличивать ущерб, нанесенный компьютерными преступниками и распространением компьютерных вирусов, создавая таким образом рекламу своей деятельности.

Внешние проявления хакерской деятельности (специфические поступки, по которым общество узнает о существовании хакеров) интересуют нас не сами по себе, а лишь в сочетании с внутренним аспектом - мотивацией, толкающей совершать эти поступки или же побуждающей познавательную активность хакеров и групповые формы их поведения.

Исследований, посвященных мотивации хакеров, практически нет. Лишь в социологическом исследовании П. Тэйлора [24] этому вопросу уделено внимание. Там выделяются следующие виды мотивационных образований, или мотивировок: любопытство, скука, удовольствие, получаемое от ощущения силы, "узнавание в среде таких же, как и ты", борьба за свободу информации, зависимость от компьютеров [24]. За данными формулировками, предложенными респондентами-хакерами, стоят - и могут быть предположительно извлечены - реальные мотивы в собственно психологическом понимании. Представляется несомненным, что на основе данных Тэйлора можно утверждать о наличии двух видов мотивации: познавательного и социального характера. О познавательной мотивации в деятельности хакеров свидетельствуют мотивировки "любопытство" (стремление "все время проверять пределы расширяющихся возможностей" компьютерных систем) и "скука" (отсутствие познавательной активности в ходе обучения, когда "знаешь больше, чем преподаватель"). О социальном виде мотивации свидетельствуют мотивировки "узнавание в среде таких же, как и ты", а также "борьба за свободу информации", что соответствует принятым в хакерском сообществе идеалам.

стр. 105

Пояснения требует отнесение к социальным мотивам следующих мотивировок: "удовольствие, получаемое от ощущения силы" и "зависимость от компьютеров". По мнению Тэйлора, об "ощущении силы" свидетельствуют такие высказывания хакеров, как "ты управляешь сетью, состоящей из 250 машин" [24] - количество управляемых компьютеров есть своеобразная мера способностей и вместе с тем предмет гордости, способ самоутверждения хакера. За этим может стоять мотивация достижения, повышения статуса в референтной группе, т.е. социальный мотив. На "зависимость от компьютеров" ссылаются проинтервьюированные Тэйлором респонденты, а некоторые уличенные в компьютерных преступлениях хакеры строят на этом свою защиту в суде. Именно зависимостью от компьютеров они объясняют неспособность бросить хакинг: "Я делаю так, потому что это позволяет мне чувствовать себя хорошо. Никакой другой опыт не может дать мне этого чувства" [24, р. 48]. В качестве пояснения сообщается, что "разговоры в кибер-пространстве являются более значимыми и интересными, чем обсуждения в реальном мире" [там же]. Тем самым зависимость состоит, хотя бы отчасти, в потребности общаться с людьми со сходными интересами, а за этим скрывается широкий круг социальных мотивов, связанных с аффилиацией, преодолением одиночества, признанием в группе и т.д.

Итак, вопреки распространенному мнению хакерам свойственны не одни лишь познавательные мотивы, но и мотивы, направленные на социум (в том числе - на хакерский микросоциум), имеющие социальную природу. Последние не стали еще предметом специального изучения, что не дает нам возможности конкретизировать их. Исследование спонтанных самопредставлений хакеров показало, что в них преобладают указания на познавательную мотивацию, а также на мотивы, направленные на социум [17]. Так что декларируемые хакерами или приписываемые им мотивы мы дифференцируем - в зависимости от направленности потребности на технические знания или на социум - на две группы: познавательные и социальные.

Говоря о социальных мотивах, следует остановиться на понимании хакерства как своеобразной субкультуры. Хакеры взаимодействуют между собой: обмениваются опытом и информацией, реализуют коллективные проекты, иногда вместе проводят досуг и т.д. Они объединяются в группы или в команды в силу общности интересов и жизненных ценностей, а свое сообщество обозначают как субкультуру, андеграунд или "систему" [4, 5, 11, 16, 23]. По замечанию М. Коула [9], если люди оказываются включенными в совместную деятельность, то неминуемо возникает специфическая культура. Опираясь на работы Г. А. Фаина, он говорит об "идиокультуре", понимаемой как "система знаний, представлений, поведения и обычаев, разделяемых членами группы, связанной взаимодействием, к которым они могут апеллировать и которые служат для дальнейшего взаимодействия" (цит. по: [9, с. 337]).

В хакерской идиокультуре, очевидно, имеется объединяющее начало: к примеру, периодические издания (журналы www.2600.org, www.xakep.ru и др.), специфические язык и мифология, отраженные в постоянно пополняющемся сборнике "Hacker's Jargon" [16], герои (Кевин Митник, Роберт Моррис, Линус Торвальдс и др.). Систематически проводятся групповые, региональные и всемирные встречи (семинары, конгрессы и т.п.) хакеров. Специальные хакерские порталы (серверы) служат одновременно и для публикации советов, рекомендаций, статей, новых находок, и для общения - делового или личностного (www.slash-dot.net, www.hackzone.ru, www.webcooler.ru). Особое значение для укрепления групповой сплоченности хакеров придается соблюдению ими профессиональной этики, изложенной в постоянно обновляющемся "Жаргоне хакеров" [16]. Хакерская этика делает упор на декларировании свободы информации и необходимости противодействовать усилиям по ее сокрытию, на ценности написанных программистами компьютерных программ, а также на идеалах бескорыстия и стремления к познанию [16, 17, 22, 23].

При всей значимости объединяющего начала хакерское сообщество неоднородно: оно распадается на группы и включает в себя своеобразные идиокультуры [16, 22 - 24]. Еще Ш. Текл показала, что одни хакеры предпочитают работать с программами и языками высокого уровня, другие - стремятся писать программы в кодах и управлять аппаратной частью машины [25]. Дж. Маркоф и К. Хефнер представили ряд, казалось бы, нетипичных для хакеров устремлений - например, самоутверждение, корысть, стремление к лидерству, политическая ангажированность [11, 18]. Хакеры втягиваются в участие в межобщинных и межгосударственных столкновениях [26] - термин "хактивизм", т.е. политический активизм (обычно левацкого толка) в преломлении к деятельности хакеров, возник уже сравнительно давно (http://hacktivism.openflows.org/about.html).

Не секрет, что хакерское сообщество привлекательно для подростков, не проявляющих ни повышенного интереса, ни исключительных способностей к технологиям - в поисках модного стиля поведения они стремятся примкнуть к хакерам как к референтной группе [16, 23]. Так, подростки с низким уровнем самоуважения стремятся найти признание в группе хакеров и повысить свой социальный статус [2]. Б. Стерлингом подмечена характерная динамика: состав хакерского

стр. 106

сообщества часто обновляется. При этом "хакеры-подростки всегда полагают, что хакерское сообщество огромно, и в скором будущем хакеры будут доминировать в киберпространстве. Ветераны постарше и помудрее (возможно, умудренные своими 24 или 25 годами) полагают, что золотое время хакеров уже прошло, и сообщество хакеров состоит то ли из одних полицейских, то ли из глупых детишек, играющих в Нинтендо 2 " [23].

Суммируя вышесказанное, можно отметить, что понимание хакерской идиокультуры во многом зависит от тех мотивационных тенденций, которые побуждают деятельность хакеров. Как показано выше, следует различать (хотя в реальной деятельности они могут и не выступать обособленно) две основные разновидности мотивации, присущей хакерам: познавательную и широко понимаемую социальную, т.е. ориентированную на социум. Задачей исследования явилось изучение мотивации хакеров.

МЕТОДИКА

Специфика проведения исследования в сообществе хакеров накладывает определенные ограничения на применяемый методический материал. Используемые психологические методики должны быть, во-первых, относительно малоизвестными. Распространенные психологические методики (такие, как MMPI, тесты Кеттела, Люшера и др.) в тех или иных модификациях имеются в Интернете и многим (не исключая хакеров) знакомы. Другое условие состоит в том, что исследовательские методики должны быть компактными, чтобы выполнение заданий не занимало много времени. Такое условие связано с тем, что для работы с хакерами - осторожными, предпочитающими анонимность и не локализованными в каком-либо географическом, организационном или общественном центре - годится лишь опосредствованный Интернетом опрос либо так называемый онлайновый эксперимент: соответствующая процедура в настоящее время активно разрабатывается [3].

В соответствии с этой методологией процедура исследования состояла, в частности, в разработке специальной вебстраницы и размещении на ней психологической методики. Испытуемые-хакеры должны заходить на эту страницу и выполнять предусмотренное задание опросного характера. Поскольку доступ испытуемых к Интернету может оказаться недостаточно надежным (а если вполне надежным, то дорогостоящим), то в ходе выполнения задания возможно прекращение связи до завершения работы испытуемого, или он сам может прервать работу из соображений экономии. Очевидно, такие ситуации значительно более вероятны, если работа испытуемых требует длительного времени. Таким образом, компактность методики становится критическим условием осуществления исследования. Выбор и разработка методического материала проводились с учетом ограничений относительно компактности и новизны.

Этим ограничениям не противоречат методы экспериментальной психосемантики, которые позволяют выделить наиболее емкие категории, являющиеся базисными для субъекта в его понимании мира и представлении о нем. В рамках данного направления проведен широкий спектр исследований, включая изучение категориальной организации мотивационной сферы и индивидуальной структуры мотивации [13 - 15]. В силу сказанного, а также исходя из основной задачи исследования - изучения глубинного уровня мотивации хакеров, была использована разработанная В. Ф. Петренко методология атрибуции мотивов для построения семантического пространства [13 - 15]. Поскольку оригинальная методика предназначалась для изучения мотивации студентов и включала в себя элементы, связанные со студенческой жизнью, потребовалось модифицировать и адаптировать методику для проведения исследования в сообществе хакеров.

Психосемантический подход обладает рядом достоинств, которые обусловили выбор именно этого метода для онлайнового исследования:

- возможностью организации онлайнового исследования. Психосемантические методики выступают для испытуемых чем-то вроде структурированного интервью: от них требуется оценивать те или иные объекты по заданным шкалам, и эта процедура может быть реализована на веб-сайте;

- близостью психосемантики к проективным методам. Поскольку значимая информация основывается на корреляциях, взаимосвязях шкал, нагрузках по выделяемым факторам, то для испытуемых оказывается затруднительным отрефлексировать этот материал и предложить социально желательные ответы;

- психосемантические методы используются реже, чем, например, личностные опросники. Поэтому маловероятно предварительное знакомство испытуемых с методикой, знание принципов ее построения. Новизна является дополнительным побуждением для потенциальных испытуемых принять участие в исследовании;

- предшествующие исследования продемонстрировали перспективность психосемантического подхода для изучения мотивации.

Данная работа представляет собой первый опыт осуществления психосемантического исследования, выполненного посредством Интернета.

Модификация методики атрибуции мотивов состояла в выборе соответствующих хакерской деятельности поступков и мотивов. Для построения семантического пространства испытуемые должны сопоставлять между собой предложенные им поступки и мотивы и оценивать по шестибалльной шкале, в какой мере каждый из предъявленных мотивов способен служить основанием для совершения каждого из предъявленных поступков. Надежность метода не в последнюю очередь зависит от количества предъявляемых испытуемому объектов для шкалирования и шкал [12], поэтому первоначально набор мотивов включал как можно более разнообразные формулировки. Испытуемым предлагалось назвать свои варианты возможных мотивов совершения поступков (вписать их в графу "Другое"), а также изложить собственное мнение относительно методики в целом или каких-либо отдельных аспектов исследования (в графе "Комментарии").

Работа проходила в два этапа. На первом на основе анализа литературы, обзора информации на хакерских сайтах, интервью с хакерами и специалистами по ИТ было отобрано 16 поступков, потенциально отражающих "хакерское" поведение, и составлен набор из 31 мотива, который мог бы служить основанием для совершения поступков. В качестве последних выступали и относительно нейтральные поступки (проводить много времени в обсуждении компьютерных новостей, участвовать в конкурсах по взлому программ, отказаться от работы в фирме и т.п.), и безусловно деструктивные, асоциальные и незаконные действия (воспользоваться чужим номером кредитной карты, взламывать проездные билеты, написать и запустить вирус и т.п.), и, наконец, нечто вполне позитивное (подарить девушке компьютерную программу, упорно работать над новым графическим редактором и т.п.).

2 Нинтендо - игровая приставка.

стр. 107

Апробация включала проведение пилотажного исследования с участием 19 испытуемых из целевой группы. По результатам пилотажа был расширен список мотивов, исправлены некоторые технические неточности в формулировках, добавлен еще один поступок. Кроме того, окончательная матрица размерностью 17 (поступков) на 37 (мотивов) была разбита на 4 фрагмента, которые предъявлялись испытуемым на втором этапе работы. Таким образом, каждому испытуемому предъявлялась матрица размерностью 17 поступков на 8 мотивов (некоторые мотивы по своему содержанию не могут быть предъявлены вместе с определенными поступками, так что им автоматически приписывалось нулевое значение). Это было сделано, чтобы сократить время заполнения матрицы (иначе на это надо было бы потратить более часа). В итоге испытуемым предлагались фрагменты методики: наборы мотивов для каждого из поступков выбирались случайным образом. В сумме фрагменты охватывали всю матрицу; каждый фрагмент был предъявлен одинаковому количеству испытуемых. Полный список предложенных испытуемым для оценки мотивов помещен в Приложении 1; полный список поступков - в Приложении 2.

На втором этапе испытуемыми являлись посетители серверов, на которых была размещена информация о проводящемся исследовании. Это серверы, специализирующиеся на хакерской тематике и пользующиеся известностью среди хакеров: www.hackzone.ru, www.webcooler.ru, www.board.mipt.ru.

Исследование проводилось с 28 февраля по 18 марта 2001 г. За это время было получено 450 протоколов. Все ответы, пришедшие с одного и того же адреса, тщательно рассматривались, и "двойные" протоколы исключались из анализа (таких оказалось 72). Следует отметить, что не наблюдалось случаев многократного участия в эксперименте ради проверки возникающих у испытуемых гипотез относительно целей исследования: все протоколы, пришедшие с одного и того же адреса, были одинаковыми, т.е. оказались результатом ошибки испытуемого, несколько раз нажавшего кнопку "Готово". Всего в исследовании приняли участие 338 испытуемых-хакеров.

Согласно принципам онлайнового исследования [3], на втором этапе осуществлялась обратная связь (посредством Интернета) с испытуемыми: беседы, консультации, постэкспериментальные интервью. Так, в ответ на каждое письмо с комментарием (плюс с электронным адресом испытуемого) высылалась благодарность за участие в исследовании и за комментарии. Уточняющие вопросы со стороны 49 испытуемых послужили основой для переписки с исследователями, включавшей обмен не менее чем двумя сообщениями с каждой стороны.

В результате проведения онлайнового исследования получены индивидуальные матрицы оценок. На основе суммирования этих оценок была построена суммарная матрица (17 поступков на 37 мотивов), которая подверглась процедуре факторного анализа. Обработка данных проходила в программе SPSS; факторный анализ включал поворот факторов по программе Varimax (см. Приложения 1 и 2).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Факторизация полученных данных была произведена по шкалам, т.е. в нашем случае - по мотивам. Соответственно при обсуждении результатов рассматривается семантическое пространство мотивов, в котором располагаются хакерские поступки. В результате факторной обработки данных по мотивам выделено 6 значимых ортогональных факторов (см. Приложение 3), объясняющих соответственно 15.4, 14.4, 13.4,12.1,10.5, 8.8 процентов дисперсии. При интерпретации факторов велся поиск общего основания для всех шкал, имеющих значимые нагрузки по этим факторам.

По первому фактору наибольшую нагрузку имеют следующие мотивы: "потребность в общении", "обрести круг друзей", "продемонстрировать свои знания", "добиться уважения", "стать лидером". Данный фактор выражает, как легко увидеть, потребность во внимании к себе со стороны других людей ("Я в глазах других"). В построенном семантическом пространстве мотивов располагаются только те поступки, которые имеют по данному фактору наиболее контрастные позиции. Так, на положительном полюсе расположены следующие поступки: "Н. изменил исходный текст компьютерной игры", "все выходные Н. обычно проводил на Митинском рынке, рассматривая "компьютерное железо" и обсуждая последние компьютерные новости", "Н. принес на день рождения девушке программу, названную в ее честь", "Н. решил принять участие в конкурсе по взлому" (рис. 1).

Почти все поступки так или иначе связаны с общением с другими людьми или оцениванием ими результатов деятельности субъекта, рассчитаны на получение некой реакции от других. Пояснения требует лишь первый названный поступок: "Н. изменил исходный текст компьютерной игры": на первый взгляд, данное действие носит, скорее, познавательный или прагматический характер. Изменить исходный текст программы можно из познавательных (учебных) целей или для того, чтобы это как-то использовать (играть, например, по новым правилам). Обратившись к комментариям и пояснениям испытуемых, можно обнаружить, что, по их мнению, изменить игру можно только для кого-то:

"Смотря что он изменил в исходнике. Если какие-то именно игровые детали, то, может, ему кажется, что так игра станет лучше и интереснее (для него и для его друзей)" (Е. З.).

"Если он изменил в игрушке что-то типа пароля на вход и тем самым сделал ее из платной "бесплатной-краденой", то получил... благодарность друзей" (С-в).

Таким образом, в комментариях испытуемых акцент сделан на том, что данный поступок обязательно направлен на других людей, представляет собой вид помощи.

На другом полюсе этого фактора располагаются такие поступки: "Н. отказался от предложенной ему вакансии программиста в солидной фирме", "Н. решил бросить учебу в институте", "Н. воспользовался опубликованными в Интернете номерами кредитных карточек, чтобы заказать себе новый компьютер". Эти поступки представляют собой своеобразный уход от общества,

стр. 108

психология и интернет. мотивация хакеров: психосемантическое исследование - student2.ru

Рис. 1. Распределение поступков в факторном пространстве, задаваемом осями 1-го и 2-го факторов.

попытку решения собственных проблем не благодаря взаимодействию с людьми, а путем ухода от общения. В своих крайних формах эти поступки могут выражать отказ от принятых способов поведения, негативизм.

Наши рекомендации