Блок-схема 5.2. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)
СТАДИИ И УРОВЕНЬ | | ВИДЫ ЖИВЫХ |
РАЗВИТИЯ | ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ | ВЖ«'1П1^Ч|.Н |
ПСИХИКИ | | |
I. СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ |
А. НИЗШИЙ УРОВЕНЬ. | Четкие реакции на биологически значимые | Простейшие. Многие |
Примитивные элементы | свойства среды через изменение скорости и | низшие |
чувствительности. Развитая | направления движений. Слабая пластичность | многоклеточные |
раздражимость. | поведения. Несформированная способность | организмы, |
| реагирования на биологически нейтральные, | живущие в водной |
| лишенные жизненною значения свойства | среде. |
| среды. Слабая, нецеленапрввленная | |
| двигательная активность. | |
Б. ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ. | Четкие реакции на биологический | Высшие (кольчатые) |
Наличие ощущений. Появление | нейтральные раздражители. Развитая | черви, брюхоногие |
важнейшего органа | двигательная активность (ползание, рытье в | моллюски (улитки), |
манипулирования - челюстей. | грунте, плавание с выходом из воды на | некоторые другие |
Способность к формированию | сушу). Способность избегать | беспозвоночные. |
элементарных условных | неблагоприятньк условий среды, вести | |
рефлексов. | активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют наибольшую роль. Главное значение в поведении играют жесткие врожденные при» рант. | |
П. СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВг | ОЙ ПСИХИКИ | |
А. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ. | Формирование двигательных пввьиов. | Рыбыи другие |
Спряжение внешней | Преобладают ригидные, генетически | низшие |
действительности в форме | запрограммированные комлоненты. | псовоночные, а |
образов предметов. | Двигательные сгюсобности весьма сложны и | также (отчасти) |
Интеграция, объединение | разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, | некоторые высшие |
воздействующих свойств а | бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный | беспозвоночные |
целостный образ вещи. | поиск положительных раздражителей, | (членистоногие и |
Главный орган | избегание отрицательных (вредных), | головоногие |
манипулирования - челюсти. | развитое защитное поведение. | моллюски). Насекомые. |
Б. ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ. | Высокоразвитые инстинктивные формы | Высшие |
Элементарные формы | поведения. Способность к научению. | позвоночные (птицы |
мышления (решение задач). | | и некоторые |
Складывание определенной | | млекопитающие) |
«картины мира» | | |
В. НАИВЫСШИЙ УРОВЕНЬ | Пцдппиви специализированных органов | Обезьяны, |
Выделение в првктич. | манипулирования: лап и рук. Развитие | некоторые другие |
деятельности особой, | исследовательских форм поведения с | в», спаяв |
ориеитироеочно- | широким использованием ранее | позвоночные. |
исследовательсхои | приобретенных знаний, умений и навыков. | (собаки, дельфины). |
подготовительной фазы. | | |
Способность решать одну и ту | | |
же задачу разными методами. | | |
Перенос однажды найденного | | |
принципа решения задачи в | | |
новые условия. Создание и | | |
использование в деятельности | | |
примит. орудий. Способность к | | |
познанию окруж. | | |
действительности независимо | | |
от наличия биолог, потаебн- | | |
РАЗДЕЛ 2.