Блок-схема 5.1. Историческое развитие психики и сознания

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО поведения

Сложны* умения

Интерпретации законов

Блок-схема 5.1. Историческое развитие психики и сознания - student2.ru

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ

Умения познать себя путам познания других

РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Высшая ступень развития психики

Законченно-офор­мленная нейропсихолошчесивя

•ИЗИОПСИХОЛОГИЧ. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ТРУДА

н

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Навыки животных

Сложные безусловные рефлексы (инстинкты)

РАЗВИТИЕ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

Простые безусловные рефлексы

Общества





Блок-схема 5.2. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)


Блок-схема 5.1. Историческое развитие психики и сознания - student2.ru

СТАДИИ И УРОВЕНЬ   ВИДЫ ЖИВЫХ
РАЗВИТИЯ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ВЖ«'1П1^Ч|.Н
ПСИХИКИ    
I. СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ
А. НИЗШИЙ УРОВЕНЬ. Четкие реакции на биологически значимые Простейшие. Многие
Примитивные элементы свойства среды через изменение скорости и низшие
чувствительности. Развитая направления движений. Слабая пластичность многоклеточные
раздражимость. поведения. Несформированная способность организмы,
  реагирования на биологически нейтральные, живущие в водной
  лишенные жизненною значения свойства среде.
  среды. Слабая, нецеленапрввленная  
  двигательная активность.  
Б. ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ. Четкие реакции на биологический Высшие (кольчатые)
Наличие ощущений. Появление нейтральные раздражители. Развитая черви, брюхоногие
важнейшего органа двигательная активность (ползание, рытье в моллюски (улитки),
манипулирования - челюстей. грунте, плавание с выходом из воды на некоторые другие
Способность к формированию сушу). Способность избегать беспозвоночные.
элементарных условных неблагоприятньк условий среды, вести  
рефлексов. активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют наибольшую роль. Главное значение в поведении играют жесткие врожденные при» рант.  
П. СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВг ОЙ ПСИХИКИ  
А. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ. Формирование двигательных пввьиов. Рыбыи другие
Спряжение внешней Преобладают ригидные, генетически низшие
действительности в форме запрограммированные комлоненты. псовоночные, а
образов предметов. Двигательные сгюсобности весьма сложны и также (отчасти)
Интеграция, объединение разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, некоторые высшие
воздействующих свойств а бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный беспозвоночные
целостный образ вещи. поиск положительных раздражителей, (членистоногие и
Главный орган избегание отрицательных (вредных), головоногие
манипулирования - челюсти. развитое защитное поведение. моллюски). Насекомые.
Б. ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ. Высокоразвитые инстинктивные формы Высшие
Элементарные формы поведения. Способность к научению. позвоночные (птицы
мышления (решение задач).   и некоторые
Складывание определенной   млекопитающие)
«картины мира»    
В. НАИВЫСШИЙ УРОВЕНЬ Пцдппиви специализированных органов Обезьяны,
Выделение в првктич. манипулирования: лап и рук. Развитие некоторые другие
деятельности особой, исследовательских форм поведения с в», спаяв
ориеитироеочно- широким использованием ранее позвоночные.
исследовательсхои приобретенных знаний, умений и навыков. (собаки, дельфины).
подготовительной фазы.    
Способность решать одну и ту    
же задачу разными методами.    
Перенос однажды найденного    
принципа решения задачи в    
новые условия. Создание и    
использование в деятельности    
примит. орудий. Способность к    
познанию окруж.    
действительности независимо    
от наличия биолог, потаебн-    


РАЗДЕЛ 2.

Наши рекомендации