Интерактивные игры как средство групповой психологической работы
Klaus W. Vopel
Handbuch für Gruppenleiter/innen:
Zur Theorie und Praxis der Interaktionsspiele
Iskopress, Salzhausen 2000
Клаус Фопель
Технология ведения тренинга:
Теория и практика
Перевод с немецкого
2-е издание
Москва «Генезис» 2005
УДК 159.98
ББК 88
Ф 789
Фопель К.
Ф 789
Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Генезис, 2005. — 267 с. — (Все о психологической группе.)
ISBN 5-98563-003-Х
Книга адресована психологам, ведущим тренинговые группы. Фактически она является практическим пособием по ведению групп, так как в ней представлен анализ всех наиболее важных моментов этой работы.
Отличительной особенностью этой книги является то, что в ней, помимо конкретных рекомендаций, содержится изложение теоретических основ групповой работы — анализ природы индивидуальной и групповой психодинамики, обсуждение функциональной модели ведения групп, выделение двух основных направлений развития группы. В то же время читатель найдет в ней обсуждение практических, волнующих каждого психолога вопросов: Какие навыки, знания и личностные установки необходимы ведущему группы? Какие этапы проходит группа в своем развитии? Какие установки участников способствуют результативной работе, а какие мешают ей? Что делать в случае возникающих затруднений?
Как и все книги К. Фопеля, «Технология ведения тренинга» содержит описание конкретных интерактивных игр.
ISBN 5-98563-003-Х (рус.)
ISBN 3-89403-099-2 (нем.)
© by Iskopress, Verlag-GmbH, 2000
© Издательство «Генезис», 2004
© М. Полякова, перевод, 2003
ПРЕДИСЛОВИЕ. 3
1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.. 3
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ.. 3
1.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР. 3
Развлекательные игры.. 3
Военные игры.. 3
Экономические игры.. 3
Психотерапевтические игры.. 3
1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР. 3
Цели. 3
Количество участвующих в игре людей. 3
Глубина интервенции игры.. 3
Нагрузка на участников. 3
Продолжительность. 3
Средства общения. 3
Степень структурированности игры.. 3
Количество участников в группе. 3
Происхождение игры.. 3
Психологическая основа интерактивной игры.. 3
Требования к ведущему группы.. 3
Масштаб интервенции. 3
Время проведения игры.. 3
1.4. ЧЕТЫРЕ ШАГА В РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ ИГРАМИ.. 3
Шаг 1. Анализ групповой ситуации. 3
Шаг 2. Инструктирование участников. 3
Шаг З. Проведение игры.. 3
Шаг 4. Подведение итогов. 3
1.5. МОТИВИРУЮЩАЯ СИЛА ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР. 3
Активное участие. 3
Обратная связь. 3
Содержательные и временные границы.. 3
Открытые результаты.. 3
Учет естественных потребностей. 3
Соревнование и сотрудничество. 3
Равномерное участие. 3
Влияние структуры.. 3
Групповая сплоченность. 3
Отступление ведущего на «задний план». 3
Привлекательность ведущего. 3
1.6. ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР. 3
Возможные преимущества. 3
Возможные опасности. 3
2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГРУППЕ. 3
2.1. ЦЕЛИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.. 3
Сенсибилизация навыков восприятия. 3
Углубление ответственности за самого себя. 3
Разрушение ролевых стереотипов. 3
Открытое выражение чувств. 3
Осознание собственных мотивов. 3
Принятие себя. 3
Принятие других. 3
Контакт и сотрудничество с другими людьми. 3
Межличностная открытость. 3
2.2. МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ.. 3
Восприятие собственных чувств. 3
Прямое выражение чувств. 3
Откровенность. 3
Обратная связь. 3
Наличие когнитивного аспекта обучения. 3
Переживание близости с другими. 3
Возможность оказывать помощь другим людям.. 3
Наблюдение за другими участниками группы.. 3
Обнаружение сходства с другими. 3
Обретение примеров для подражания. 3
Экспериментирование с собой. 3
Поддерживающая позиция ведущего. 3
2.3. УСТАНОВКИ УЧАСТНИКОВ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В ГРУППЕ. 3
2.4. УСЛОВИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ.. 3
Групповые нормы.. 3
Климат в группе. 3
2.5. ПЕРЕНОС В ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ. 3
Активное поведение. 3
Осознанное планирование. 3
2.6. ОТЛИЧИЕ ОТ ПСИХОТЕРАПИИ.. 3
3. ЛИЧНОСТЬ ВЕДУЩЕГО ГРУППЫ.. 3
3.1. ЧЕТЫРЕХМЕРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ ГРУПП.. 3
3.2. ЭФФЕКТИВНЫЙ ВЕДУЩИЙ.. 3
Знания. 3
Установки. 3
Искусство и техника. 3
4. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВЕДУЩИЙ?. 3
4.1. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ. 3
Кто я по отношению к группе?. 3
Кто в группе?. 3
Каковы мои цели?. 3
Какой словарь я могу использовать?. 3
4.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩЕГО, НАПРАВЛЕННАЯ НА ГРУППУ В ЦЕЛОМ... 3
Поощрение групповой сплоченности. 3
Обобщение и резюмирование. 3
Организация и поощрение взаимодействия. 3
Прорабатывание конфликтов. 3
Диагностика социально-психологической ситуации. 3
Поощрение терпимости группы.. 3
Учет сопротивления. 3
Дозирование тревоги. 3
4.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩЕГО, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОТДЕЛЬНОГО ЧЛЕНА ГРУППЫ.. 3
Слушание каждого участника. 3
Предотвращение ситуаций психологического давления. 3
Предоставление гарантии поддержки и защиты.. 3
Приобщение к работе тех, кто молчит.. 3
Уточнение и переформулирование. 3
Помощь в осознании происходящего. 3
Перенос группового опыта в реальную жизнь. 3
Конфронтация. 3
Выражение симпатии и нежности. 3
Возможность физического движения. 3
4.4. НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ.. 3
5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.. 3
5.1. ДВЕ ЛИНИИ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ. 3
5.2. ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.. 3
Стадия 1. Ориентация. 3
Стадия 2. Конфронтация и конфликт.. 3
Стадия 3. Согласие, сотрудничество и компромисс. 3
Стадия 4. Интеграция личных потребностей и требований группы.. 3
5.3. КРИЗИСЫ РОСТА.. 3
Кризисы в зрелых группах. 3
Затяжные кризисы в группах с нарушенным развитием. 3
6. ВОЗНИКАЮЩИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ. ЧТО С НИМИ ДЕЛАТЬ?. 3
6.1. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ. 3
Ориентирование участников вовне. 3
Перфекционистский подход к групповой работе. 3
Несовершенная система обратной связи. 3
Избирательное и искаженное восприятие. 3
Слишком много или слишком мало откровенности. 3
6.2. ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА.. 3
Тактильный контакт.. 3
Зрительный контакт.. 3
Слушание как средство установления контакта. 3
Речь и ее роль в контакте. 3
Голос и его особенности. 3
Язык тела. 3
Пространство и особенности контакта участников. 3
Личное пространство участников. 3
6.3. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ. 3
Молчание. 3
Многословие. 3
Изменение темы.. 3
Обезличенные и обобщающие высказывания. 3
Постоянные вопросы.. 3
Оправдания непродуктивного поведения. 3
Частые интерпретации. 3
Принятие участником на себя роли ведущего. 3
Избегание проявления глубоких и интенсивных чувств. 3
Псевдоутешение. 3
Нагнетание конфликтов. 3
Самобичевание. 3
Шутники в группе. 3
Неуместный юмор. 3
Проявление цинизма. 3
Скука в группе. 3
Слишком активное участие. 3
Пропуски занятий и опоздания. 3
Посторонние разговоры в группе. 3
6.4. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МНОГИХ УЧАСТНИКОВ ИЛИ ВСЕЙ ГРУППЫ.. 3
Принятие «подпольных» законов. 3
Перебивание. 3
Групповые стереотипы.. 3
Охота за «козлом отпущения». 3
Концентрация на одном участнике. 3
Увлечение историей группы.. 3
Стремление постоянно играть. 3
Скрытые потребности. 3
7. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП.. 3
7.1. ИНФОРМИРОВАНИЕ УЧАСТНИКОВ О ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ ГРУППЫ.. 3
7.2.ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ.. 3
7.3.ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ.. 3
8. ИНТЕРВЕНЦИОННЫЙ РЕПЕРТУАР ВЕДУЩЕГО.. 3
8.1. КОРОТКИЕ НЕСТРУКТУРИРОВАННЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ.. 3
Узость восприятия себя и других. 3
Игнорирование участниками собственных чувств. 3
Недостаточная обратная связь. 3
Недостаточное понимание участниками себя. 3
Боязнь пробовать, экспериментировать. 3
Недостаток безопасности и поддержки. 3
Недостаточная рефлексия группового процесса. 3
Наличие в группе «помех» для работы.. 3
Нарушение баланса между работой над групповой задачей и удовлетворением потребностей участников 3
Ведущему необходимо выразить свои чувства. 3
8.2. ТЕХНИКИ СТРУКТУРИРОВАННЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ.. 3
Техника «обхода по кругу». 3
Ролевая игра. 3
Превращение абстрактных высказываний в символические действия. 3
Символические эксперименты.. 3
Конфликтные игры.. 3
Игры с обратной связью.. 3
Литература.. 3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая книга адресована ведущим психологических групп. В первую очередь она будет полезна тем, кто стремится установить баланс между результативностью работы группы и психологическим состоянием ее участников.
Конечно, книга не может заменить активного обучения ведущих групп на семинарах, проводимых соответствующими тренинговыми организациями. Но она наверняка будет полезна вам и даст новую практическую информацию.
Начало 1970-х годов было ознаменовано «бумом» групповой работы. Привыкшим к обычному обучению (докладам, дискуссиям, лекциям и академическим семинарам) психологам открылся новый мир. Они учились говорить от первого лица, выражать свои чувства, свои тайные желания и личный опыт. Мир групповой работы стал увлекательным приключением для душ и умов, в психологических группах много смеялись, плакали и любили. Участники приезжали из разных стран. Состав групп был самый разнородный и по возрасту и по социальному положению, рядом с менеджером мог сидеть студент, рядом с учительницей — домохозяйка. Вскоре появились новые методы работы с группой — гештальт, транзактный анализ, психодрама и многое другое; полезное и смешное, увлекательное и серьезное — всему нашлось место.
В те годы впервые появилась возможность массовой психологической работы, в основном благодаря тому, что был сформулирован некий принцип, который представлялся увлекательным, практичным и неопровержимым. Этот принцип звучал так: «Становись взрослым и сотрудничай с другими!»
Время постоянно привносит что-то новое в групповую работу. Первое поколение ведущих приобрело свой собственный опыт — опыт участников групп, 1980-е годы прошли под знаком практического применения изученного, 1990-е создали новое направление групповой работы — работа в организациях и в бизнесе.
Мы рады представить эту книгу российскому читателю. Надеемся, что предлагаемое руководство поможет начинающим ведущим в решении проблем, которые всегда возникают у новичков.
Клаус В. Фопель
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Все больше ведущих сегодня осознают тот факт, что им непросто помогать группе в решении ее задач. Вне зависимости от задач конкретной группы всегда возникают проблемы, связанные с мотивацией участников. Хочет того ведущий или нет, каждый участник задает себе вопросы: «Что я получаю от работы в группе? Приносит ли она мне удовлетворение? Удовлетворяются ли в этой группе мои значимые потребности?»
В дальнейшем у участников возникают другие вопросы, связанные уже с их взаимоотношениями или с отношениями с ведущим: «Достаточно ли у меня в группе возможностей для самовыражения? Чувствую ли я себя в безопасности, высказывая отличную от мнения большинства точку зрения? Слышат ли меня другие? Могу ли я доверять ведущему? Чувствую ли я принадлежность к группе? Насколько привлекательна для меня эта группа? Настолько ли важно для меня участие в группе, чтобы я был готов действительно увлечься работой?
Если неопытный ведущий при работе с группой ориентируется только на решение какой-либо групповой задачи и при этом игнорирует потребности участников и то напряжение, которое возникает у них в связи с их неудовлетворенными запросами, то вскоре он столкнется с классическими проблемами:
· участники будут апатичны, мобилизуя для работы только необходимый минимум энергии;
· группа разделится на активных участников и участников, избирающих поведение «на вторых ролях», у которых пребывание в группе на самом деле вызывает фрустрацию;
· между особенно честолюбивыми участниками возникнет «борьба за власть»;
· решения будут приниматься с большим трудом и не будут совместными;
· дискуссии будут слишком продолжительными и утомляющими, так как вместо того, чтобы открыто обсуждать возникающие межличностные конфликты, участники будут скрыто решать свои проблемы во время совместной работы;
· участники не будут чувствовать себя достаточно информированными и будут получать ответы на волнующие их вопросы только через свои догадки, сплетни и слухи.
Постепенно в группе формируется прохладная, скучная и псевдодружеская атмосфера. А ведущий старается компенсировать угрожающие симптомы распада группы посредством санкций, материальных стимулов или сильного давления.
Интерактивные игры — хорошая помощь для ведущих, которых волнует не только решение задач группы, но и самочувствие и взаимоотношения участников. Игры помогают связать требования, которые предъявляются наличием групповой задачи, с индивидуальными потребностями каждого. Благодаря им процессы обучения и работы в группе становятся более личностно ориентированными и продуктивными, а ведущий может сконцентрироваться на раскрытии имеющихся у группы ресурсов.
Сегодня интерактивные игры используются в совершенно разных группах — при подготовке учителей и социальных педагогов, на тренингах организационного развития, на обучающих семинарах, группах встреч и терапевтических группах. Преимущество интерактивных игр — в возможности их приложения ко всем возникающим в группе ситуациям и к разным тематическим и проблемным областям. С помощью интерактивных игр можно смоделировать, развить и усовершенствовать практически все личные и профессиональные способы поведения — коммуникативные навыки, наблюдательность, способность разбираться в своих и чужих чувствах, а также творческие способности и фантазию. Интерактивные игры могут использоваться для обучения ведению групп, процессу принятия решений, ролевому поведению, разрешению конфликтов, сотрудничеству, властно-статусным отношениям и для многого другого.