ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Любая формализованная система принципиально не бывает полной
Любая формализованная система принципиально не бывает полной.
Теорема Гёделя
Завершившийся XX век — период активного развития психологии — дал характерные образы развития науки, активно взаимодействующей с практикой, и даже примеры логически завершенной «диалектической спирали» многих представлений специалистов о предметной реальности, о предмете своей науки, о субъекте труда, о человеке. Достижения научной дисциплины, результаты наших предшественников, — не совокупность достижений и ошибок, а скорее ступени познания.
На рубеже тысячелетий наука подошла к пределу познавательных возможностей методами линейного анализа и программирования. Разрушаются каноны единства дисциплинарного знания, все более насущным становится постоянный диалог с другими научными дисциплинами — родственными, смежными, отдаленными. Заканчивается эра энергетического императива, на смену которого приходит новый императив информационного общества, императив постижения сложного, осознания целостности мира и универсальности его принципов, время обращения к традиционному предмету исследования с новых методологических вершин, в том числе — к человеко-мерным системам.
Сегодня рождаются постнеклассические междисциплинарные парадигмы науки. Естественно-научное и гуманитарное знание идут рука об руку, приходит время синтеза.
Наступивший век — век междисциплинарных исследований. Новые трансдисциплинарные — горизонтальные связи реальности— ассоциативные, в отличие от доминирующих вертикальных причинно-следственных связей дисциплинарных методологий, более гибки и быстрее «настраиваются» на предмет исследования научной дисциплины.
Как правило, дисциплинарный подход решает конкретную задачу, возникшую в историческом контексте развития предмета, подбирая методы из устоявшегося инструментария. Противоположен ему и дополняющий его междисциплинарный подход, когда под данный универсальный метод ищутся задачи, эффективно решаемые им в са-
Заключение 443
мых разнообразных областях человеческой деятельности. Это принципиально иной, интегральный способ структурирования реальности, где скорее господствует полиморфизм языков и аналогия, нежели однозначные причинно-следственные отношения.
Понятно, что противостояние «классицизма» и «постклассицизма» в науке временно. Сегодня становится очевидным, что необходимы новые процессуально ориентированные языки для прочптыва-ния и просчитывания будущего развития систем (информационных, биологических, социальных и др.). Это языки становящихся структур, структур-процессов, структур развивающихся, соединяющихся и распадающихся, языки, высвобождающиеся из плена прежде противостоящих терминов [25, 106, 115, 116].
Сверхбыстрое развитие процессов в социальных системах предполагает овладение адекватной научной методологией. В изучении социальных систем разного «масштаба» встает проблема изучения совместного их развития, проблема коэволюции систем, в которые включен человек как индивид, как субъект, как личность, как индивидуальность.
Теоретически просчитано и практически показано, что сверхсложная, бесконечно хаотизированная на уровне элементов среда может описываться, как и всякая открытая нелинейная среда, небольшим числом фундаментальных переменных, идей, образов. Очевидно, именно на них и должно фокусироваться внимание ученых через систематическое уточнение объекта и предмета конкретной дисциплины, при постоянной разработке ее понятийного аппарата и методологии.
Отметим также установленную в середине XX в. детерминацию процессов эволюции социальных систем из будущего (Н. А. Берн-штейн, П. К. Анохин). Их потенциальное развитие определяется не столько прошлым, историей, традициями системы, сколько будущим, структурами-аттракторами эволюции. Следовательно, можно смоделировать спектры системы «субъект-объект», цели саморазвития социальных систем посредством установления общего темпа их эволюции [63].
Итак, на рубеже тысячелетий все более очевидными становятся принципиальные изменения научных парадигм в отношении изучения «объекта»— одного из компонентов интересующей нас системы «субъект-объект».
Аналогичные процессы захватывают и второй компонент, второй полюс системы «субъект-объект» — субъекта.Мы должны признать,
444 Заключение
что и отдельный человек как компонент социума, как субъект труда, как личность, как индивидуальность не только являет собой традиционный объект или предмет классических гуманитарных и естественных научных дисциплин. Его новые качества раскрывают и изучают новые интегральные научные дисциплины — акмеология, адрологня, андрогогика, психология профессионализма и др. В недрах традиционных и новых научных дисциплин уже созревают новые научные парадигмы видения человека как субъекта социальной активности, как субъекта своего собственного развития.
Психология труда представляет собой постоянно развивающуюся научную дисциплину с традициями и почти вековым позитивным опытом решения практических задач. В психологии труда не только активно используется понятийный аппарат общей психологии, но и активно разрабатывается собственная терминология, отражающая особенности одного из основных видов деятельности человека — труда (труд — профессия — трудовой пост — рабочее место и др.). Активное применение психологии в практике способствовало не только лучшей адаптации человека к условиям труда, но и изменению самих условий и содержания труда. В частности, это отразилось в качественном изменении самого мышления инженеров-конструкторов машин и оборудования в середине минувшего столетня.
Психологию труда можно рассматривать как стабилизирующий и системообразующий фактор в ее взаимоотношениях с рядом прикладных и теоретических областей наук. Для сравнения: более молодая научная дисциплина— современная организационная психология в течение четырех десятилетий еще остается методологическим эклектичным научным направлением с широким полем исследования — от теории организаций и теорий управления до психофизиологии стресса и исследований когнитивных процессов у разных категорий служащих. Как достаточно зрелая научная дисциплина психология труда способствовала и способствует зарождению и становлению новых научных дисциплин, а также интеграции оформившихся научных течений и дисциплин. К примеру: актуальнейшая в современном мире проблема реализации товаров возникла не с появлением термина «маркетинг», а была предсказана, поставлена, научно обоснована и технологически разработана Гуго Мюнстербергом в 1908-1912 гг. в самых первых программах становления психологии труда (индустриальной, промышленной психологии).
Заключение 445
Выявляя структурно-функциональные процессы в организации профессиональной деятельности (профессии, трудового поста, рабочего места), психология труда фиксирует качественные изменения в содержании и формах труда в связи с развитием общества (широким внедрением информационных технологий, повышением психической напряженности труда, масштабности и ответственности профессионала за принимаемые им решения и др.), что требует дальнейшего развития самой научной дисциплины и новых форм ее интеграции с физиологией, психофизиологией и гигиеной умственной деятельности, акмеологпей и другими дисциплинами.
Предложенные в учебном пособии обзор основных подходов к решению научных и практических задач, система рабочих понятий психологии труда помогут формированию у читателей — слушателей, студентов, специалистов — целостного представления об этой дисциплине, а также о социально-экономических факторах развития психологии как науки.
В какой мере автору удалось решить поставленные задачи? Это решать вам, дорогой читатель. В этой связи почему-то вспоминается честная гражданская позиция римского сенатора: «Я сделал, что мог. Кто может — пусть сделает больше».