D) нейтрализация мифопоэтической функции
В020500 – Филология
Основы литературоведческой теории
Дневная 2 курс 4 года
Шевлякова Л.Р.
Назовите автора работы «О русской поэзии»:
B) М.Л. Гаспаров.
*****
Назовите автора работы «Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях»:
B) М.Л. Гаспаров.
*****
Назовите автора работы «Поэтика русской поэзии»:
C) В.М. Жирмунский.
*****
Назовите исследователя, который еще в 1924 году четко определил, что литературоведческий анализ художественного текста требует соблюдения следующих условий: «Полнота пересмотра всех слагающих произведение единиц», «непозволительность всяких отходов за пределы текстуальной данности», «сосредоточенность анализа на точке функционального схождения значимости всех элементов»:
D) А.П. Скафтымов.
*****
В основе выделения этой категории поэтики лежит представление о стандартизированной структуре речевых произведений, выделение и описание наиболее устойчивых, регулярно повторяющихся содержательных и формальных признаков, объединяющих группу текстов:
B) Жанр.
*****
Эта категория поэтики как «устойчивый тип высказывания», по утверждению М.М. Бахтина, характеризуется тремя неразрывно связанными моментами: «тематическим содержанием», «стилем (т.е. отбором словарных, фразеологических и грамматических средств языка)» и «композиционным построением»:
B) Жанр.
*****
Признаками этого жанра, по определению М.В. Ломоносова, являются: связь с «высокой материей», достигнутые успехи, торжественные события в истории государства, «громкое великолепие и быстрота, элементы поэтического слова, использованные под углом ораторского действия»:
A) Ода.
*****
Эта жанровая форма предполагает обязательное использование таких речевых сигналов, как фиксация времени записи, «дробность» подачи информации, сокращения, неполные предложения:
A) Мемуары.
B) Автобиографический текст.
C) Хроника.
D) Дневниковые записи.
E) Житие.
*****
Назовите жанровую форму, для которой в значительной степени свойствен рассказ об основных событиях жизни автора с ретроспективной установкой:
A) Дневниковые записи.
*****
Это качество автобиографического повествования в большей степени являет установку на достоверность и особую субъективность данного жанра:
A) Повествование от первого лица.
*****
К этой категории литературоведения относится следующее определение: «Взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в произведении»:
B) Композиция произведения.
*****
К этой категории литературоведения относится следующее определение: «Ряд произведений, похожих по типу своей речевой организации и познавательной направленности на субъект и объект»:
E) Литературный род.
*****
Из приведенных ниже форм произведений назовите ту, что не относится к «межродовым» явлениям:
D) Роман-эпопея.
*****
Литературной формой, основанной на достоверном изображении исторически важных событий в их временной последовательности, называется:
A) Хроника.
*****
Назовите элементы, относящиеся к сфере внешней композиции:
D) Вставные эпизоды, новеллы.
*****
Позиция, с которой в художественном произведении рассказывается история или с которой воспринимается событие истории героем повествования, называется:
E) Точкой зрения.
*****
По словам Л.Я. Гинзбург, это «самый субъективный род литературы», а Ф. Шлегель писал: «здесь необходимо единство чувства». О каком литературном роде идет речь?:
B) Лирика.
*****
Доминантой изображения в лирике является:
C) Мир чувств и переживаний.
*****
Для этого литературного рода проблема соотношения автора и субъекта речи является особенно актуальной:
C) Лирики.
*****
При описании этого уровня лирического текста Б.О. Корман выделяет следующие категории: автор-повествователь, собственно автор, лирический герой, герой ролевой лирики:
C) Субъектный строй.
*****
Отметьте ряд ученых-литературоведов, занимавшихся изучением типов композиции лирического стихотворения?:
A) В.Е.Холшевников, В.М. Жирмунский, Б.М.Эйхенбаум.
*****
Повествование - это:
A) Рассказ о происшедших событиях.
*****
Описание - это:
D) Изображение предметного мира в его статике.
*****
Назовите компонент, который является организующим в драматических произведениях:
C) Высказывания персонажей.
*****
Именно этому литературоведческому термину соответствует следующее определение: образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрываются тип поведения (поступков, мыслей, переживаний, речевой деятельности):
C) Литературный характер.
*****
Именно это сближает рассказ и новеллу:
A) Малая повествовательная форма.
*****
Жанры, в которых воспроизводитсявнешняя по отношению к автору действительность в ее объективной сущности, в объективном ходе событий, сюжетном их развитии, обычно без вмешательства автора, личность которого по большей части скрыта от слушателей или читателей:
D) Роман, повесть, рассказ.
*****
Определите отношения между формой и содержанием в художественном произведении:
C) Форма и содержание взаимосвязаны.
*****
Термин, которому соответствует следующее определение: «…построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении»:
B) Композиция.
*****
Характерное свойство искусства, подчеркивающее отличие художественного произведения от воспроизведенной в нем реальности, называют:
E) Художественной условностью.
*****
«Единство всех сторон содержания произведения <…> образная, эмоциональная, обобщающая мысль писателя». Так Г. Поспелов определяет:
B) Идею произведения.
*****
Термин, которому соответствует следующее определение: «Конкретная и в то же время обобщенная картина окружающего мира, созданная при помощи вымысла в свете эстетического идеала художника»?:
A) Художественный образ.
*****
Предметом литературоведения является:
C) Устная и письменная словесность.
*****
Назовите понятие, которое синонимично термину «конфликт»:
B) Коллизия.
*****
Назовите содержательные стороны художественного произведения:
B) Тематика, проблематика, идея.
*****
Назовите компоненты форм художественного произведения:
D) Предметная изобразительность, речевой строй, композиция.
*****
Задача этого сюжетного элемента заключается в изображении бывших до возникновения конфликтов условий формирования действующих лиц и в мотивировке их последующего поведения:
C) Экспозиция.
*****
Из нижеперечисленного не входит в компоненты сюжета:
E) Детали.
*****
Признак искусства, который носит бесспорный характер, является аксиомой:
A) Искусство имеет творческий, созидательный характер.
*****
Элементы, которые относятся к внесюжетным:
A) Лирические отступления.
*****
Автор современной «Теории литературы», признанной одним из лучших учебников:
D) В.Е. Хализев.
*****
Назовите элемент, традиционно не относимый исследователями к «сильным позициям» художественного текста:
C) Фабула.
*****
Локальная связность, - связность линейного типа, выражаемая формально, преимущественно языковыми средствами, базирующаяся на местоименной субституции, лексических повторах, наличии союзов, соотнесенности грамматических форм и др. называется:
A) Когезией.
*****
Глобальная связность, - связность нелинейного типа, объединяющая элементы разных уровней текста (например, заглавие, эпиграф, «текст в тексте» и основной текст и др.). Важнейшие средства ее создания являются повторы (прежде всего слов с общими семантическими компонентами) и параллелизм:
B) Когерентность.
*****
Интерпретация литературного произведения это:
D) Истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции.
*****
Анализ композиции произведения предполагает:
E) Исследование особенностей построения художественного произведения, расположения и взаимосвязи его частей, средств и способов построения образов.
*****
Назовите аспект, который не является определяющим при анализе композиции художественного текста:
E) Рассмотрение речевых средств, закрепленных за жанровой формой произведения.
*****
Именно это, по мнению Б. А. Успенского, составляет «центральную проблему композиции»:
A) Проблема точки зрения.
*****
Отметьте вид повтора, который характеризуется следующим определением: «Повтор слов, содержащих одинаковые семы, в том числе ассоциативные, которые актуализируются в контексте»:
D) Семантический.
*****
Определите тип лексического повтора, используемый в следующем фрагменте:
- Гори, гори, прежняя жизнь!
- Гори, страдание! – кричала Маргарита:
E) Точный.
*****
Определите тип лексического повтора, используемый в следующем фрагменте:
«Во всей этой кутерьме запомнилось одно совершенно пьяное женское лицо с бессмысленными, но и в бессмысленности умоляющими глазами»:
C) Корневой.
*****
Определите тип лексического повтора, используемый в следующем фрагменте:
«В октябре, когда листья уже пожолкли, пожухли, сникли – бывают синеглазые дни…»:
D) Синонимический.
*****
Именно этой категории поэтики соответствует данное определение: «Воссозданная в произведении посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же - его самого как душевно-телесное единство»:
A) Мир литературного произведения.
*****
Назовите термин, характеризующий тенденцию художественной образности, при которой происходит акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности:
C) Условность.
*****
Назовите термин, характеризующий тенденцию художественной образности, при которой происходит нивелирование нетождественности или противоположности между изображаемым и формами реальности, создание иллюзии тождества искусства и жизни:
B) Жизнеподобие.
*****
Что не включает в себя антропологический аспект художественной тематики?:
E) Изображение таких вселенских и природных начал (универсалий), как хаос и космос, движение и неподвижность, жизнь и смерть, свет и тьма, огонь и вода и т. п.
*****
«Потенциальный, воображаемый читатель, косвенно, а иногда прямо присутствующий в произведении» в литературоведении называется:
C) Адресатом.
*****
«Литература "второго" ряда, необразцовая, неклассическая, но в то же время имеющая неоспоримые достоинства и принципиально отличающаяся от литературного "низа" ("чтива"), т.е. срединное пространство литературы» это:
C) Беллетристика.
*****
«Нетворческое следование традиционным образцам и назойливое повторение и эклектическое варьирование хорошо известных литературных тем, сюжетов) мотивов, в частности - подражание писателям первого ряда» - это:
B) Эпигонство.
*****
Раздел литературоведения, предмет которого - состав, строение и функции произведений, а также роды и жанры литературы называется:
A) Поэтика.
*****
Тип повествования, предполагающий «стилизацию различных форм устного бытовогоповествования» и «возведение языковых элементов до символов языка», в качестве рассказчика в нем выступает человек «нелитературный» - это:
A) Сказ.
*****
Повествование, в котором доминирует авторская речь и господствующей является точка зрения повествователя, называется:
C) Объективным.
*****
Повествование, включающее «голоса» персонажей, содержащее более или менее развернутый субъектно-речевой план других героев, называется:
D) Субъективизированным
*****
Образ, за которым закреплен устойчивый иносказательный смысл:
B) Символика.
*****
Изображаемый в художественном тексте мир,отображающий, преломляющий, преобразующий ее в соответствии с интенциями автора, соотносится с действительностью:
C) Лишь опосредованно.
*****
Подтекст произведения его полифонию (многоголосие), которая обусловлена обращением к «чужому» слову с присущими ему смыслами и экспрессивно-стилистическим ореолом, выявляют и определяют:
B) Межтекстовые (интертекстуальные) связи.
*****
Ведет повествование (сообщает читателю информацию о происходящих/происходивших событиях, описывает предметы, явления и т.п., изображает, оценивает и др.). Такой субъект речи называется:
D) Нарратор.
*****
С точки зрения этого исследователя, Жанр как «устойчивый тип высказывания» характеризуется тремя неразрывно связанными друг с другом моментами: особым «тематическим содержанием», «стилем (т. е. отбором словарных, фразеологических и грамматических средств языка)» и «композиционным построением»:
E) М. М. Бахтин.
*****
В определении этого жанра прежде всего учитывается композиционное построение текста: преобладание динамических мотивов и неожиданная, часто парадоксальная развязка (pointe):
A) Новелла.
*****
«Жанр всегда и тот и не тот, всегда и стар и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра» - утверждал:
E) М. М. Бахтин.
*****
«...Никакой логической и твердой классификации жанров произвести нельзя. – Их разграничение всегда исторично, то есть справедливо только для определенного исторического момента», заметил:
D) Б.В.Томашевский.
*****
Существующая традиционная классификация жанров сохраняет многопризнаковость, для нее характерна определенная иерархия, связанная с учетом:
D) Фактора рода литературного произведения.
*****
Автокоммуникация, предполагающая периодичность записей, является коммуникативной доминантой в текстах, написанных в жанровой форме:
A) Дневника.
*****
Разные жанровые формы взаимодействуют друг с другом, в результате чего возникают:
D) «Гибридные» жанровые образования.
*****
Аксиоматический метод – способ построения теории, при котором в основу кладутся
D) положения, принимаемые без доказательств
*****
Какой из перечисленных факторов не способствует художественности литературного произведения?
A) двойная референция
B) принадлежность к одному из возможных миров
C) узнаваемость ситуации и объектов
D) нейтрализация мифопоэтической функции
E) нейтрализация познавательной функции.
*****
Идеальность художественного пространства состоит в том, что оно:
A) самое лучшее
B) художественное воплощение идеалистической философии
C) очень сложный предикат