Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей
Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа, пребывает в премирном пространстве, в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего à природа души сродни природе идей (душа бессмертная и неизменная)
· ДУША «Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному в самом себе в высшей степени подобна наша душа»
· ТЕЛО подобно «человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою».
Индивидуальная душа - образ и истечение универсальной мировой души. Ее соединение с телом Платон объясняет отпадением от истины к тому, что от нее имеет бытие (цитата Ждан!).
· Телесное, материальное пассивно и получает всю свою действительность только от духовного начала (руководит всем душа).
· НО: связь души и тела: они должны соответствовать друг другу. Он указывает на необходимость развивать душу и тело в равновесии так, чтобы между ними была соразмерность
Метафоры души
1.В «Государстве» - сравнение души со стадом, пастухом и псом, помогающим ему.
2.В «Федре» душа уподобляется крылатой упряжке из двух коней, которой правит возничий. Положение о тройственном составе души — вожделеющем, страстном и разумном.
· Вожделеющая, неразумная часть (черный конь, не слушается хочет сбросить возницу в пропасть) - общее у человека, животных и растений.
Удовлетворять свои телесные потребности: + à удовольствие, достигая этой цели; - à страдание.
· Разумная (возница, который ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя конем).
· Яростный дух (белый конь, хотя и старается идти своей дорогой, но не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре). Этой частью человек «вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым.
Все стороны души должны находиться в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала – ДА ЭТО ЖЕ ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (Похоже на Фрейда, не так ли?)
А теперь вообще понятно, с чьими трудами ознакомился Зигмунд:
Но на деле гармония редко бывает и между частями души, между ними распри à борьба обнаруживается в сновидениях человека (раскрывают желания человека
Нарушение гармонии приводит к страданию, ее восстановление — к удовольствию. Так, в описание жизни души с необходимостью вводится чувство.
То есть, Платон – рационалист - поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами, и выступал против Демокрита и его теории детерминизма, утверждая возможность свободы человека, свободы его разумного поведения.
Судьба души после смерти
Форма мифа и преследует этические, государственно-педагогические цели: «Живя, люди должны верить, что после смерти душа ответственна за все действия тела. Эта вера заставит каждого бояться возмездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга. Миф о бессмертии души изображает перевоплощение душ — то ниспадающих с неба на землю, то восходящих с земли на небо, как циклический процесс.
Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен.
3.Первая завершенная система психологической науки - Аристотель
Аристотель — автор трактата «О душе», первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души (и свою концепцию затер и другие проанализировал)
Ученик Платона: не согласен по поводу отделенности идей от вещей.
А: каждая вещь есть единство материи и формы. Вся природа - это совокупность форм, связанных с материей.
Пример: дом. Кирпичи – материя, назначение (быть укрытием от жары) – форма.
Но может быть и форма без материи - нематериальный энергийный ум, верховный разум. Он — форма форм.
Системе Аристотеля свойственна двойственность: в учении о форме он остается на позициях объективного идеализма.
Душа