Общие стандарты
Данные Общие стандарты потенциально применимы к профессиональной и научной деятельности всех психологов.
1.01. Применимость Этического кодекса
Деятельность психолога, на которую распространяется действие Этического кодекса, может рассматриваться в соответствии с этими Этическими стандартами только в тех случаях, если она составляет часть его профессиональных функций или является психологической по своей природе. Деятельность, которая не связана с выполнением психологических функций или не влияет на них, не является объектом действия Этического кодекса.
1.02. Отношения этики и закона
Если этическая ответственность психологов входит в противоречие с требованиями закона, психологи заявляют о своей приверженности Этическому кодексу и предпринимают шаги, чтобы ответственно разрешить конфликт.
1.03. Профессиональные и научные отношения
Психологи предоставляют диагностические, терапевтические, обучающие, исследовательские, контролирующие, консультативные или другие психологические услуги только в контексте определенных профессиональных или научных отношений или обязанностей (см. также Стандарты 2.01. Оценка, диагноз и вмешательства в профессиональном контексте и 7.02. Судебные оценки).
1.04. Границы компетенции
а. Психологи предоставляют свои услуги, занимаются педагогической и исследовательской работой только в пределах своей компетенции, основанной на их образовании, профессиональной подготовке, прохождении стажировки или соответствующем профессиональном опыте.
б. Психологи, которые предоставляют свои услуги, занимаются педагогической и исследовательской работой в новых для себя областях или с применением новых методов, могут делать это только после предварительного прохождения необходимого курса обучения, стажировки и/или консультации с людьми, которые имеют опыт работы в этих областях или в применении этих методов.
в. В областях, находящихся на стадии становления, где, как правило, еще не существует общепринятых стандартов предварительного обучения, психологи, тем не менее, предпринимают адекватные меры, чтобы гарантировать компетентность своей работы и не допустить нанесения вреда пациентам, клиентам, студентам, участникам исследований и другим людям.
1.05. Поддержание компетентности
Психологи, которые занимаются оценкой, терапией, обучением, проведением исследований, предоставлением консультаций организациям или другой профессиональной деятельностью, должны постоянно следить за текущей научной и профессиональной информацией в их области деятельности и прилагать постоянные усилия для поддержания высокой квалификации в тех навыках, которые они используют.
1.06. Основание для научных и профессиональных решений
Принимая научные или профессиональные решения, а также занимаясь любым видом профессиональной или педагогической деятельности, психологи опираются на научные и профессиональные знания.
1.07. Описание характера и результатов психологических услуг
а. Когда психологи проводят оценку, анализ, психологическую работу, консультирование, занимаются супервизированием, преподавательской работой, предоставлением консультаций, проведением исследований или оказанием других видов психологических услуг отдельным людям, группам или организациям, они должны, используя язык, достаточно понятный потребителю этих услуг, предоставить в самом начале работы адекватную информацию о характере таких услуг и соответствующую информацию относительно результатов и выводов в конце работы (см. также Стандарт 2.09. Объяснение результатов оценки).
б. Если предоставление такой информации отдельным лицам или группам не допускается законом или нормами учреждения, то психологи сообщают об этом этим лицам или группам в самом начале обслуживания.
1.08. Человеческие различия
В тех случаях, когда различия в возрасте, поле, расовой и этнической принадлежности, национальности, религии, сексуальной ориентации, дееспособности, языке или социально-экономическом положении существенно влияют на работу психологов с отдельными людьми или группами, психологи должны пройти курс обучения, практической работы, стажировки или получить консультацию, .чтобы гарантировать компетентность своих услуг; в противном случае они направляют клиента к соответствующему специалисту.
1.09. Уважение других людей
В своей профессиональной деятельности психологи уважают право каждого человека иметь личные ценности, установки и мнения, которые отличаются от их собственных.
1.10. Отсутствие дискриминации
В своей профессиональной деятельности психологи не допускают несправедливой дискриминации, основанной на различиях в возрасте, поле, этнической и расовой принадлежности, национальности, религии, сексуальной ориентации, дееспособности, социально - экономическом положении или на любом основании, запрещенном законодательством.
1.11. Сексуальное преследование
а. Психологи не допускают сексуального преследования. Сексуальное преследование – это сексуальное домогательство, физические приставания, также вербальное или невербальное поведение, которое носит явно сексуальный характер и которое имеет место в связи с профессиональной деятельностью или ролью психолога. Кроме того, сексуальное преследование, во-первых, является нежелательным, оскорбительным, создает резко отрицательную обстановку на рабочем месте (при этом психологи сознают это или им сообщают об этом); во-вторых, является достаточно серьезным или интенсивным, чтобы причинять беспокойство преследуемому в данном случае лицу. Сексуальное преследование может состоять из единичного интенсивного или серьезного действия или многократных настойчивых или неотвязных действий.
б. Психологи согласовывают вопросы чести и достоинства людей, жалующихся на сексуальное преследование, и ответчиков. Психологи не препятствуют допуску или выдвижению на преподавательскую работу, принятию на работу, пребыванию на должности или продвижению людей, основываясь исключительно на том, что их обвиняют в сексуальном преследовании, или из-за того, что они являются объектом сексуального преследования. Это не является препятствием для действий, предусмотренных в случаях такого поведения, или рассмотрения другой соответствующей информации.
1.12. Причинение беспокойства другими способами
Психологи не допускают преднамеренных действий, которые причиняют беспокойство или унижение людям, с которыми они взаимодействуют в своей работе, на основании таких факторов, как возраст этих людей, их пол, расовая и этническая принадлежность, национальность, религия, сексуальная ориентация, недееспособность, язык или социально - экономическое положение.
1.13. Личные проблемы и конфликты
а. Психологи признают, что их личные проблемы и конфликты могут оказывать влияние на эффективность их деятельности. Следовательно, они воздерживаются от предпринимаемой деятельности, когда знают или должны знать, что их личные проблемы, по всей вероятности, нанесут вред пациенту, клиенту, коллеге, студенту, участнику исследования или другому человеку, по отношению к которому у психолога могут быть профессиональные или научные обязательства.
б. Кроме того, психологи обязаны чутко реагировать на признаки возникновения личных проблем и на самых ранних стадиях обращаться за поддержкой для их разрешения, чтобы предотвратить значительное ослабление деятельности.
в. Когда психологи узнают о своих личных проблемах, которые могут повлиять на адекватное выполнение их профессиональных обязанностей, они предпринимают соответствующие меры, например, обращаются за профессиональной консультацией или помощью и определяют, должны ли они ограничить, приостановить или завершать выполнение своих профессиональных обязанностей.
1.14. Не нанесение вреда
Психологи предпринимают адекватные меры, чтобы избежать нанесения вреда своим пациентам или клиентам, участникам исследований, студентам и другим людям, с которыми они работают, и минимизировать такой вред, когда он является предвидимым и неизбежным.
1.15. Злоупотребление, связанное с психологическим влиянием
Ввиду того что научные и профессиональные суждения и действия психологов могут оказывать влияние на жизнь других людей, психологи тщательно следят и предпринимают меры предосторожности против проявлений личных, финансовых, социальных, организационных или политических факторов, которые могут привести к неправильному употреблению их влияния.
1.16. Злоупотребления, связанные с работой психологов
а. Психологи не принимают участия в деятельности, в которой очевидна вероятность, что их квалификация или информация будут неправильно использоваться другими людьми, и если не предусмотрены механизмы коррекции (см. также Стандарт 7.04. Правдивость и непредвзятость).
б. Если психологи узнают о неправильном употреблении или искажении результатов их работы, они предпринимают адекватные меры, чтобы исправить или минимизировать неправильное употребление или искажение результатов.
1.17. Множественные отношения
а. Во многих сообществах и ситуациях для психологов оказывается невозможным или неприемлемым избежать социальных или других непрофессиональных контактов с такими людьми, как пациенты, клиенты, студенты, стажеры или участники исследования. Психологи всегда должны быть внимательны к возможным неблагоприятным влияниям подобных контактов на свою работу и на тех людей, с которыми они имеют дело. Психолог воздерживается от вступления или обещаний вступить в новые личные, научные, профессиональные, финансовые или другие отношения с такими людьми, если очевидна вероятность, что такие отношения могут существенно ослабить объективность психолога или иначе воздействовать на эффективность выполнения им его функций или могут повредить другой стороне.
б. Более того, всякий раз, когда это возможно, психолог воздерживается от принятия на себя профессиональных или научных обязательств, если существующие отношения содержат опасность такого вреда.
в. Если психолог обнаруживает, что вследствие действия непредвиденных факторов возникли потенциально вредные множественные отношения, он пытается разрешать эту проблему должным образом соблюдая интересы подверженного риску лица в максимальном согласии с Этическим кодексом.
1.18. Бартер (с пациентами или клиентами)
Психологи обычно воздерживаются от принятия товаров, услуг или других видов неденежных вознаграждений от пациентов или клиентов взамен психологических услуг, поскольку такая практика создает потенциальные условия для конфликтов, эксплуатации и искажения профессиональных отношений. Психолог может согласиться на бартерные отношения только в тех случаях, когда: 1) это клинически не противопоказано; 2) отношения не являются эксплуататорскими (см. также Стандарты. 1.17. Множественные отношения, и 1.25. Оплаты и финансовые соглашения).
1.19. Эксплуататорские отношения
а. Психологи не эксплуатируют людей, над которыми они имеют какую-либо власть, связанную с выполнением контролирующей или оценочной функции, или другой вид власти, например студентов, лиц, проходящих стажировку, подчиненных, испытуемых в исследованиях, а также клиентов или пациентов (см. также Стандарты 4.05-4.07, касающиеся вовлечения клиентов или пациентов в сексуальные отношения).
б. Психологи не вступают в сексуальные отношения со студентами или лицами, проходящими стажировку, над которыми они имеют оценочную или прямую власть, потому что такие отношения, с большой вероятностью, препятствуют выработке решения или оказываются эксплуататорскими.
1.20. Консультации и направления к специалисту
а. Психологи договариваются о необходимых консультациях и направлениях к специалистам, исходя в первую очередь из лучших интересов своих пациентов или клиентов, получив их соответствующее согласие, и учитывая другие обстоятельства, включая соответствующие юридические и контрактные обязательства (см. также Стандарты 5.01. Обсуждение пределов конфиденциальности и 5.06. Консультации).
б. При наличии показаний и если это приемлемо по профессиональным критериям, психологи сотрудничают с другими специалистами, с целью эффективного и адекватного обслуживания своих пациентов или клиентов.
в. Порядок оформления психологами направлений к специалистам определяется законом.
1.21. Просьбы об услугах от третьих лиц
а. Когда психолог соглашается предоставить услуги физическому или юридическому лицу по просьбе третьего лица, он в самом начале обслуживания уточняет, насколько это возможно, характер отношений с каждой стороной. Уточняется роль, которая отводится психологу (например, терапевта, консультанта учреждения, диагноста или свидетеля-эксперта), предполагаемое использование предоставляемых услуг или полученной информации, а также выявляются возможные пределы конфиденциальности.
б. Если имеется предвидимая опасность того, что психолог будет вынужден выполнять противоречивые роли в связи с участием третьего лица, психолог выясняет характер и направление его обязательств, информирует все стороны, насколько это возможно, о развитии ситуации и разрешает ситуацию в соответствии с данным Этическим кодексом.
1.22. Поручения подчиненным и контроль их работы
а. Психологи поручают своим служащим, стажерам и помощникам в проведении исследования только те обязанности, которые эти лица могут выполнить на достаточном уровне компетентности с учетом их образования, профессионального обучения или опыта либо самостоятельно, либо при обеспечиваемом уровне контроля.
б. Психологи обеспечивают должное обучение и контроль своих служащих или стажеров и предпринимают необходимые меры, чтобы убедиться, что такие люди выполняют свои обязанности ответственно, со знанием дела и без нарушения этических норм.
в. Если проводимая в учреждении политика, процедуры или практика препятствуют .выполнению этого обязательства, психологи пытаются изменять свою роль или, насколько возможно, исправить ситуацию.
1.23. Документирование профессиональной и научной работы
а. Психологи должным образом документируют свою профессиональную и научную работу, с тем чтобы облегчить последующее предоставление услуг ими самими или другими специалистами, гарантировать подотчетность и выполнить требования учреждений или закона.
б. Когда психологи имеют основания полагать, что отчеты об их профессиональных услугах будут использоваться в процессуальных действиях, в которых принимают участие получатели услуг или участники их работы, они обязаны создавать и сохранять документацию, настолько подробную и такого качества, чтобы она оказалась адекватной для тщательного исследования на судебном форуме (см. также Стандарт 7.01. Профессионализм).
1.24. Записи и данные
Психологи создают, сохраняют, распространяют, накапливают, используют отчеты и материалы, относящиеся к их исследованиям, практической и другой работе, а также распоряжаются ими таким способом, который соответствует закону и не противоречит требованиям данного Этического кодекса (см. также Стандарт 5.04. Ведение записей).
1.25. Оплаты и финансовые договоренности
а. Психолог вместе с пациентом, клиентом или другим соответствующим получателем психологических услуг должны как можно раньше договориться об условиях, определяющих порядок компенсации и расчета.
б. Психологи не используют в своих интересах получателей услуг или плательщиков в том, что касается оплаты.
в. Порядок оплаты услуг психологов не должен противоречить закону.
г. Психологи не должны искажать сведения относительно их оплаты.
д. Если могут предвидеться ограничения обслуживания из-за ограничений в финансировании, это обстоятельство должно быть, как можно раньше обсуждено с пациентом, клиентом или другим надлежащим получателем услуг (см. также Стандарт 4.08. Прекращение обслуживания).
е. Если пациент, клиент или другой получатель услуг не оплачивает услуги, как это было согласовано, и если психолог хочет воспользоваться услугами агентства по сбору платежей или применить юридические меры для взимания платы, он должен сначала информировать человека о принятии таких мер и обеспечить ему возможность сделать немедленную оплату (см. также Стандарт 5.11. Отказ в выдаче записей за неуплату).
1.26. Точность в отчетах перед плательщиками и источниками финансирования
В своих отчетах перед плательщиками за услуги или перед источниками финансирования исследований психологи точно заявляют характер исследования или предоставляемого обслуживания, оплаты или расходы и, где возможно, идентичность поставщика, добытые сведения и диагноз (см. также Стандарт 5.05. Разглашение информации).
1.27. Направления к специалисту и оплата
Когда психолог платит другому специалисту, получает от него оплату или делит оплату с другим специалистом, не являющимся нанимателем или подчиненным по отношению к психологу, оплата каждого зависит от характера оказываемой услуги (клинической, консультативной, административной или другой), а не от направления самого по себе.