Психология принятия управленческих решений
Процессуальная организация управленческих решений рассматривается как бы двояко. С одной стороны, в плоскости индивидуальной деятельности руководителя, предполагающей раскрытие процессуальной организации управленческого решения в категориях индивидуального выбора. Основной акцент делается на выделение и изучение определенных макроэтапов процессуальной организации решений. С другой стороны — в плоскости изучения совместной деятельности, предполагающей использование категорий и результатов, полученных в теории групповых решений.
Положение о наличии у процессов ПУР ряда основных этапов — одно из базовых при изучении управленческой деятельности.
Выделяются следующие этапы подготовки и принятия управленческого решения: 1) диагностика проблемы; 2) формулировка ограничений и критериев принятия решения; 3) определение альтернатив; 4) оценка альтернатив; 5) выбор альтернативы; 6) реализация альтернативы; 7) получение обратной связи и коррекция решения.
НАЧАЛО развертывания процесса совместного решения объективно требует определения системы исходных данных, отправных точек всего последующего процесса: выбора цели, определения границ группы, оценки ресурсов, оценки неопределенности ситуации (ее зоны, вида), формирования групповых представлений о каждом ее члене. ВТОРОЙ ЭТАП процесса совместного решения (и одновременно объективно необходимое его условие) предполагает формирование так называемого "общего фонда информации", т. е. информационной основы решения. ТРЕТИЙ, основной этап процесса совместных решений (и опять-таки условие его реализации) характеризуется тем, что в это время группа вырабатывает своего рода метарешение относительно выбора стратегии дальнейшей организации решения. Это решение может быть затем скорректировано.ЧЕТВЕРТЫЙ этап процесса совместного решения соотносится с определением членами группы представлений об индивидуальных целях, предпочтениях, возможностях и качествах других членов группы. ПЯТЫЙ ЭТАП отличается тем, что на нем наиболее интенсивно развертываются процессы групповой дифференциации.ШЕСТОЙ ЭТАП соотносится с выработкой группой еще одного метарешения. Его содержанием выступает выбор критерия, который будет положен в основу агрегации индивидуальных предпочтений.СЕДЬМОЙ ЭТАП процессуального развертывания межличностных решений соотносится, как правило, непосредственно с самим актом выбора того или иного варианта, альтернативы.
Кроме названных этапов, на наш взгляд, необходимо выделять и еще одну обязательную стадию процесса совместных решений, связанную с коррекцией и, более того, с компенсацией неудачных и (или) неправильных решений.
52.Социально-психологические факторы формирования отношения к труду.
А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелев предлагают следующую систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда, которые могут быть использованы не только для выявления готовности человека эффективно трудиться, но и в целях профессиональной ориентации самоопределяющихся клиентов (см. Зеличенко, Шмелев, 1987. С. 33-43):
Внешние факторы:
· факторы давления: рекомендации; советы; указания со стороны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.; требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи...); индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности...);
· факторы притяжения-отталкивания: примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны "социального преуспевания" (мода, престиж, предрассудки);
· факторы инерции: стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах...); привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений...).
Внутренние мотивационные факторы:
· собственные мотивационные факторы профессии: предмет труда; процесс труда (привлекательный-непривлекательный, эстетические аспекты, разнообразие-однообразие деятельности, детерминированность-случайность успеха, трудоемкость работы, индивидуальный-коллективный труд, возможности развития человека в данном труде); результаты труда;
· условия труда: физические (климатические, динамические характеристики работы); территориально-географические (близость месторасположения, необходимость разъездов); организационные условия (самостоятельность-подчиненность, объективность-субъективность в оценке труда); социальные условия (трудность-легкость получения профессионального образования, возможности последующего трудоустройства; надежность положения работника; свободный-ограниченный режим; социальный микроклимат и т.д.);
· возможности для реализации внепрофессиональных целей: возможности для общественной работы; для достижения желаемого общественного положения; для создания материального благополучия; для отдыха и развлечений; для сохранения и укрепления здоровья; для психического самосохранения и развития; возможности, предоставляемые работой и профессией для общения.
К. Замфир предлагает систему, позволяющую оценивать удовлетворенность труда в соответствии с его содержанием: Общие условия: транспорт до предприятия; удобный график работы; социальные льготы (столовая, ясли и др.); возможности заработка; возможности продвижения по работе. Физические условия труда: безопасность труда; эстетика места работы; шум, температура, вибрация и т.п. Содержание труда: разнообразие-монотонность; сложность труда, требуемая квалификация; необходимость решения новых, интересных проблем; элементы руководства и ответственности; соответствие личным способностям. Отношения между людьми в труде: отношения с коллективом; отношения с непосредственными руководителями. Организационные рамки труда: уровень организации на предприятии; состояние общественного мнения; социально-психологический климат.
М. Аргайл выделяет следующие факторы удовлетворенности трудом: 1. Заработная плата. 2.Отношения с сотрудниками. 3. Отношения с руководством. 4. Возможности продвижения по службе.5. Другие факторы удовлетворенности: удовлетворенность условиями; удовлетворенность фирмой (гордость за фирму); организация времени (позволяет ли работа быть хозяином своего времени, насколько оно тратится с пользой); предоставление свободного статуса и личной идентичности (быть на работе самим собой); дальние, перспективные жизненные цели (может ли работа помочь в их реализации); чувство общности деятельности, разделяемое с другими людьми; вынужденная активность (чтобы работа дисциплинировала человека, не создавала условий для "стагнации" и "безделья").М. Аргайл выделяет также основные проявления неудовлетворенностью работой: уход (увольнение, поиск новой работы); выражение протеста (переговоры с руководителем, написание писем, забастовки и т.п.); лояльность (терпеливое перенесение трудностей); пренебрежение (прогулы, опоздания, невысокая производительность…).