Онаслаждениии удовольствии
Междуэтими понятиямиесть большаяразница. Удовольствие— это чувство,которое роднитнас с животными.Мыполучаем удовольствиеот удовлетворенияестественныхпотребностей.Движение, дыханиевызывают чувствоудовольствия.Я уже не говорюоб удовольствии,которое бываетпри сексуальномсближении.
Э. Фромм,выдающийсяпсихоаналитиксередины XXвека, разделилпотребностичеловека наистинные ипсевдопотребности.
К истиннымон относил тепотребности,удовлетворениекоторых приводитк развитиючеловека. Ксожалению, впроцессе воспитанияу ребенка блокируетсяразвитие способностей(если у меняесть способностик пению, то естьи потребностьпеть), тогдаформируютсяпсевдопотребноститипа потребностииграть в азартныеигры ит. п. К истиннымпотребностям,конечно, относитсяи потребностьв удовлетворениичувства собственнойзначительности.Последнюю легчевсего удовлетворить,развив своиведущие способностии духовно вырасти.
Чувствонаслаждениявозникает учеловека, когдаон уже удовлетворилсвои потребности.Вы хорошо поели,утолив голод,но тут вампреподнеслиизысканноеблюдо. Потребностьв еде уже удовлетворена,но вы продолжаетеесть. Нет, выне едите. Вынаслаждаетесь!Удовольствиеможно усилить,затянув удовлетворениепотребности.Не помню, комупринадлежитизречение:«Лучшая приправак пище — голод».Если вы долгоне ели, иногдасухая коркахлеба кажетсячрезвычайновкусной. Ноесли вы сыты,вы ее есть небудете. Наслаждениетаким способомне добудешь.Во-первых, оновсегда от избытка,во-вторых, источникнаслаждениявсегда искусственен.В-третьих, дляполучениянаслаждениянеобходимоспециальноучиться. И чемтоньше наслаждение,тем дольше емунадо учиться.Редко кто безспециальнойподготовкисможет наслаждатьсясимфоническоймузыкой. Большинствонашего населенияот секса получаетудовольствие.Для того чтобыполучить отнего наслаждение,необходимаучеба. Показателемтого, что большинствоот секса получаеттолько удовольствие,служит тотфакт, что большинствопосле сексасразу засыпает.Партнер, желающийполучить ещеи наслаждение,останетсянедовольным.
Естьнаслаждения,связанные сестественнымии духовнымипотребностями.Наслажденияпервые ограниченынашими физическимивозможностями.Как бы ни быловкусно блюдо,больше, чем вменя влезет,я не съем. Присамой высокойпотенции естьограниченияв наслаждениисексом. Крометого, наслаждения,связанные сестественнымипотребностями,разъединяютлюдей. Если высъели деликатес,мне может недостаться.Полагаю, чтои своим сексуальнымпартнером выне поделитесь.А вот наслаждатьсядуховнымипотребностямиможно неограниченнодолго. И, наконец,удовлетворениедуховных потребностейлюдей объединяет.Хорошо этоположениеиллюстрируетвосточнаяпритча: «У тебяесть яблоко,и у меня естьяблоко. Мы поменялисьяблоками. Сколькополучилось?У тебя одно, иу меня одно. Утебя есть мысль,и у меня естьмысль. Мы обменялисьмыслями. Сколькополучилось?У меня две мысли,и у тебя двемысли!» Получается,что при обменедуховнымиценностямимы взаимнообогащаемся.Ведь всемутому, что у насв цивилизованноммире есть, мыобязаны мыслии ее внешнемувыражению —слову! Продуцированиеи поглощениемыслей являетсяодним из основныхнеиссякаемыхисточниковнаслажденияи здоровья.
Используютсяприемы публичноговыступленияповсеместно.Походите побазару илимагазинам, тампродавцов самажизнь обучаетораторскомуискусству. Несможет уговоритьпокупателя— не сможетпродать.
О публичномвыступлениив педагогическомпроцессе мыуже подробноговорили. Здесьхочу сказатьвсего несколькослов. Сейчасв институтахставится подвопрос необходимостьлекций. Считается,что лекция какформа преподаваниясебя изжила.Хочу высказатьсвое мнение— изжит классквалифицированныхлекторов. Помнюсвою учебу винституте.Запомнилисьмне своей речьюпятнадцатьлекторов. Именнона их лекцияхи формировалосьмое мировоззрение.Да и сейчас мойвыбор в пользупсихотерапиии медицинскойпсихологиирешился на двухблестящихлекциях профессоровС. С. Либиха иТ. В. Олейниковой.Готовя этотматериал, япрослушалвыступленияоколо двадцатилекторов нашегоинститута. Хочусказать, чтотам не было ниодного, кто быплохо знал свойматериал. Многиепользовалисьдвумя-тремяприемами ораторскогоискусства, ночувствовалось,что это ихсобственныенаходки. А еслибы они чутьподучились?!Многие читалилекцию, не заботясьо том, чтобыдоставитьслушателюнаслаждениеили повестиза собой. Мыорганизовалив институтенебольшойликбез. Из двадцатиобучающихсявосемнадцатьстали преподавателями.Среди необученногорезерва обратныепропорции.
Вот чтописал А. П. Чеховв 1893 году: «Мы,русские люди,любим поговоритьи послушать,но ораторскоеискусство унас в совершенномзагоне. В земскихи дворянскихсобраниях,ученых заседаниях,на парадныхобедах и ужинахмы застенчивомолчим или жеговорим вяло,беззвучно,тускло, «уткнувбрады», не знаякуда деватьруки; нам говорятслово, а мы вответ — десять,потому что неумеем говоритькоротко и незнакомыс той грациейречи, когда принаименьшейзатрате сил достигаетсяизвестныйэффект — nonmultumsedmulta(немного, номногое). У насмного присяжныхповеренных,прокуроров,профессоров,проповедников,в которых посуществу ихпрофессийдолжно быпредполагатьораторскуюжилку, у насмного учреждений,которые называются«говорильными»,потому что вних по обязанностямслужбы многои долго говорят,но у нас совсемнет людей, умеющихвыражать своимысли ясно,коротко и просто...Ходит анекдотпро некоегокапитана, которыйбудто бы, когдаего товарищаопускали вмогилу, собралсяпрочесть длиннуюречь, но выговорил:«Будь здоров!»,крякнул и большеничего не сказал.Нечто подобноерассказываютпро почтенногоВ. В. Стасова,который нескольколет назад вклубе художников,желая прочестьлекцию, минутпять изображализ себя молчаливую,смущеннуюстатую, постоялна эстраде,помялся, да стем и ушел, несказав ни одногослова. А сколькоанекдотов можнобыло рассказатьпро адвокатов,вызывавшихсвоим косноязычиемсмех даже уподсудимого,про жрецовнауки, которые«изводили»своих слушателейи в конце концоввозбуждалик науке полнейшееотвращение.Мы люди бесстрастные,скучные, в нашихжилах давноуже запекласькровь от скуки.Мы не гоняемсяза наслаждениями (Здесьи далее выделеномною. — М.Л.) ине ищем их, инас поэтомунисколько нетревожит, чтомы, равнодушныек ораторскомуискусству,лишаем себяодного из высшихи благороднейшихнаслаждений, доступныхчеловеку. Ноесли не хочетсянаслаждаться,то по крайнеймере не мешалобы вспомнить,что во все временабогатство языкаи ораторскоеискусство шлирядом. В обществе,где презираетсяподлинноекрасноречие,царят риторика,ханжество словаи пошлое краснобайство.И в древностии в новейшеевремя ораторствобыло одним изсильнейшихрычагов культуры... Все лучшиегосударственныелюди в эпохупроцветания государств,лучшие философы,поэты, реформаторы,были в то жевремя и лучшимиораторами.«Цветами»красноречиябыл усыпан путьк каждой карьере, иискусство говоритьсчиталосьобязательным. Бытьможет, и мыкогда-нибудьдождемся, чтонаши юристы,профессораи вообще лица,обязанные послужбе говоритьне только учено,но и красиво,не станутоправдыватьсятем, что они«не умеют»говорить. Всущности, дляинтеллигентногочеловека дурноговорить должнобы считатьсятаким же неприличием,как не уметьчитать и писать,и в деле образованияи воспитанияобучение красноречиюследовало бысчитать неизбежным».
Прочтитееще раз этототрывок изстатьи А. П. Чехова.Он посвятилее открытиюв 1892 году в Московскомуниверситетешколы ораторскогоискусства иназвал ее «Хорошаяновость». Ятоже хочу сообщитьвам хорошуюновость. В нашемцентре вассмогут обучитьораторскомуискусству,помочь составитьдоклад иливыступлениетак, чтобы егос наслаждениемслушали.