Второй уровень - эмоционально-культурный. Фаза 291 (21°Козерога). Эстафетный бег
Фаза 291 (21°Козерога). Эстафетный бег. Ключ: ценность соревнования в развитии группового сознания. Здесь мы видим соревнование не между индивидуумами, а между группами индивидуумов. Вся цивилизация своего рода "эстафетная гонка", в которой группы и поколения несут палочку так называемого
"прогресса". Большие достижения происходят из сложения усилий многих человеческих стремлений.
Первый символ 59-й ПП подчеркивает особенно динамический аспект "группового действия". Проявление этого символа подчеркивает ценность групповой кооперации, необходимость соотнести свои силы с требованиями динамического взаимодействия.
Фаза 292 (22°Козерога). Генерал проявляет благородство характера, принимая поражение.
Ключ: понимание, что в поражении можно расти не менее, а может быть даже и более, чем в победе.
Если предыдущий символ изображал стремление к успеху в организованном культурой коллективном действии, данный представляет возможность превратить внешнее поражение во внутреннее духовное достижение. Многое зависит от воли и внутреннего единства человека.
Вторая стадия 59-й ПП кажется парадоксом, но духовная жизнь всегда парадоксальна. Велий грешник может стать великим святым, а средневековый Римский Папа - преступником. Значима всегда внутренняя сила.
Фаза 293 (23°Козерога). Солдат, получающий две награды за смелость в бою.
Ключ: награда, даваемая обществом за выполнение социального долга.
Упоминание "двух" наград заставляет предположить, что общество выражает уважение индивидууму, победил он или потерпел неудачу, если он хорошо выполнял свой долг. Символ указывает на постоянный обмен между обществом и индивидуумом; они должны с доверием относиться друг к другу.
Как часто можно видеть, символ третьей стадии ПП извлекает общее из двух предыдущих. Вознаграждение можно рассматривать как компенсацию за хорошо выполненное дело - уравновешивание счета.
Фаза 294 (24°Козерога). Женщина, поступающая в монастырь.
Ключ: полное посвящение себя трансцендентной цели.
Монастырь - место, где, по-видимому, можно достичь внемирского состояния сознания. Индивидуум может прийи сюда по разным мотивам. Для одних это -спасение от невыносимого давления семьи или общества, для других - возможность мирно следовать духовному идеалу, которому посвящается все бытие. Важный аспект символа - новая грань отношения между обществом (его религией и культурой) и индивидуумом:
общество принимает тот факт, что за его обычной повседневностью дел и обязанностей существует другая жизнь, которая также имеет социальную ценность в некотором высшем смысле. В старом индуистском обществе с его жесткой кастовой системой этот идеал воплощался в "саньязине" - странствующем святом или йоге, медитирующем в лесу или в пещере и полностью отказывавшемся от всего, что подразумевается кастой, причем это рассматривалось как кульминация социального процесса.
На четвертой стадии 59-й ПП мы видим более сильное, чем когда-либо, проявление парадоксальной природы социального процесса, про-
исходящего из того, что человеческая природа в своем зародыше содержит возможность трансценденции самой себе, в акт полного отрицания и посвящения себя "высшему" Закону или качеству бытия. Высокая духовная техника поистине парадоксальна. Строгая дисциплина обслуживает полную внутреннюю свободу. Конечная цель - достижение духовной безопасности.
Фаза 295 (25°Козерога). Прилавок с красивыми коврами.
Ключ: использование культурного и художественного процесса для увеличения личного комфорта и престижа.
После предыдущего символа этот возвращает нас к материальному, хотя и эстетизированному аспекту тех благ, которые общество предоставляет своим членам. Ковер - то, на чем стоят или сидят, основание для культурного "по-нимания" ("стояния под"); в таком качестве он может иметь магическое или священное значение, как молитвенные коврики. Женщина в монастыре, возможно, видит лишь голый пол, поскольку ее цель трансцендентна, выходит за пределы комфорта и культурных паттернов. Но социальной элите, равно как и восточному набожному человеку, общество предоствляет относительное удобство красивого ковра, так что он предстает перед Вселенной, опираясь не только на естественную почву; но и на продукт ментального и мануаль-ного достижения своей культуры.
Последний символ 59-й ПП показывает прекрасный продукт вдохновенной и мастерски-усердной групповой деятельности, подчеркивая ценность опоры на традицию.