Значение зеленого
Если я тебя спрошу: "Что значит зеленый цвет?", тебе сразу на ум придет фраза: "Зеленый – это надежда". Зеленый действительно может означать также и надежду, но только в том особом оттенке, который весной у молодой листвы и почек. Только желто-зеленый, как ожидаемое самораскрытие, соответствует надежде.
По отношению к желто–зеленому в полном противоречии находится сине–зеленый. А по отношению к сине–зеленому противоположные ощущения и чувства вызывает коричнево-зеленый.
Когда я говорю о зеленом цвете как символе, я имею в виду исключительно и только зеленый цвет ели, который скорее выглядит темноватым и голубоватым.
Выступающее, сильно раздражительное движение желтого цвета и противоположно направленное, успокаивающее, отступающее движение голубого растворяются в зеленом и консервируются в нем. Поэтому зеленый цвет статичен. Зелейый не обладает воздействующей вовне кинетической энергией, а только лишь накопленной потенциальной энергией. Эта накопленная энергия не покоится, однако, в собственном смысле слова, а осуществляется в себе самой в качестве структуры напряжения и является вовне статичной.
Хотя Кандинский и пишет: "Пассивность – это самое характерное свойство абсолютно зеленого цвета", – однако, очевидно, он здесь смешивает, как и некоторые другие, статический с пассивным.
Чем больше синего добавляется к зеленому цвету, тем более твердым, "холодным", напряженным, прочным и сопротивляющимся становится психологическое воздействие цвета.
Так же как молекулы в твердом теле создают напряженные структуры, которые не видно извне, так же и в каждом человеке образуют направленные на себя, автономно–концентрические чувства напряженные, структуры. Это установка человека на самого себя, которую он переживает как "Я" в узком смысле слова.
Зеленый как ель способствует появлению именно того состояния, которое мы определили как концентрическую и как саму себя определяющую (автономную) установку. Каждое утро, когда я просыпаюсь, я констатирую, что это я, со всеми своими воспоминаниями и намерениями, я, кто осознает самого себя вновь.
Но теперь мы отложим в сторону логический скальпель и скажем просто: зеленый соответствует стабильности, прочности, постоянству, настойчивости, силе воли, а что касается чувства самовосприятия, – чувству собственной значимости. Зеленый как ель соответствует настоящему, стабильному чувству самооценки, самоуважению человека, который противится всем внутренним и внешним изменениям и придерживается своих убеждений.
Несгибаемый прочный зеленый цвет соответствует девизу благородного человека: "Положение обязывает". Об этом Гете говорит в своем стихотворении:
Медлить в деянье. Ждать подаянья, Хныкать по–бабьи В робости рабьей, Значит вовеки Не сбросить оков. Жить вопреки им – Властям и стихиям, Не пресмыкаться, С богами смыкаться, Значит – быть вольным Во веки веков.
(Перевод А.Гинзбурга)
Значение желтого
Четвертый основной цвет – желтый. Это самый светлый и яркий цвет. Он ближе всего к светлому, белому свету.
В природе солнце редко бывает желтым. Мы видим его как слепящий свет на небе или как светящийся оранжевый на горизонте. Тем не менее, представление о желтом непроизвольно связывается с солнцем, каким его рисуют дети. Все, на что падает солнечный свет, ярко освещается и приобретает в результате светового рефлекса желтоватый блеск. Желтый цвет воспринимается подобно солнцу: яркий и светящийся. Желтый воздействует легко, сияюще, возбуждающе и поэтому согревающе.
После белого желтый – это тот цвет, который сильнее всего отражает падающий на него свет. Создается впечатление, как будто свет скользит по светлой поверхности. Поверхностность характерна для желтого цвета во многих отнощениях. Яркость желтого цвета и отщлифованная блестящая поверхность дополняют друг друга в великолепии блестящего золота. Кажется, что желтый, как цвет поверхности, не таит в себе никакой тайны, и ни Гете, ни Кандинский не сообщают нам о сути желтого больше того, что мы воспринимаем.
Гете: "Этот цвет ближе всех к свету. В своей наивысшей чистоте он передает природу светлого и обладает свойством быть радостным, бодрым, приятно возбуждающим. – Известно из опыта, что желтый производит впечатление тепла и уюта. – Этот согревающий эффект лучше всего ощущается, когда смотришь на природу через желтое стекло, особенно в серый зимний день. Глаз радуется, сердце наполняется, настроение улучшается, кажется, что тебя обвевает непосредственное тепло". Также и Кандинский указывает на то, "что желтый в такой степени тяготеет к светлому (белому), что вообще не может быть очень темного желтого. Рассматривая желтый круг, можно заметить, что желтый испускает лучи, что из центра исходит движение и почти зримо приближается к человеку". Он переживает "первое движение желтого, стремление к человеку, которое может возрасти до настойчивости (при усилении интенсивности желтого), и также второе движение желтого, прыжок через границу, рассеивание силы в окружение... и бесцельное излучение во все стороны".
Зеленый – это концентрированное напряжение и инерция; желтый, напротив, дисцентрированное растворение и изменение. Если зеленый мы сравниваем с накопленной, статической, потенциальной энергией, то желтый соответствует динамической, кинетической энергии.
Желтый – это основной цвет. Он соответствует основной потребности свободно развиваться. Желтый предпочитается людьми, которые ищут измененных, освобождающих отношений, и, подгоняемые жаждой странствий, отправляются в дальние путешествия. Желтый цвет предпочитают также часто те, кого восхищают полеты, те, кто охотно отрывается от реальной почвы.
Желтый – как растворение, как изменение, как освобождение, как пространственный простор являет собой противоположность зеленому, который выражает напряжение, инерцию, укрепление и пространственную ограниченность.
Так как желтый вызывает чувство простора, изменения и развития, освобождения и облегчения, то он считается также цветом озарения и освобождения. В соответствии с этим ореол Христа–Спасителя желтый. Также и буддийские монахи носят оранжево–желтые одеяния. Однако, какого бы цвета ни был камзол Ганса в счастье, его всегда можно будет отнести к веселому, беззаботному желтому типу.
Как в "Питомце муз" Гете:
Лугами, чащей леса Иду, лихой повеса. Пою средь бела дня. И песне в лад сверкает, Кружится и мелькает Земля вокруг меня.
(Перевод И.Грицковой)