Методы и методики исследования
В процессе осуществления психологического исследования выделяют четыре основных последовательных этапа: теоретический, методический, опытно-экспериментальный и аналитический. Как и любое психолого-педагогическое исследование, студенческая работа по психологии требует тщательной подготовки и планирования этапов, в ходе которых последовательно применяются методы и психодиагностические методики, адекватные задачам исследования.
1.На теоретическом этапе осуществляется формулировка и уточнение методологических характеристик (проблема, гипотеза, цель, задачи, объект, предмет исследования и др.), подбор и анализ литературы;
2.В ходе методического этапа разрабатывается схема организации и программа исследования, определяется последовательность процедур опыта, осуществляется подбор и апробация методик психодиагностики, математическое планирование обработки эмпирических данных.
3.Содержанием опытно-экспериментального этапа является получение и сбор научных фактов в ходе психодиагностического обследования испытуемых, проведение серии опытов или процедур эксперимента;
4.Аналитический этап предполагает количественный анализ полученных данных (математико-статистическая обработка), качественный анализ (научная интерпретация полученных результатов), формирование новых научных гипотез, разработку практических рекомендаций.
Приемы и средства, с помощью которых получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций, называются методами научных исследований. Методы – это способы, посредством которых познается предмет науки. В психологии выделяют четыре основных группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных, методы коррекции и психотерапии.
Группа организационных методов в свою очередь включает сравнительный, метод продольных срезов (лонгитюд), метод поперечных срезов, комплексный метод. Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных групп испытуемых (например, по возрастам, гендерным признакам и др.). Лонгитюдный метод предполагает длительное изучение одного и того же испытуемого или группы испытуемых. При использовании метода поперечных срезов какое-либо психическое явление изучают сравнительно короткое время, но одновременно у достаточно большого количества испытуемых. Обследование проводится по одним и тем же методикам психодиагностики, с помощью одних и тех же процедур. Комплексный метод предполагает изучение объекта исследования средствами разных наук (социологии, физиологии, медицины и др.). В психолого-педагогических исследованиях наиболее востребованными являются сравнительный метод и метод поперечных срезов.
Основную и наиболее многочисленную группу методов в психологии представляют эмпирические. К ним относятся: наблюдение, метод эксперимента, психодиагностические методы, праксиологические методы, моделирование и др. Метод наблюдения – старейший метод психологической науки. Он позволяет отслеживать то или иное психическое явление со стороны, в естественных условиях. Наблюдение позволяет установить причинно-следственные связи явлений, недоступных приборам и другим средствам регистрации. Своеобразием экспериментального метода является возможность его использования как средства воздействия на протекание тех или иных психических явлений. В педагогической психологии эксперименты принято подразделять на констатирующие и преобразующие (формирующие). Констатирующий эксперимент дает материал об уровне развития изучаемого свойства или явления. Преобразующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого с целью формирования у него желаемого качества, например, в ходе обучения и воспитания. В этом состоит его несомненное достоинство перед другими методами. Психодиагностические методы – это методы распознавания индивидуальных психологических особенностей человека путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории. К психодиагностическим методам относят метод тестов, метод опроса, метод беседы, контент-анализ, шкалирование и др. Метод тестов (тестирование) является одним из наиболее популярных в современной психодиагностике. Из всех психодиагностических методов именно к тестированию предъявляются самые строгие требования, касающиеся надежности, валидности и однозначности тестов. Метод опроса в психологии имеет два основных варианта: устный – интервью, письменный – анкетирование. При опросе испытуемый отвечает на заранее продуманную систему специально заранее подобранных вопросов. Метод беседы отличается спонтанностью, естественностью и нестандартностью вопросов. Беседа носит доверительный характер. Праксиологические методы изучают трудовую деятельность человека, анализ продуктов деятельности (например, рисунков, поделок, почерка и др.). Метод контент-анализа позволяет по содержанию различных документов (личных дневников, писем, фотографий, автобиографий и др.) судить о психологии их автора.
Перечисленные выше методы исследования позволяют собрать фактический материал, который, однако, сам по себе еще не вскрывает сущностей, связей и закономерностей изучаемых явлений. Собранные эмпирические факты должны быть подвергнуты обработке. В психологической науке используются два основных метода обработки данных – количественный и качественный анализ. Количественный анализ (математико-статистическая обработка) устанавливает степень достоверности и надежности полученных опытно-экспериментальных данных, наличие или отсутствие причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями. При качественном анализе дифференциацию материала, теоретическую интерпретацию и обобщение производят с помощью генетического и структурного методов, которые устанавливают «горизонтальные» и «вертикальные» связи между изучаемыми явлениями.
Психокоррекционные методы – это обширный набор приемов и методов воздействия на поведение испытуемого, используемых в рамках психокоррекционных и психотерапевтических программ (убеждение, суггестия, техники поведенческой терапии, социально-психологический тренинг и др.).
В настоящее время разработано и используется на практике достаточно большое количество методик психодиагностики, которые охватывают все известные науке психические процессы, свойства и состояния человека. Подавляющее большинство психодиагностических методик представлено в виде тестов. Тестами в психологии называют стандартизованные методики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Существуют три варианта тестов: тесты-опросники, тесты-задания и проективные тесты. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности вопросов (или утверждений), по ответам на которые, можно судить о психологических качествах личности испытуемого. Сюда относятся личностные опросники, тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций и др. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на основании выполнения определенных заданий, по итогам выполнения этих заданий судят о наличии или отсутствии и степени развития у испытуемого диагностируемого качества или свойства, на выполнение которого были предъявлены задания теста. В первую очередь это интеллектуальные тесты, тесты оценки уровня развития когнитивных процессов, таких как восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, а также тесты достижений. Основной недостаток многих тестов – испытуемый может сознательно повлиять на результат, искажая свои ответы. Чтобы избежать сознательных искажений результатов испытуемыми в психологической науке разрабатываются и применяются проективные тесты. Проективные тесты создают ситуации, допускающие множественность различных интерпретаций многозначных объектов: сюжетно-неопределенных картинок, бесформенных пятен, геометрических фигур, незавершенных предложений и др. В основе таких тестов лежит психологический механизм проекции, согласно которому человеку свойственно свои неосознаваемые качества, особенно недостатки, приписывать другим людям.
Существуют определенные правила проведения психодиагностического обследования, обработки и интерпретации его результатов. Наиболее важные из этих правил следующие:
1.Прежде чем применять ту или иную методику, исследователю необходимо познакомиться с ней и попробовать ее на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок, обусловленных недостаточно хорошим знанием нюансов методики.
2.Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли сопровождающую их инструкцию.
3.Во время проведения психологического тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного исказить результаты.
4.Во время проведения тестирования экспериментатор должен быть спокойным, уравновешенным, а его поведение – достаточно ровным и уважительным по отношению к испытуемым.
На студента, который проводит психодиагностическое обследование учителей, учащихся и их родителей, других категорий испытуемых в рамках выполнения курсовой или дипломной работы, распространяются требования этического кодекса профессионального психолога. Среди них в первую очередь – это принцип соблюдения тайны, ненанесение ущерба испытуемым, открытость для них результатов исследования, объективность выводов, эффективность и адекватность предлагаемых рекомендаций. Не рекомендуется указывать точные имена и фамилии испытуемых, адрес и полное название учреждения.
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
Текст работы оформляется в соответствии с требованиями конкретного вуза и согласно действующим стандартам. Однако существуют и универсальные требования, свойственные всем академическим работам. В частности, работа представляется преподавателю на проверку в отпечатанном на компьютере виде. Текст работы нужно набирать в текстовом редакторе Word через полтора интервала, шрифтом Times New Roman. Размер шрифта должен составлять 14 пунктов. Распечатывается текст на одной стороне листа белой бумаги формата А4. При распечатке следует соблюдать размеры полей: левое – 25 мм, правое – 15 мм, нижнее и верхнее – 20 мм. Студенческая научная работа, представляемая на кафедру и в ГАК, должна быть переплетена в твердую обложку. Страницы необходимо нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется. Не проставляются номера на страницах, которые полностью заняты таблицами или рисунками, и текст которых размещен по длине листа. Введение, каждая глава, заключение, список использованной литературы, приложения всегда начинаются с новой страницы, чего нельзя сказать о пунктах. Заголовки и подзаголовки выделяются в тексте сверху и снизу пробелами в два интервала и печатаются полужирными прописными (заголовки) или строчными (подзаголовки) буквами без подчеркивания.
Таблицы, схемы, расположенные на отдельных листах входят в общую нумерацию страниц. Главы, пункты (кроме введения, заключения, списка использованной литературы, приложения) нумеруются арабскими цифрами (например, глава – 1, пункт – 1.1.). Главы и пункты должны иметь заголовки. Заголовки глав, слова «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список использованной литературы» располагаются в середине строки без точки в конце.
Цифровой материал целесообразно помещать в виде таблиц, которые нужно нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы следует проставлять в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица», название и номер рисунка помещаются под рисунком. При необходимости под заголовком меньшим шрифтом в скобках дается уточняющее наименование приведенных в таблице данных. При ссылке на таблицу пользуются сокращением. Например, см. табл. 1 – смотрите таблицу 1. Таблицы и рисунки должны размещаться сразу же после первого упоминания о них в тексте. Если оставшееся место на странице не позволяет их разместить, то рисунок или таблица размещается на следующей странице. Если таблицы с текстом непосредственно не связаны, не имеют первостепенного значения, то можно их располагать в приложении. В том случае, когда таблица занимает большую часть страницы и размещается по ее длине, эту страницу следует закреплять таким образом, чтобы при рассмотрении этой таблицы работу можно было бы разворачивать против часовой стрелки. В ситуации, когда таблица не вмещается на одну страницу, ее продолжают на следующей странице. При этом на следующей странице над таблицей указывают: Продолжение табл.1. (Образец оформления таблиц и рисунков см. в Приложениях 2 и 3 соответственно).
В список литературы включают все использованные в работе источники. При оформлении списка литературы целесообразно использовать алфавитный способ группировки авторов и названий книг. Каждая книга библиографического списка выпускной квалификационной работы должна быть описана в соответствии библиографическим описанием документа. Образцы различных библиографических описаний, применяемых при оформлении списка использованной литературы, приведены в Приложении 4.
Готовясь к публичной защите работы, студент составляет тезисы выступления, продумывает ответы на замечания рецензентов. Наглядные материалы (графики, таблицы, диаграммы и т.п. – обычно не более 3–4) должны отражать основные положения выпускной работы. Иллюстративный материал оформляется в виде слайдов (презентации).
Приложение 1