Приложение 3. Проект квалифицированных требований (профессиональных стандартов) для горных гидов в экологическом и приключенческом туризме

Перечень должностных обязанностей для 1-го и 2-го квалификационных уровней

Должностные обязанности Квалификационный уровень
1. Работа с российской и иностранной кли­ентурой (на языке основной клиентуры) 1 и 2
2. Подготовка и организация работы обслу­живающего персонала (повар, водитель, младший гид)
3. Контроль за работой обслуживающего персонала: повара, водителя, младшего ги­да
4. Встреча туристов 1 и 2
5. Организация трансфера группы туристов 1 и 2
6. Работа с группой туристов
7. Экскурсионное сопровождение туристов
8. Ответы на вопросы туристов относитель­но природы, быта и кухни местных жителей осуществления покупок 1 и 2
9. Связь с главным офисом, туроператором 1 и 2
10. Проведение стандартной обзорной экс­курсии 1 и 2
11. Проведение экскурсии по культурному центру
12. Проведение экскурсии по специальной программе
13. Обеспечение мер безопасности туристов 1 и 2
14. Оказание первой медицинской помощи 1 и 2
15. Действия в чрезвычайных ситуациях 1 и 2
16. Оценка уровня подготовленности тури­стов (техническая, физическая, психологи­ческая)

Перечень основных знаний и навыков, требуемых для выполнения должностных обязанностей

Должностные обязанности Основные навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей
1. Работа с россий­ской и иностран­ной клиентурой (на языке основ­ной клиентуры) - владение иностранным языком основной клиен­туры - определение и удовле­творение потребностей туристов - устное общение с турис­тами по тематике профес­сиональных обязаннос­тей на языке основной клиентуры - ведение беседы с турис­тами на языке основной клиентуры - введение в туризм и гос­теприимство - теория межличностного общения - расширенный словар­ный запас на иностран­ном языке по горному ту­ризму и альпинизму - история, культура и гео­графия района путешест­вия
2. Подготовка и организация рабо­ты обслуживаю­щего персонала - контроль материально­го обеспечения горного тура - культура межличност­ного общения - основы теории лидерст­ва - основы психологии
3. Контроль за ра­ботой обслужива­ющего персонала - управление персоналом - культура межличност­ного общения - основы теории лидерст­ва - основы психологии
4. Встреча турис­тов - соблюдение норм про­токола и этикета - культура межличност­ного общения - проверка информации о месте и времени прибы­тия туристов - встреча и идентифика­ция группы - протокол и этикет - теория межличностного общения - основы психологии - технологии сервиса
5. Организация трансфера группы туристов - проверка наличия всех туристов - проверка наличия необ­ходимых документов - инструктаж туристов - культура межличност­ного общения - теория межличностного общения - технологии сервиса - техника безопасности
6. Работа с груп­пой туристов - культура межличност­ного общения - руководящая роль при работе с группой - сопровождение группы - инструктаж о правилах поведения в горном туре - выявление «трудных» туристов и индивидуаль­ная работа с ними - теория межличностного общения - технологии сервиса - техника безопасности - основы теории лидерст­ва - основы психологии
7. Экскурсионное сопровождение туристов - навыки проведения экс­курсий - использование микро­фона, других звукоусили­вающих средств - сопровождение турис­тов во время экскурсии - техника публичных вы­ступлений - методика проведения экскурсий - правила работы в одно­дневных программах и экспедициях
8. Ответы на во­просы туристов - культура межличност­ного общения - техника ответов на об­щие и профессиональные вопросы - техника ответов на труд­ные вопросы - соблюдение норм про­токола и этикета - протокол и этикет - теория межличностного общения - основы психологии - технологии сервиса
9. Связь с главным офисом,туропера­тором - использование радио­связи, мобильного теле­фона - ведение отчетности по установленной форме - культура межличност­ного общения - методы отчетности - теория межличностного общения
10. Проведение стандартной об­зорной экскурсии - подготовка к экскурсии - организация осмотра, показа и изучения объек­тов обзорной экскурсии - техника экскурсионно­го рассказа - объекты туристского по­каза достопримечательно­сти в контексте истории, географии и культуры страны посещения - экскурсоведение
  - техника публичных вы­ступлений - соблюдение программы экскурсии - методика проведения экскурсий - традиции и обычаи ме­стного населения
11. Проведение экскурсии по культурному цент­ру - техника подготовки к экскурсии - техника экскурсионно­го рассказа - техника публичных вы­ступлений - техника ответов на во­просы - соблюдение программы экскурсии - специфические знания, определяемые требовани­ями экскурсии - экскурсоведение - методика проведения тематических нестандарт­ных экскурсий - традиции и обычаи ме­стного населения
12. Проведение экскурсии по спе­циальной про­грамме - техника подготовки специализированной экскурсии - техника экскурсионно­го рассказа - техника публичных вы­ступлений - техника ответов на во­просы - техника осмотра, показа и изучения объекта экс­курсионного показа - соблюдение программы экскурсии - специфические знания, определяемые требовани­ями экскурсии - экскурсоведение - методика проведения тематических нестандарт­ных экскурсий - традиции и обычаи ме­стного населения
13. Обеспечение мер безопасности туристов - обеспечение мер безо­пасности туристов - инструктаж туристов о правилах поведения в го­рах - инструктаж туристов о соблюдении мер предо­сторожности в горах - осуществление контак­тов со службой безопас­ности, местными право­охранительными органами - основы безопасности в горах - правила поведения на горных маршрутах - нормативные и законо­дательные акты в области туризма
14. Оказание пер­вой медицинской помощи - техника оказания пер­вой медицинской помо­щи - применение аптечки первой медицинской по­мощи - распознавание угрожа­ющих симптомов, осо­бенно у людей, относя­щихся к группе риска - сообщение по инстан­циям об оказании меди­цинской помощи - инструктаж туристов по соблюдению мер предо­сторожности - основы физиологии че­ловека и спортивной ме­дицины - инструкции по технике безопасности - правила оказания пер­вой медицинской помо­щи
15. Действия в чрезвычайных си­туациях - техника действий при наступлении чрезвычай­ной ситуации - владение техническими средствами по устране­нию чрезвычайной ситуа­ции - оказание первой необ­ходимой помощи - организация мер по уст­ранению паники - сообщение по инстан­циям о возникновении чрезвычайной ситуации - инструкция по технике безопасности - основы физиологии че­ловека и спортивной ме­дицины - правила оказания пер­вой помощи при наступ­лении нештатной ситуа­ции - правила пользования техническими средствами по устранению нештат­ной ситуации - организация спасатель­ных и поисковых работ силами туристской груп­пы
16. Оценка уровня подготовленности группы - навыки определения технической, физичес­кой, психологической подготовленности - знания по физиологии и спортивной медицине - методика тренировки в горных видах спорта - основы психологии
       

Наши рекомендации