Основные тезисы для запоминания 6 страница
Сновидения обнаруживают те аспекты человека, которые обычно не осознаются, они раскрывают бессознательные мотивации, действующие во взаимоотношениях и представляют новые точки зрения в конфликтных ситуациях.
«В этом отношении существуют три возможности. Если сознательная установка к жизненной ситуации в большей степени оказывается односторонней, то сновидение принимает противо-полжную сторону. Если сознание занимает позицию близкую к «середине», сновидение удовлетворяется вариациями. Если сознательная установка «правильная» (адекватная), то и сновидение совпадает с ней и подчеркивает эту тенденцию, хотя и не лишаясь своей специфической автономии. Поскольку никто не может знать с уверенностью, как пациент сознательно оценивает ту или иную ситуацию, толкование сновидений, естественно, невозможно без опроса сновидца. Но даже, если мы и знаем сознательную ситуацию, мы не знаем ничего об установке бессознательного. Так как бессознательное является формой или матрицей не только сновидений, но и психогенных симптомов, то вопрос об установке
бессознательного составляет огромную практическую важность.» (там же, par. 546).
Юнг рассматривал манифестное содержание сна — фрейдовскую «маску» или «зримый фасад» сновидения — лишь как частный случай и шаг к тому, что «сновидение часто говорит о сексуальности, но не всегда имеет ее в виду — часто говорит об отце, но, в действительности, подразумевает самого сновидца». И далее:
«...если наши сновидения воспроизводят определенные идеи, то эти идеи являются, прежде всего, нашими идеями, в структуре которых разворачивается наше целостное бытие. Они выступают как субъективные факторы, группируясь точно также, как и в сновидении, и выражая это или то значение не по внешним причинам, а по глубоко интимным подсказкам своего психического. Вся сно-видческая работа, в сущности, субъективна, и сновидение есть театр, в котором сновидец оказывается сценой, актером, суфлером, режиссером, автором, публикой и критиком. Эта простая истина образует основу для понимания смысла сновидения, которое я назвал толкованием на субъективном уровне. Такое толкование рассматривает все персонажи сновидения, как персонифицированные черты собственной личности сновидца». (CW 8, par. 509).
Язык сновидений
Язык снов, согласно Юнгу, сложен и переменчив, и не уступает в этом отношении языку сознания. Языковые составляющие представляют из себя, по большей части, невербальные образы, варьирующие по степени сложности и живости, яркости гораздо шире и более драматично, чем соответствующие элементы в бодрствующем переживании. На сравнительно простом уровне фигуративный язык сна очень напоминает разнообразные — от номинативных до метафор — фигуры речи. Скажем, образ свиньи в сновидении может обозначать хамство, а льва — царь зверей — символизировать силу; сновидческая сцена перехода через мост может служить метафорой принятия важного решения изменения чего-либо и т. д. Языковым элементом сна может выступать цвет:
его наличие или, наоборот, отсутствие, интенсивность, разновидность тонов и оттенков и др. Невозможные образы — физически непредставимые и фантастические — также составляют элементный язык сновидений.
Частью языка сна следует считать и преувеличение. Сюда относятся образы обычных объектов или людей, которые выступают во сне в причудливом или угрожающем виде, а реальные жизненные ситуации предстают в чрезвычайно измененных пропорциях или, напротив, отличаются в деталях от действительных ситуаций. Вышеприведенный сон юного Юнга с образом одноглазого фаллоса ряд постюнгианских аналитиков трактует вне какой-либо связи с сексуальностью, а в духе компенсаторного иконоборчества — образ языческого символа — сына пресвитерианского пастора.
К языковым символам сна нужно отнести фигуры сказочных животных, а также современные объекты,— «модернизаторы». Так, аэроплан может символизировать орла, автомобиль или железнодорожный поезд оказывается равнозначным дракону, а лекарственная инъекция — мифологическому укусу змеи.
Отдельная тема, требующая особого разбирательства — сновидения людей, слепых от рождения.
Механизмы сновидений
Хотя Юнг и утверждал, что «сон следует не вполне понятным законам или привычным формам поведения» (CW 8, par.535), он тем не менее признавал, что существуют механизмы, помогающие строить язык сновидения. Фрейд в своей теории выделял четыре механизма: цензуру, сгущение (конденсация), смещение и символизацию. У Юнга таких механизмов шесть: контаминация, конденсация, дублирование или мультипликация, драматизация и архаические механизмы.*
«Контаминация» — это связывание друг с другом очевидно не связанных предметов, событий, идей цепью ассоциаций, действующих в режиме ослабления сознательных ограничителей
* Цит. по: Mattoon M. A. Understanding dreams. 1978, p. 39-40.
в период физиологического сна. Юнг приводит пример со столом. «Скатерть, например, имеет к нему непосредственное отношение, но Юлий Цезарь — весьма отдаленное; но если мы находимся в контексте этой связи, то есть знаем о ней, то следствие наступает незамедлительно».
«Конденсация» — это более строгая форма контаминации; она не только связывает, но комбинирует в разных отношениях несвязанные идеи, события и объекты. Женщина, знакомая сновидцу лишь постольку, поскольку он каждый день видит ее проходящей мимо его дома, может появиться во сне, одетой в платье, принадлежащее сестре сновидца.
«Дублирование или мультипликация» — противоположно конденсации. Один и тот же образ может повторяться или же возникать в сдвоенной (близнецовой) форме с «целью» подчеркнуть его значимость или возможную завершенность в динамике содержательности образа, проступающего из бессознательного. Идентичные образы могут свидетельствовать и о дуальности,— противоположности позитивного и негативного.
«Конкретизация» — использование фигурального пластического языка, включая представление комплексов в персонифицированной форме.
«Драматизация» — выражение содержания в форме драматического повествования. Многие сновидения имеют классическую структуру драмы. В них присутствует экспозиция (место, время и персонажи), которые демонстрируют изначальную ситуацию сновидца. Далее наличествует развитие фабулы, сюжета (имеет место действие). На третьей фазе возникает кульминация (происходит решающее событие). Заключительный этап — лизис — происходит как результат или разрешение случившегося действия.
«Архаические механизмы» переводят бессознательные содержания в архетипические формы.
Словарь юнгианских терминов
Анима (лат «душа») — бессознательная, женская сторона личности мужчины. Она персонифицируется в сновидениях образами женщин, варьируя от проститутки и совратительницы до духовного проводника (Мудрости). Анима являет принцип Эроса, так как развитие анимы у мужчины отражено в том, как он относится к женщинам. Идентификация с анимой проявляется как переменчивость в настроении, утрата мужественности («обабивание») и сверхчувствительность.
Анимус (лат. «дух») — бессознательная, мужская сторона личности женщины. Анимус персонифицирован в принципе Логоса. Идентификация с анимусом делает женщину жесткой, самоуверенной и любящей спорить. В положительном смысле анимус есть внутренний мужчина, который действует, как мост между женским эго и ее собственными творческими источниками в бессознательном.
Архетипы — непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели) или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.
Ассоциация — спонтанный поток взаимосвязанных мыслей и образов, вращающихся вокруг специфической идеи, определяемой бессознательными связями.
Индивидуация — сознательная реализация человеком своей единственной в своем роде психической реальности, включающей как сильные стороны, так и личностные ограничения. Индивидуация ведет к переживанию Самости как регулирующего центра психического.
Инфляция — состояние, в котором человек испытывает любое нереальное — либо слишком высокое, либо слишком низкое (негативная инфляция) — чувство своей идентичности. Оно указывает на регрессию сознания в бессознательное, что случается, как правило, когда эго берет на себя слишком много бессознательных содержаний и утрачивает способность к их различению.
Интуиция — одна из четырех психических функций. Это иррациональная функция, информирующая нас о возможностях, которые несет в себе настоящее. В противоположность ощущению (функции, которая воспринимает непосредственную реальность при помощи физических ощущений) интуиция достигается за счет бессознательного, то есть вспышки озарения, инсайта неизвестного происхождения.
Кватерность (Четверичность) — один из архетипов, выделенных Юнгом. Образует логическую основу для любого сколь-нибудь целостного суждения, сведенную к четырехкратности. К примеру, четыре времени года, четыре части света и т.п.
Комплекс — по определению самого Юнга, «комплексы суть психические фрагменты, выделившиеся в отдельные констелляции образов и идей в результате психических травм или каких-либо конфликтов, одновременно несовместимых друг с другом тенденций». Комлексы влияют на поведение человека и, как правило, сопровождаются известным аффектом вне зависимости от того, сознает ли их присутствие в себе человек или нет. Наличие комплексов у человека — явление вполне естественное, и сами по себе комплексы являются необходимыми составляющими психической жизни.
Констелляция — всякий раз образующаяся сильная эмоциональная реакция на какое-либо лицо или ситуацию, в которой активирован (образован, сконстеллирован) комплекс.
Мина — меланезийское слово для обозначения сверхобыденной силы, исходящей из человеческого бытия, либо из другого объекта (в частности, духов). Обозначает также здоровье, престиж, способность совершать волшебство и исцелять.
Мистическое соучастие (Проективная идентификация) — представляет собой вид психологической защиты, в особенности, в детском возрасте, но встречается также и во взрослой патологии. Юнг впервые использовал этот термин, заимствовав его у антрополога Леви-Брюля, для обозначения таких отношений между субъектами, при которых один человек стремится добиться влияния на другого. В повседневной жизни мистическое соучастие может проявляться в ситуации, когда, скажем, два человека могут предвосхищать желания друг друга, заканчивать начатую другим мысль и т.п.
Мышление — умственный процесс интерпретации того, что воспринято. В типологической модели Юнга, мышление представляет одну из четырех базовых функций, используемых для психологической ориентации.
Ощущение — психологическая функция, постигающая непосредственную реальность с помощью органов чувств.
Паттерн — функциональная единица, состоящая из различимых частей, но действующая как единое целое. Термин, заимствованный из общей психологии.
Перенос и Контрперенос — частные случаи проекции, обычно используемые для описания бессознательных эмоциональных связей, возникающих между двумя участниками аналитического или терапевтического взаимоотношения.
Персона (лат. «актерская маска») — социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте. Сильное эго соотносится с внешним миром с помощью гибкой подвижной персоны; идентификация с отдельной персоной (доктор, ученый, артист и так далее) препятствует психологическом развитию.
Проекция — процесс, с помощью которого какое-либо бессознательное качество или характеристика, свойственные данному лицу, постигаются им и находят у него соответствующую реакцию во внешнем объекте(ах) или другом человеке (людях).
Пуэлла этерна (лат. «вечная девочка») — обозначает определенный тип женщины, остающейся слишком долго в подростковой, девической психологии, обычно ассоциируется с сильной бессознательной привязанностью к отцу. Ее мужской двойник — Пуэр этернус («вечный мальчик») с соответствующей привязанностью к матери.
Самость — архетип целостности и регулирующий центр личности. Юнг пишет о Самости, что она «включает не только сознательное, но и бессознательное психическое бытие... Самость является центром суммативной личности, подобно тому, как эго есть центр сознательного разума... Самость является нашей жизненной целью, так как она есть завершенное выражение той роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью». Самость переживается как трансличностная сила, превосходящая эго, например Бог.
Символ — наилучшее возможное выражение чего-то существенно неизвестного. Символическое мышление нелинейно, правополушарно; оно взаимодополняет логическое, линейное левополушарное мышление.
Тень — обозначает бессознательную противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в своем сознании; сумма всех личностных психических элементов в силу несовместимости с избранным сознательным отношением их носителя, не допущенная к жизненному проявлению. Тень всегда выступает компенсаторно по отношению к сознанию, следовательно, ее эффект может быть как негативным, так и позитивным.
Трансцендентная функция — примиряющее «третье», возникающее из бессознательного (в форме какого-либо символа или нового отношения) после того, как конфликтующие противоположности сознательно дифференцировались, и между ними установилось напряжение.
Трикстер (обманщик, хитрец, плут) — карнавальная и мифологическая фигура, составляющая, согласно Юнгу, внутренний психический опыт, во многом эквивалентный Тени.
Уроборус — мифический змей или дракон, поедающий собственный хвост. Это символ как индивидуации в форме самодостаточного циркулирующего процесса, так и нарцистической самопоглощенности.
Чувство — одно из четырех психических функций. Это рациональная функция, оценивающая значимость взаимоотношений и ситуаций. Следует отличать чувство от эмоции, соответствующей активированному комплексу.
Эго — центральный комплекс в области сознания. Сильное эго может объективно связываться с активированными содержаниями бессознательного (то есть другими комплексами), а не просто идентифицироваться с ними, что происходит в состоянии одержимости.
Экстраверт/интроверт — типы личностной ориентации. Экстраверту присуще обращение интересов вовне, в окружающий его социальный и природный мир, к другим людям, в то время как интроверт в большей мере поглощен внутренними заботами, мыслями и чувствами собственного «Я».
Оглавление
Предисловие к русскому изданию ................................................. 5
Предисловие .................................................................................. 8
Глава 1. Основные понятия юнгианской психологии......................11
Общие структуры...................................................................12
Связь между личным и объективным психическим ...............15
Комплекс и архетип................................................................16
Структуры идентичности: эгоитень .....................................18
Связующие структуры: анима/анимус и персона...................19
Процесс индивидуации...........................................................23
Глава 2. Природа сновидений.........................................................27
Сновидения как компенсация.................................................28
Использование неистолкованных сновидений .......................31
Толкование сновидения и имагинальные техники..................33
Эго-идентичность и структура комплексов............................34
Глава 3. Юнгианский подход к сновидениям..................................40
Амплификация образов ..........................................................41
Контекст сновидения..............................................................43
Глава 4. Сновидения как диагностический инструментарий...........45
Первоначальные сновидения в анализе..................................45
Связанные образы в серии сновидений ..................................47
Дифференциальная диагностика ............................................53
Депрессия..........................................................................53
Беспокойство (тревога).....................................................54
Психоз...............................................................................59
Физические проблемы.......................................................60
Сновидения о смерти ........................................................61
Основные тезисы для запоминания........................................62
Глава 5. Вопросы техники............................................................ 63
Перенос и контрперенос ...................................................... 63
Лечение в анализе................................................................. 68
Редуктивный или проспективный анализ ............................. 70
Аффектированное эго и сновидения..................................... 72
Отсроченное истолкование и не-истолкование.................... 75
Совмещенная группа и индивидуальная терапия ................. 77
Основные тезисы для запоминания ...................................... 79
Глава 6. Эго-образы и комплексы в сновидениях......................... 80
Идентификация комплексов ................................................. 80
Структурные сдвиги: границы и ограничения...................... 83
Связующие структуры и структуры идентичности .............. 84
Персона ................................................................................ 84
Тень ...................................................................................... 86
Анима/анимус....................................................................... 87
Самость и ось эго — самость ............................................... 90
Архетипическая амплификация............................................ 92.
Глава 7. Общие мотивы сновидений............................................. 95
Инцест.................................................................................. 95
Оплакивание......................................................................... 97
Дома ..................................................................................... 98
Автомобили.......................................................................... 99
Алкоголь и наркотики ..........................................................101
Смерть ..................................................................................102
Змеи......................................................................................104
Глава 8. Картография (структура) сновидений............................106
Сон внутри сна .....................................................................106
Сновидения о реальности «как она есть»............................. 108
Пространственно-временные указатели............................... 109
Явления синхронии .............................................................. 110
Глава 9. Символизм алхимии.......................................................115
Алхимические мотивы в сновидениях..................................116
Конъюнкция (coniunctio): образы объединения....................118
Глава 10. Сновидения и индивидуация.........................................121
Природа невроза...................................................................121
Релятивизация эго................................................................125
Индивидуирующее эго .........................................................127
Эго сновидения и эго бодрствования....................................129
Фокальное (очаговое) и подразумеваемое знание................131
Глава 11. О двух напряженных состояниях в толковании сновидений....... 134
Объективное и субъективное................................................134
Личное и архетипическое.....................................................136
Краткое подведение итогов ..................................................139
Примечания.................................................................................142
Библиография на русском языке..................................................144
В. В. Зеленский. Сон, исполненный «тайным» значеньем..........145
Словарь юнгианских терминов....................................................160
Оглавление ..................................................................................164
Уважаемый читатель!
В серии «Библиотека аналитической психологии» издательство Б.С.К. выпустило следующие книги:
Карл Густав Юнг ЧЕЛОВЕК И ЕГО СИМВОЛЫ
Джеймс Уайли