К проблемам клиента и их решению
Неотъемлемой частью взаимодействия социального работника и клиента является экспертная оценка, представляющая социальный диагноз, включающий данные об условиях жизни клиента и план помощи.
Осуществляя экспертную оценку, социальный работник выясняет характер и суть потребностей клиента, определяет его возможности и мотивацию.
Экспертная оценка носит психосоциальный характер, включает анализ личности и её взаимодействие с социальным окружением.
В «Энциклопедии социальной работы» приведен ряд вопросов, ориентирующих деятельность социального работника:
1. Кто является клиентом? Каковы его демографические характеристики и стадия развития жизненного цикла?
2. Какие проблемы беспокоят клиента, социального работника, людей из социального окружения клиента?
3. Каким образом, когда и кто заметил проблему и что этому предшествовало?
4. Каковы основные факторы, мешающие вести себя клиенту или помогающие объяснить необходимость социальной помощи?
5. Какие цели послужили отправной точкой для оказания помощи?
6. Насколько адекватно клиент выполняет свою роль в системе?
7. Насколько сильна у клиента мотивация для принятия помощи от социального работника?
8. Какими возможностями при оказании помощи располагает конкретное лицо, семья, система социальной поддержки?
9. Какова взаимосвязь характеристик клиента и социальных условий?
10. Какие действия наиболее будут отвечать потребностям клиента?
11. Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью?
12. Существуют ли проблемы среди членов семьи или группы?
13. Насколько эффективны формы общения, например открытость для появления новых партнеров общения?
14. Кто из окружения клиента принимает решения?
15. Каковы основные конфликты, касающиеся клиента, какие принимаются меры для их разрешения?
16. Какие ценности определяют поведения клиента, членов семьи?
17. Какие социокультурные контакты оказывают влияние на индивидов?
В социальной помощи важно учитывать право клиента на невмешательство в его частную жизнь, ограничиваясь сведениями, нужными для достижения цели.
Если социальная помощь проводиться в порядке профилактики, то информация может носить описательные характеристики клиента. При взаимодействии с социальным работником, клиент должен встречать понимание, сочувствие, что создает атмосферу доверия и открытости. В такой обстановке клиент охотно рассказывает о себе.
Для экспертной оценки или социального диагноза используется беседа с клиентом. В ходе наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента, социальный работник определяет, как строить с ним взаимоотношения. Оценить ситуацию помогают беседы с коллегами, родственниками и т.п.
Наряду с личными беседами используются семейные советы, что позволяет, например, более подробно анализировать супружеские отношения.
В таких беседах могут быть выявлены:
а) возможности для положительного решения проблемы;
б) взаимные обиды между членами семьи;
в) условия жизни;
г) степень влияния оказываемой помощи на супругов или членов семьи.
Все это позволяет поставить социальный диагноз.
Теоретическое многообразие подходов к проблемам клиентов предполагает использование различных теорий. Теория когнитивной терапии (от лат. cohnito – знание) определяет поведение человека его мышлением. Процесс мышления, познания включает в себя воображение, память, восприятие, а также интеллектуальные и аналитические функции. Познание является функцией головного мозга, обязательно связано и с эмоциями. Применение когнитивной терапии позволяет изменить эмоциональные переживания.
Когнитивная терапия включает две модели: 1) модель промежуточных перемен и 2) феноменологическую.
Первая модель рассматривает влияние внешних стимулов на поведение и эмоции человека. Вторая модель – феноменологическая – дополнительно рассматривает такие свойства познания, как избирательность, способность к интерпретации, клиент рассматривается как человек, который сознательно создает собственную реальность.
Когнитивная терапия сочетает в себе психосоциальные, социологические, поведенческие и социальные элементы в процессе решения проблем социальной работы.
Когнитивная терапия предполагает, что:
1. Люди могут быть лучше поняты, когда стремятся к определенной цели.
2. Люди создают свои модели действительности в соответствии с тем, что узнали и поняли.
3. Человек приобретает уверенность в процессе адаптации к социальным реальностям, изменяясь сам.
4. На процесс адаптации человека и среды воздействует представление о себе.
Исследователь Эллис, рассматривая суть когнитивной терапии, использует схему «АВС – теории эмоций». А – ситуация, воздействующая на человека, В – представление о ситуации, С – эмоциональное переживание. Причем В – считается главным фактором АВС-процесса, т.е. представление обусловливает эмоциональную реакцию человека.
Согласно когнитивному методу, терапевт обучает клиента выявлять скрытые мысли, связанные с дисфункциональными формами поведения. В процессе лечения клиент учится определять иррациональные мысли, ставить их под сомнение, обсуждать и заменять рациональными представлениями.
Социальные работники используют такие приемы, как объяснение, прояснение, которые применяются в рамках когнитивной терапии. Это способствует сознательному изменению мыслей, форм поведения клиента с целью понимания им ситуации.
Когнитивная модель практики социальной работы в процессе адаптации включает три этапа:
1) реакция на внешний мир, обусловленная «Я» клиента, его целями и стремлениями;
2) стабилизация положения клиента в социальной среде;
3) выявление потребностей клиента, связанных с его изменениями.
Когнитивная терапия особенно эффективна при решении эмоциональных проблем, например преодоление депрессии у клиента.
Эффективность взаимодействия социального работника и клиента зависит от эмпатического видения проблемы.
Эмпатия – способ понимания другого человека, заключающийся в сопереживании его эмоциональному состоянию.
Выделяют два типа эмпатии:
1) интеллектуальная – при обмене мыслями встречают понимание;
2) эмоциональная – сочувствие не обязательно выражать словами.
В практике социальной работы используются эмпатия и симпатия. Эмпатия – это понимать чувства другого, даже испытывать самому. Симпатия – это только понимание чувств другого человека. Предпосылкой к эмпатии является симпатия. Однако симпатия не означает действенного понимания другого человека. Эмпатия позволяет клиенту оставаться самостоятельной личностью с правом на собственные чувства и мысли. На практике социальный работник чаще проявляет симпатию, чем эмпатию. Хотя при недостатке эмпатии действенность общения снижается. Если проблема знакома социальному работнику, он может прибегнуть к искусственной эмпатии, проявляя понимание. Однако этот прием неэффективен, это искусственная поддержка. Социальный работник при общении с клиентом должен понимать его проблему как собственную. Это и есть проявление эмпатии, которая включает:
1) нерефлексивное слушание – использование невербальных средств. Это короткие ответы и нейтральные фразы (да, так как, действительно, возможно и т.д.). Нерефлексивное слушание применяется, когда клиент эмоционально возбужден и стремится выговориться, когда ему трудно выражать свои мысли, он неуверен в себе и застенчив.
2) рефлексивное слушание – когда клиент не имеет желания разговаривать или, наоборот, чрезмерно разговорчив, а социальному работнику необходимо получить определенную информацию. Оно включает вопросы, требующие от клиентов ответов «да», «нет», уточняющие вопросы, повторение основных мыслей клиента, перефразирование, резюмирование.
Техника межличностного взаимодействия с клиентом выстраивается по принципам:
1) психологической целесообразности, связанной с индивидуальными особенностями клиента;
2) целей и задач взаимодействия, зависящих от содержания проблем клиента;
3) оптимистического подхода к возможностям клиента.
12.3. Социальная адаптация и реабилитация –