Пример составления конспекта
ФАКТОРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА
Антропогенное воздействие на климат может быть преднамеренным, то есть сознательно совершаем. И непреднамеренным, то есть непроизвольным, связанным с человеческой деятельностью, преследующей совсем иные цели.
Природные факторы воздействия на климат можно разбить на несколько групп: астрономические, геофизические, метеорологические. Группа астрономических факторов включает светимость (радиацию) Солнца, положение и движение Земли в Солнечной системе, наклон ее оси вращения. Это все внешние климатообразующие факторы, связанные с влиянием на движение Земли других тел Солнечной системы и определяющие инсоляцию (облучение солнечной радиацией) и гравитационные воздействия (создающие приливы-отливы и колебания в движении Земли по ее орбите и вокруг собственной оси). Вполне возможны глобальные колебания климата с изменениями параметров земной орбиты и наклона земной оси.
Группа геофизических факторов связана со свойствами Земли как планеты: ее размерами и массой, внутренними источниками тепла, собственными магнитными и гравитационными полями, особенностями земной поверхности и ее взаимодействия с атмосферой. Влияние факторов этой группы на значительном отрезке времени, в течение которого поверхность нашей планеты сохраняет ее собственный вид, можно считать стабильным. Однако в более отдельном прошлом оно могло существенно изменять земной климат. Достаточно указать на подвижность материков, изменения в распределении участков суши и морей, конфигурации и высоте горных хребтов и т.п.
Наконец, группа метеорологических факторов охватывает основные характеристики атмосферы и гидросферы, их массу и химический состав. Содержание в атмосфере термодинамически активных примесей, таких, как вода и углекислый газ, а также аэрозолей имеет решающее значение для формирования земного климата, и колебания их количества, возможно, являются причиной колебаний климата нашей планеты как в прошлом, так и в будущем.
(«Познание продолжается»)
Конспект 1
1. Антропогенное воздействие на климат.
2. Природные факторы воздействия на климат: астрономические, геофизические, метеорологические.
3. Астрономические факторы, связанные с влиянием на движение Земли других тел Солнечной системы.
4. Изменение параметров земной орбиты и наклона земной оси как причина глобальных колебаний климата.
5. Геофизические факторы, связанные со свойствами Земли как планеты.
6. Метеорологические факторы, отражающие основные характеристики атмосферы и гидросферы, их массу и химический состав.
Конспект 2
Астрономические | |
Светимость Солнца, положение и движение Земли в Солнечной системе, наклон ее оси вращения и скорость вращения | Изменение параметров земной орбиты и наклона земной оси |
Геофизические | |
Размеры и масса Земли, внутренние источники тепла, магнитные и гравитационные поля, особенности земной поверхности и ее взаимодействие с атмосферой | Подвижность материков, изменение в распределении участков суши и морей, конфигурации и высоте горных хребтов. |
Метеорологические | |
Основные характеристики атмосферы и гидросферы, их масса и химический состав. | Содержание в атмосфере термодинамически активных примесей (вода, углекислый газ), аэрозолей. |
2. Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи.
Оригинальные тезисы пишутся как сжатое отражение собственного доклада. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.
В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис составляет отдельный абзац. В отличие от плана, который только называет рассматриваемые вопросы, тезисы должны раскрывать решение этих вопросов. Тезисы носят характер модально-утверждающего суждения или умозаключения, а не характер конкретно-фактологической констатации. Отсутствуют в тезисах примеры, цитаты. Стиль лаконичен.
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются следующие части:
– преамбула;
– основное тезисное положение;
– заключительный тезис.
По стилю изложения можно выделить два типа тезисов:
тезис глагольного строя и тезисы номинативного строя.
Формальное выражение логических связей между тезисами может быть следующим:
· вводные слова в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых…);
· противоположные по смыслу фразы (внешние факторы – внутренние причины);
· фразы-классификации (движется…, достигает…, состоит…).
Графически логика изложения подчеркивается порядковым номером каждого тезиса.
Тезисы являются одним из наиболее устойчивых жанров научного стиля, поэтому нарушение в структуре текста, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы.
3. Аннотация – краткое, сжатое сообщение о теме и основной мысли первичного текста, дающее лишь общее представление о его содержании. Аннотация должна включать характеристику содержания в виде перечисления основных положений текста. Одна из задач аннотирования текста – показать важность или незначительность воспринятой информации. (В основе аннотирования лежит процесс смысловой группировки материала, который, в свою очередь, ведет к смысловому свертыванию теста, созданию реконструированного краткого варианта). В аннотации активно используются глагольные и причастные конструкции.
Основные принципы работы над аннотацией:
1. Перед текстом аннотации приводятся выходные данные (автор, название, место и год издания) в назывной форме.
2. Аннотация обычно состоит из двух частей: в первой части формулируется тема книги, статьи и т.п.; во второй – перечисляются основные ее положения.
3. В процессе работы над аннотацией осуществляется смысловая компрессия (сжатие) первичного текста. Элементарная операция обобщения – это замена по принципу «вид – род», например: биология – наука; экспорт Швейцарии – экономика Швейцарии; американские нефтяные магнаты – монополии. Еще один важный прием – это так называемое дескрипторное обобщение (конденсация), т.е. обобщение содержания, выраженного в пространных языковых формах, с помощью более компактных форм. Таким образом, дескриптор – это слово, словосочетание или предложение, которое выражает то или иное содержание в наиболее сжатом виде.
4. В аннотации не используются ключевые фрагменты текста-оригинала: автор аннотации создает новые формулировки, которые не содержатся в исходном тексте, то есть передает содержание «своими словами».
5. Субъект действия в аннотации обычно не называется, так как он ясен из контекста; гораздо чаще используются пассивные конструкции (глагольные и причастные).
6. В аннотации отсутствуют эмоционально-экспрессивные, образные средства и т.п., но могут и должны содержаться оценочные элементы, в которых отражаются критический личностный подход автора к первичному тексту. Чаще всего это языковые единицы с рационально-оценочной семантикой: рассматривается важная (актуальная, интересная) проблема и т.п.
7. В аннотации широко представлены клише, специализированные штампы, которые помогают автору в оформлении обобщаемого содержания. Например, с помощью таких клише дается перечень (перечисление) основных положений первичного текста, причем передача содержания часто сопровождается анализом структуры текста-оригинала.
8. Важно уяснить суть оппозиции «тема текста – идея текста». Тема всегда выражается словосочетанием. В заглавном предложении аннотации, которое выявляет тему текста, это словосочетание находится в конечной его части, например: Статья посвящена клеточной этологии. Словосочетание клеточная этология обобщает тему (субъект) всей статьи. Слово статья – это исходный пункт высказывания, который понимается как эта (данная) статья. Слово посвящена не несет особой нагрузки и выполняет роль связующего элемента. Главная мысль текста, в отличие от темы, выражается предложением. Его можно рассматривать в терминах бинарного (двойного) высказывания, которое состоит из логического субъекта и логического предиката, например: Финансовая империя переживает кризис. Характерно, что предложение, которое передает идею текста, связано с предложением, раскрывающим тему, по принципу цепной связи, например: Темой статьи является финансовая империя. (Эта) финансовая империя переживает кризис.
Широко распространенной разновидностью аннотации, главным образом библиографической, является составление текста с перечислением дескрипторных обобщающих цепочек, например: Швейцарская империя банков. История ее становления. Борьба с зарубежными соперниками. Кризис явления в западном финансовом мире. Составление такого рода аннотации, которая включает в себя тематические высказывания, проще формулирования высказываний бинарного характера. Фактически это составление своеобразного плана обобщений, состоящего из назывных словосочетаний.
Образец аннотации:
Шаммазов А.М., Абсалямова В.Ф., Мугаллимов Ф.М. Подводные переходы магистральных нефтепроводов // Трубопроводный транспорт нефти. – 2005. – № 10. – С. 18-21.
Данная статья посвящена изучению проблем, связанных с сооружением и эксплуатацией подводных переходов магистральных нефтепроводов.
В статье подробно рассмотрены вопросы проектирования, строительства, эксплуатации, технического диагностирования и капитального ремонта подводных переходов магистральных нефтепроводов.
В статье изложена методика расчета подводных переходов, описаны методы и технические средства диагностики переходов через водные преграды.
Статья предназначена для научных и инженерно-технических работников, студентов технических вузов.
Образцы клише для составления аннотаций:
В книге исследуется (что?)...
Показано (что?)...
Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)…
В монографии дается характеристика (чего?)…
Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как...
В книге анализируется (что?)
Главное внимание обращается (на что?)...
Используя (что?), автор излагает (что?)...
Отмечается, что...
Подчеркивается, что...
В книге дается (что?)…
Раскрываются (что?)...
Описываются (что?)...
Особое внимание уделяется вопросам (чего?)...
В работе нашла отражение разработка проблем (чего?)...
Показывается (творческий) характер (чего?)...
Устанавливаются критерии (чего?)...
В книге подробно освещается (что?)...
Характеризуется (что?)...
Рассматривается (что?)...
В статье на основе анализа (чего?) показано (что?)...
Констатируется, что...
В заключение кратко разбирается (что?)...
Статья представляет интерес…
Статья предназначена…