Русские классицисты: М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Художественное направление (художественный метод) – это общие особенности образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым образуют литературные направления.
Художественный метод складывается в определенных исторических условиях – писателей объединяет представление об идеале, о человеке, который отвечает этому идеалу, то есть о типе героя, выборе соответствующего сюжета.
КЛАССИЦИЗМ(от латинского «образцовый») – художественное направление в европейском искусстве рубежа 17-18 – начала 19 века. Кл. сформировался во Франции.
Античное искусство классицизм воспринимает как образец.
Цель классицизма– создание произведений искусства по образцу античных.
Главная тема –столкновение личных интересов и гражданского долга. В произведении утверждаются положительные ценности и государственный идеал.
Все характеры и жанры отличаются «чистотой» и «однозначностью». Герой воплощает в себе только одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, добрый и т.п.
Конфликтмежду разумом и чувством. Положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, между любовью и интересами государства он выбирает последнее), а отрицательный – в пользу чувства.
Все жанрыстрого делятся на высокие и низкие. В произведении высокого жанра ставятся важные общественные проблемы и отражаются возвышенные, героические стороны жизни. Эти произведения строятся на основе античных и исторических сюжетов. К высоким жанрам относятся ода, эпическая поэма, трагедия.Главные герои в высоких жанрах: монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания.
Низкие жанры (комедия, басня, сатира, эпиграмма)отражает современную действительность. Главные герои в произведениях низкого жанра, как правило, – люди низкого социального происхождения. Этот тип героя подчиняется силе страсти.
В высоких жанрах не изображаются смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких – трагическое и возвышенное.
Относительно жанров строго соблюдалась чистота языка: в высоких жанрах – высокая лексика, в низких – просторечная.
Драматическое произведение строится согласно правилу трех единств:места, времени и действия. Единство местане допускает смены места действия, то есть в течение всей пьесы герои должны находиться в одном и том же месте. Единство временине позволяет превышать нескольких часов, в крайнем случае – одного дня. Единство действияподразумевает наличие только одной сюжетной линии.
В 18 веке классицизм обогащается идеями Просвещения. Классицизм проникнут идеями защиты естественных прав человека и свободолюбивыми мотивами. Для русского классицизма 18 века характерен государственный пафос в соединении с верой в теорию просвещенного абсолютизма. Согласно теории просвещенного абсолютизма, государство должен возглавлять мудрый, просвещенный монарх, требующий от каждого служения на благо общества. Русские классицисты были воодушевлены Петровскими реформами и верили в дальнейшее совершенствование общества.
Русские классицисты: М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ(от английского «чувствительный», от французского «чувство») – художественное направление второй половины 18 века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятии окружающего мира. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума.
Герой.Главным героем становится обыкновенный человек.В отличие от классицистов, сентименталистов интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Но герои тоже делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование), как правило, это крестьяне, ремесленники, разночинцы, сельское духовенство. Отрицательные – расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие (представители власти, дворяне, высшие духовные чины).
Новое у сентименталистов состояло не просто в том, что они изображали чувство, – новым был взгляд на человека, которого они оценивали, исходя из того, в какой мере он способен на большие, искренние и глубокие переживания. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности.
Существенно при этом, что сентиментализм выдвигал героя человека простого, незнатного, так как он свободен от аристократических предрассудков и ближе стоит к природе.
Пейзаж в произведениях сентименталистов получает эмоциональную характеристику. Это уже не просто фон или декорация, а кусок живой природы, который воспринимается не умом, а сердцем.
Чувствительность героев проявляется через слёзы, восклицания, обмороки, самоубийства.
В связи с появлением нового героя изменяется сюжет произведения: отдельные ситуации будничной жизни, при этом крестьянский быт часто изображается в пасторальных тонах.
Ведущие жанры:семейный роман, дневник, исповедь, роман в письмах, путевые заметки, элегия, послание.
В русской литературе яркими представителями этого направления являются Радищев и Карамзин.
РОМАНТИЗМ– художественный метод, сложившийся в начале XIX века и получивший широкое распространение как направление и течение в искусстве и литературе.
ЧИТАТЬ → Предпосылки.Общей исторической почвой, на которой возникает европейский романтизм, явилась переломная эпоха, связанная с Великой французской революцией. Французские просветители во главе с Вольтером (Руссо, Дидро) утверждали, что мир можно переустроить на разумных началах и провозглашали идею естественного (природного) равенства всех людей. Результатом революции стало установление буржуазной республики. В итоге у власти оказалось буржуазное меньшинство, а определять внутреннюю политику стали денежные интересы. Таким образом, долгожданное «царство разума» оказалось иллюзией, как и обещанные свобода, равенство и братство. Появилось всеобщее разочарование в результатах и итогах революции, глубокая неудовлетворенность окружающей действительностью. Это определило в мироощущении романтиков такие черты как смятение, растерянность перед окружающим миром, трагизм судьбы личности.
В России предпосылки возникновения романтизма были связаны с Отечественной войной 1812 года, со всей очевидностью показавшей величие и силу простого народа, а также восстание декабристов 1825 года.
ЗНАТЬ → Основной принцип – двоемирие.Важным для понимания сущности романтизма является понятие романтического двоемирия. Романтики противопоставляли реальному миру идеальный. Они бежали от реальности, отрицали её и искали идеал вне её. Мир для романтиков делился на две части: здесь и там. «Там» и «здесь» – это антитеза (противопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Под «здесь» подразумевалась современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» – это некая поэтическая действительность, нереальный, выдуманный, потусторонний мир.
Многие романтики полагали, что добро, красота и истина, вытеснены из общественной жизни, но все еще сохранились в душах людей. Поэтому они уделяли внимание внутреннему миру, что породило углубленный психологизм.
Романтический герой –это человек сильными чувствами, который остро реагирует на несовершенство реального мира. Он отвергает законы, которым подчиняются другие, и находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, он противопоставлен ему. Романтический герой один, и тема одиночества варьируется в произведениях романтиков. Например, М.Лермонтов «Белеет парус одинокий», «Выхожу один я на дорогу…» и т.д.
В период развития романтизма появляется исторический роман (В.Скотт, В.Гюго, А.Дюма), историческая драма. Романтики сделали многое для популяризации устного народного творчества.
В русской литературе романтизм ярко воплотился в творчестве В.Жуковского, А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Тютчева. В 20 веке тенденции романтизма прослеживаются в поэзии А.Блока («Стихи о прекрасной Даме»), М.Горького («Песнь о соколе», новеллы, вошедшие в произведение «Старуха Изергиль»),
РЕАЛИЗМ
Реализм (от латинского «вещественный», «действительный») – литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира. Определяющим критерием художественности в реализме является верность действительности. Если романтики изображают желаемое, то реалисты – действительное.