Третий уровень - индивидуально-ментальный. Фаза 101 (11° Рака). Клоун, передразнивающий хорошо известных персонажей
Фаза 101 (11° Рака). Клоун, передразнивающий хорошо известных персонажей.
Ключ: ценность юмора в развитии объективности и независимости ума.
Юмор или ирония - мощное средство оценки социокультурных реальностей и для освобождения от предрассудков и ослепленности. Смех освобождает от обусловленности и часто прокладывает путь к пониманию того, что мы не должны слишком доверять тому, что внушает нашему сознанию, - более или менее насильственно, - традиция. Клоун -наиболее популярное проявление этого стремления к смеху, столь характерного для человеческой природы. Карикатура и сатира - более интеллектуальные формы такой же потребности в интеллектуальной свободе.
В 21-й ПП мы видим развитие истинной индивидуальности в человеке. Первый шаг - катартический - способность смеяться, в том числе и над своими мелкими привычками и ужимками, над своей напыщенностью. Это шаг освобождения от обусловленности.
Фаза 102 (12° Рака). Китайская женщина нянчит ребенка, аура которого обнаруживает в нем перевоплощение Великого Учителя.
Ключ: обнаружение скрытой ценности в опыте, рассматриваемом в своем более глубоком значении.
Как контраст к предыдущему символу, этот предлагает нам видеть глубже общедоступной поверхности, стремясь обнаружить "оккультный", т.е. скрытый характер каждого человека и каждого опыта. Этот символ не следует понимать как указание на определенного аватара и мессию; его смысл в том, что каждый человек потенциально - аватар или проявление души, имеющей определенную и уникальную функцию в широком поле деятельности, каким является Земля. Чтобы обнаружить эту потенциальность бытия, нужно более глубокое или боле высокое "видение", холистическое восприятие, - которое обычно, хотя и не всегда справедливо, называется ясновидением. Клоун, - карикатурист тоже должен развить особого рода видение, позволяющее ему подхватить характерные черты внешних проявлений личности; подлинный ясновидящий воспринимает сущностное значение ("послание" и функцию) целого. Вряд ли следует видеть специальный смысл в том, что женщина символа - китаянка.Возможно, что в трактовке визуализатора символов произошла ошибка, она перепутала китаянку с тибетской женщиной, бессознательно увидет известный в Тибете способ обнаруживания Лам среди новорожденных. Ключевое слово - откровение.
Фаза 103 (13°Рака). Рука с торчащим большим пальцем, протянутая для изучения.
Ключ: сила воли в формировании характера.
Здесь мы вновь видим, как личная характеристика обнаруживает то, что лежит за ней психологически и духовно. Большой палец в хиромантии означает волю; жесткий палец означает негибкую волю, более гибкий - более уступчивую. В первоначальной формулировке символа говорилось, что "рука" слегка согнута, что может означать более гибкий характер. Тем не менее основное значение состоит в том, что индивидуум может проявить себя только посредством сильного характера. Проявление этого символа в какой-либо ситуации означает, что данная ситуация требует проявления сильной воли. Ключевое слово третьего символа этой ПП - характер.
Фаза 104 (14°Рака). Очень старый человек, обращенный лицом к обширному темному пространству на северо-востоке.
Ключ: свершение в трансцендировании и неизменная мудрость.
Мудрый старый человек - архетипическая фигура, встречающаяся во всех системах символизма. Северо-восток в оккультной терминологии - направление, с которого духовные космические силы входят в пространство Земли. Возможно, что это связано с приблизительным двадцатитрехградусным наклоном полярной оси Земли к плоскости орбиты, из-за чего поле земного шара отличается от полюса земной орбиты, а также меняет свое направление в течение так называемого "цикла прецессии", длящегося несколько менее 26 тыс. лет. Этот наклон полярной оси порождает смену времен года. Предположительно, во время Золотого Века этого наклона не было, царила "вечная весна". В традиции это - духовное состояние. Мудрый старый человек стоит лицом к Неизменной реальности, истинному северу, для нас расположенному на севе-
ро-востоке. Он смотрит на великую Пустоту, видимую Темноту, которая является интенсивным Светом, не видимым нашими чувствами. Как всегда, в четвертом символе ПП здесь есть намек на технику. Предполагается, что посредством постоянной и длительной медитации над низменной духовной реальностью в самом основании опыта человек может достичь высшей мудрости, свойственной пожилому возрасту. Мы видим в этом символе путь за пределы внешнего к постоянству в Истине.
Фаза 105 (15°Рака). В роскошной обеденной комнате гости отдыхают после обильнгейшего банкета.
Ключ: необходимость, существующая на ранней стадии роста человека, материализовать представление о совершении (исполнении).
Эта забавная символическая сцена связана с предыдущей, эта сцена свершения на чисто физическом уровне - еда, если не переедание. По-видимому, при визуализации этого символа свершение представлялось в духе магометанского рая - места, полного всяких благ, производимых землей. Возможно, символ относится к европейскому представлению о "полноте бытия", в Штатах превратившемся в представление о "достатке". Многих гипнотизирует идеал физического изобилия. Действительно, физическое изобилие менее часто встречается, чем лишение, и время от времени необходимо "обратиться к прочным вещам ради обретения силы". Пресыщенный человек научается ценить аскетизм и желать его. Последняя стадия 21-й ПП завершает эту часть поиска индивидуальности и процесса "Решения" на фазе лишь временного свершения. Темнота северо-востока - это слишком много для сознания на этой стадии большого цикла; ум стремится перевести виденное в чисто физические представления. Это, может быть, ключевой символ американской жизни: материализация духовного.
Сцена 8:Консолидация (1б°-30°Рака) Первый уровень - действие
Фаза 106(16° Рака). Человек, изучающий находящуюся перед ним мандалу с помощью очень древней книги.
Ключ: глубокая вовлеченность в проблемы личной интеграции. После того, как принято решение следовать определенному направлению, принята новая приверженность, результаты этого решения на трех основных уровнях человеческого опыта (действия, эмоционально-культурном и индивидуально-ментальном)должны быть стабилизированы и объединены. Это и есть процесс личной интеграции (интеграции личности). В Азии символом этого процесса является мандала; в христианском мире мы видим символ Христа в различных формах. Христианский символ часто прост и обнажен; но относится к крестной казни Бо-го-человека, персонализирует и эмоционализирует ее. Восточная мандала может принимать бесконечное разнообразие форм, охватывая мно-
жество содержаний, психологических и космических. Квадрат - основа мандалы - потенциально охватывает различные содержания. Крест же представляет конфликт действия: это символ трагического преодоления. Мандала символизирует интеграцию противоположных тенденций и множества биполярных энергий.
Первая стадия 22-й ПП обнаруживает глубокое усилие со стороны индивидуализированного сознания достичь твердой основы понимания, которое позволит ему воспринят», структурное отношение каждой части личности ко всем остальным частям- Зто ментальный Процесс, подразумевающий поворот внимания внутрь, концентрацию: более того, ?то символ глубокого и стабилизирующего чувствования формы, так сказать, конформации (согласования), но это относится к собственной индивидуальной форме, а не внешнему социокультурному паттерну (это обозначается словом "конформизм").
Фаза 107 (17° Рака). Развитие многоуровневых потенций, исходящих из первоначального семени.
Ключ: жизненное стремление актуализировать прирожденные потенции.
Изображенный символом процесс - прорастание: выход из семени, росток пробивает корку почвы и появляется на свету. Это динамический процесс, обращенный во-ине, в противоположность более статическому и интроспективному процессу интеграции посредством понимания, изображенному предыдущим символом.
Прорастание - это распятие семени. Семя становится ростком, как за тибетским учеником, молчаливо и мирно медитирующим над мандалой, "следует христианский крестоносец, и на материалистическом уровне продуктивной деятельности -инженер-технолог, намеривающийся превратить земной тар в место наибольшего возможного удовольствия для наибольшего числа людей.
Как всегда, вторая ступень ПП контрастна первой: действие поляризует медитацию (размышление). Расширяющийся процесс само-актуа-лизации (что может означать не более чем экспансию эго посредством захвата) контрастирует интроспективному изучению структурных отношений и значений различных энергий и потенциальностей своей природы ("сварупа"). ключевое слово - рост.
Фаза 108 (18°Рака). Курица, разрывающая землю в поисках корма для потомства.
Ключ: практическая забота о ежедневном пропитании, необходимом, чтобы держать чрезмерную активность.
Каждая мать изначально отвечает за кормление своего потомства, а деятельности, в которые человек вкладывает энергию, - его символические дети. Он должен "кормить" их социальной субстанцией, собранной на "почве" своего общества, и заботливо следить за их развитием. Нежный росток становится древесным стволом, птенец - курицей, ребенок - теоретически - уверенным в себе и социально адаптированным взрослым.
Третья стадия 22-й ПП показывает результаты двух предыдущих стадий. Зерно , росток и растущее растение требует питания из почвы
для последовательного постепенного роста; это требует исполнения жизненных обязанностей.
Фаза 109 (19° Рака). Священник, исполняющий брачную церемонию. Ключ: ритуализация продуктивных межличностных отношений.
Сцена символизирует глубокую потребность соотнесения взаимодействия и относительно постоянного и продуктивного союза полярнос-тей с третьим фактором, который либо включает их, либо превосходит и дает отношению духовное значение. Брачный союз - это по существу и традиционно союз мужчины и женщины ради рождения потомства, способного продолжать родовой тип, семейную традицию и способ жизни определенной культуры (или субкультуры), включающей набор определенных религиозных верований. Брачная пара - основная продуктивная единица нашего общества - как это было в течение тысячелетий во всех патриархальных обществах Цель любой установленной религии (включая племенные культы) - прославлять, санкционировать и освящать сверхличные значения всех личных и межличносгных деятельнос-тей. Это происходит "в таинствах" и вообще большинстве религиозных ритуалов.
.Четвертая стадия Г1П представляет технику, используемую во всех эффективных процессах групповой или социальной интеграции - технику социокультурной ритуализации. Посредством этой техники дела среднего индивидуума получают санкцию, т.е. ритуализируются и "освящаются".
Фаза 110 (20°Рака). Венецианский гондольер, поющий серенады. Ключ: счастье как обертон социальной интеграции и конформности по отношению к обычаю,
Венеция может рассматриваться как символ социального сознания, поднимающегося из бессознательных влечений человеческой природы, как сам город поднимается из моря, подобно цветку лотоса в озере, укорененному в илистом дне. Гондольеры плывут в своих лодках по воде, а их серенады поднимаются к балконам, где "цветы" сознания, их возлюбленные, время от времени появляются. Игра фундаментальных человеческих влечений, стремящихся к принятию сознанием, обретающимся в структурах эго, исполняется в соответствии с социальной традицией. Все выполняет свою роль, и человек испытывает социальное счастье и чувство свершения.
Последняя стадия 22-й ПП о-юбражает представленное в первой стадии стремление к индивидуальной интеграции и стремление к социальной интеграции посредством элегантной и общественно принятой игры эмоций в праздничном веселье.
Второй уровень - эмоционально-культурный
Фаза 111 (21°Рака). Знаменитая пеиица подтверждает свою виртуозность в оперном представлении.
Ключ: эмоциональное поощрение, сопровождающее культурное совершенство.
Опера представляет тип реакции высокоразвитого общества на ус-
7Д
пешную и искусную экстернализацию великих образов культуры. Оперная примадонна или оперный солист - не одинокий исполнитель, как пианист в символе 13° Близнецов - это звезда в контексте коллективного усилия. Сама же опера - не только музыка, - это история, миф, воплощающий некоторые из основных образов и эмоций своей культуры. Евро-американская культура воспеваема и проклинаема в своих операх, с их пылкими и трагическими страстями. Интересно сопоставить оперу со сходными типами общественных зрелищ в Индии, на Яве или в Тибете.
На первой стадии 23-й ПП мы видим стремление к индивидуализации посредством конкретных форм социальной деятельности, дающих социальный и финансовый успех. Таким образом, этот символ можно понимать как цену успеха - как для индивидуума, так и для коллектива, это одобряющего. Чего реально стоит успех - вот вопрос, на который мало кто может ответить.
Фаза 112 (22°Рака). Молодая женщина, ждущая парусник.
Ключ: жажда трансцедентного счастья в душе, открытой великим снам.
Символ изображает грезящую юную душу, не способную удовлетвориться тем, что предлагает ординарное окружение, ждущую неведомых посещений. Духовный образ (духовный, поскольку речь идет о паруснике, связанным с ветром - пневма, дух) ожидается из глубин бессознательного. Возлюбленный может появиться не ч блеске оперного театра, а в молчании внутреннего моря сознания.
Контраст с предыдущей стадиенй очевиден; станет ли греза конкретной? Найдет ли эмоция ответ? Получит ли ожидание Вечно Женственного награду в реальности?
Фаза 113 (23°Рака). Собрание литературного общества.
Ключ: объективный и критический подход к общим факторам нашей культуры и ее психологическим проблема.
Писатели, поэты и критики предстауляют собой в обществе попытку особенно чувствительных и интеллектуально одаренных индивидуумов придать форму и значение наиболее характеристичным ситуациям и межличностным отношениям своего общества и культуры. Их дело -обсуждать то, что есть, и воображать то, что могло бы быть. Они одновременно - барометры и термостаты, рефлекторы и проекторы образов, большей частью бессознательных.
На этой третьей стадии 23-й ПП мы достигаем уровня интеллектуализации. Здесь индивидуум действует, и с точки зрения объективного ума, и с точки зрения эмоционального участия в событиях и надеждах дня. Он делает конкретным то, что для большинства лишь бессознательные желания и стремления.
Фаза 114 (24°Рака). Женщина и два мужчины, выброшенные кораблекрушением на маленький остров в Южном море.
Ключ: фокусировка сложных внутренних потенциальностей в гармонических и конкретных отношениях.
Мы имеем дело с особой фазой процесса интеграции. Женщина и два мужчины представляют три аспекта человеческой личности; на этой стадии эмоциональная сфера (женщина) сталкивается с возможностью
(если не необходимостью) соотнести себя как с духовным, так и с ментальным. Ситуация разыгрывается на маленьком островке в Южном море, "юг" же символически всегда относится к сильным и страстным импульсам человеческой природы. Так или ингче троичное сознание должно образовать гармоничный и хорошо интегрированный "модус ви-венди" - определенный способ жизни. Если это удастся, то высвободит мощные энергии и даст возможноть перейти к следующей символической сцене.
На четвертой стадии 23-й ПП мы сталкиваемся если не с техникой, то с проблемой техники особого рода - техникой жизни. Три человека должны осуществить интеграцию, но форма этой интеграции остается открытой. Она должна быть конкретной с точки зрения человеческих эмоций и биологических стремлений человеческой природы (остров в Южном море) и поле интеграции "невелико". Ключом к проблеме должно быть понимание взаимозависимости.
Фаза 115 (25°Рака). Своенравный человек, защищаемый сходящей высшей силой.
Ключ: реакция духовных сил на интеграцию личности посредством позитивных своевольных действий.
Мы видим здесь человека, который использует свою волю и позитивное воображение, чтобы встретить проблемы жизни. К нему относится пятидесятническое схождение сил, он получает "манию власти", благодать ("бараку" суфийской философии) или Провиденциальную помощь, делающую его истинным вождем своей культуры.
На пятой ступени мы видим более трансцендентное выражение "успеха". Это не только внешний успех (подобный успеху примадонны), но также и ответ духовных сил, знак внутренней силы и необычного дара.