Полетакты

  1. Восприятие времени, чувство времени Полетакты - student2.ru
  2. Восприятие пространства, самочувствие Полетакты - student2.ru
  3. Восприятие внутренних отношений между объектами, их внутреннего взаимодействия Полетакты - student2.ru
  4. Восприятие внешних отношений между объектами, их внешнего взаимодействия Полетакты - student2.ru

Примечание: В какой-то мере можно сказать, что пространство ( Полетакты - student2.ru ) ? это внешняя обусловленность процесса процессом, а время ( Полетакты - student2.ru ) ? внутренняя обусловленность процесса процессом. Потому что когда один процесс рождает другой процесс во времени, то это как бы внутренняя причинная связь и тогда, когда говорим о внутренних, и тогда, когда говорим о внешних процессах. А вот когда один процесс обуславливается другим в пространстве, это уже как будто бы внешняя связь, даже в тех случаях, когда говорим об обусловленности эмоций одного человека эмоциями другого человека. Или обусловленности химической реакции в одном сосуде реакцией в другом.

В психике людей все полетакты и телотакты обособляются Друг от друга и притом настолько обособляются, что различаются степенью осознанности, тем, насколько обдуманно индивид способен пользоваться полученной по данному полутакту информацией. Тот же полутакт у индивида одного типа ИМ является более осознанным, чем у индивида другого типа. В этом суть всей типологии и интертипных различий людей.

Тип ИМ человека определяется двумя наиболее развитыми полутактами. Один из них всегда поле-такт, другой ? телотакт. При этом первым, ведущим у экстратимов (экстравертов) является тело-такт, а у интротимов (интравертов) ? полетакт. Эта пара тактов образует блок, называемый нами блоком ЭГО. Полная модель ИМ ? модель А ? образована из всех восьми полутактов, модель Ю ? из четырех. Однако нас пока интересует только самый сознательный блок, блок ЭГО. (Более подробную информацию по вопросам структуры модели А можно найти в другой монографии того же автора: LСоцион¦.)

Структура блока ЭГО. Элементы или такты, из которых образован блок ЭГО, отличаются своими функциями. Первый такт блока отражает, фотографирует, репродуцирует действительность и обеспечивает психику объективной информацией. Можно говорить о недостаточной обеспеченности информацией, но не о ее субъективности. Этот такт будем называть акцептным, то есть воспринимающим то, что есть вовне.

Второй элемент блока ? продуктивный. Можно его назвать и творческим, потому что в том, что он извлекает из полученной информации первым тактом, есть частица того, чего нет и не было в объективном мире. Это самоприспособление индивида к объективному миру. Творчество индивида.

Экстратимы, или экстраверты. Первый, акцептный такт блока ЭГО каждого экстратима всегда является телотактом, а второй ? полетактом. По существующим правилам образования блоков, подробная информация о которых приводится в LСоционе¦, можно составить восемь блоков ЭГО экстратимов:

Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru , Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru , Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru , Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru , Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru , Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru , Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru , Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru

По той же причине существуют восемь экстратимных ИМ. К. Г. Юнг называл их экстравертированными потому, что информация о состояниях объекта (первый такт) Lэкстравертируется¦ вовне вторым тактом, то есть на основе информации об объектах строятся отношения с этими объектами.

Интротимы, или интроверты. Если в каждой паре элементы переставить местами, получим ведущие блоки, то есть блоки ЭГО интротимных ИМ. Их тоже восемь:

Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru , Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru , Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru , Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru , Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru , Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru , Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru , Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru

К. Г. Юнг называл их интровертированными потому, что полученная об отношениях между объектами информация (первый, акцептный такт) Lинтровертируется¦ извне, то есть из отношений, в объект.

Репродуктивное и продуктивное мышление. Первый элемент ведущего блока ЭГО соответствует, по-видимому, тому, что немецкий психолог О. Зельц в двадцатые годы нашего столетия назвал репродуктивным мышлением, а второй ? тому, что им же названо продуктивным мышлением. Репродуктивное мышление ? это репродукция ранее полученной индивидом информации и использование ее в новых условиях. Оно расширяет знания человека о применении ранее добытой информации. Суть продуктивного мышления ? производство новой для самого субъекта информации. Результат такого мышления обогащает его тем, что до этого было ему неизвестно.

Может возникнуть вопрос, почему первая, наиболее развитая функция, которую мы будем называть акцептной, соответствует репродуктивному, а не продуктивному мышлению. Дело в том, что для живого существа главное ? не потерять контакт с объективной действительностью. Это и обеспечивается акцептным элементом. Без исключительной стабильности и объективности информации, полученной первой, акцептной, функцией, человек не был бы достаточно компетентным контролером для проверки качества продукции следующей функции. Это (не значит, что, допустим, человек с ведущим блоком Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru свое основное внимание уделяет окружающим его объективным процессам. Даже напротив ? основное его внимание направлено на эмоциональное состояние окружающих его людей и на стремление избежать конфликтов в эмоциональной сфере. Но сила его интеллекта не в умении разбираться в эмоциях, в отношении которых он отличается лишь особой чувствительностью, а в умении управлять объективными процессами. В то время как индивид с ведущим блоком Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru , искусно управляющий эмоциями других людей, основное внимание направляет на логику объективных процессов.

Экстравертированный ? экстраверт ? экстратим.Понятие экстраверсии ? интроверсии ввел К. Юнг. Он различал экстравертированные и интровертированные типы личности. Позднее прижились термины экстраверт и интроверт. Они короче названий К. Юнга, но гораздо менее точны. Не будем углубляться в этот вопрос, лишь упомянем, что за терминами К. Юнга был глубокий смысл, который в сокращенном варианте потерялся. Кроме того, экстравертированные у К. Юнга и экстраверты у других авторов часто являются различными понятиями. По тесту Айзенка в категорию интровертов попадают почти все ИНТУИТИВНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСТРАВЕРТЫ лишь потому, что они достаточно трудно устанавливают контакты с людьми. В то время как общительный СЕНСОРНО-ЭТИЧЕСКИЙ ИНТРОВЕРТ неизменно попадает в группу экстравертов. Карл Леонгард в своей книге LАкцентуированные личности¦ определяет Дон Кихота как интроверта-мечтателя, а Санчо Панса как практического экстраверта. По типологии К. Юнга первый является полностью обращенным к внешнему миру ИНТУИТИВНО-ЛОГИЧЕСКИМ ЭКСТРАВЕРТОМ, второй ? очень практичным СЕНСОРНО-ЛОГИЧЕСКИМ ИНТРОВЕРТОМ.

Исходя из вышеизложенного и для того, чтобы избежать любых недоразумений по поводу терминов и вкладываемого в них смысла, мы будем пользоваться терминами экстратимия и интротилшя.

Экстравертированность и интровертированность сознания. LКак известно, каждый ориентируется на данные, которые ему доставляет внешний мир...¦." Экстраверт получает информацию об объекте. То есть его сознание воспринимает какую-то сторону проявления объекта. И идет от него к отношениям. Переход от восприятия (акцепции) объекта к творчеству новых отношений с ним Юнгом назван экстравертированностью сознания. Интроверт соответственно получает информацию про отношения и от них идет к творчеству новых качеств, новых форм проявления объекта. Это то, что им названо интровертированностью сознания. Интровертированность и Экстравертированность ? две стороны одного целого, разделимые в абстрактных рассуждениях, но не в реальной жизни. Информация о состоянии объектов и их полей ? две равноценные части информации об объективном мире. Юнг по этому поводу писал: LЛичность в целом и мир ? соизмеримые величины, вследствие чего нормальная интровертированная установка является в такой же степени пригодной для проверки бытия, как и нормальная экстравертированная установка¦.

Если остановить свой взгляд на обществе, то окажется, что роль объектов выполняют люди, а роль полей ? сумма возможных объективных человеческих отношений. Человек и его отношения ? единое целое, как и любое тело и его поле.

Восприятие экстратима. Восприятие экстратима обеспечивает личность информацией об объектах материального мира, которые:

  • имеют определенную потенциальную энергию ? Полетакты - student2.ru :
  • приходят в состояние внутреннего возбуждения ? Полетакты - student2.ru ;
  • благодаря этому возбуждению приобретают кинетическую энергию, в которую превращается часть потенциальной энергии ? Полетакты - student2.ru ;
  • реализуют эту кинетическую энергию при изменении места в пространстве ? Полетакты - student2.ru .

К. Г. Юнг второй н четвертый аспекты восприятия, то есть Полетакты - student2.ru и Полетакты - student2.ru , называл рациональными, остальные ? иррациональными.

Информацию, получаемую личностью о четырех аспектах объекта, будем называть интротимной, не забывая, что одним из объектов является сам человек, субъект восприятия. Получая информацию о других объектах, он получает информацию и о себе, о своих физических и психических свойствах. К. Г. Юнг эти четыре стороны функционирования объекта называл прямо объектом.

Восприятие интротима. Восприятие интротима обеспечивает информацией о полях межобъектных отношений, о состоянии зоны взаимодействия объектов. Как уже известно, выделяем четыре формы отношений:

  • внешние, Lлогические¦ отношения между объектами ? Полетакты - student2.ru ,
  • внутренние, Lэтические¦ отношения между объектами ? Полетакты - student2.ru ,
  • пространственные отношения между одновременно происходящими процессами ? Полетакты - student2.ru ,
  • временные отношения между следующими друг за другом процессами ? Полетакты - student2.ru .

Первый и второй аспекты информации рациональны, два других ? иррациональны.

Названия тактов и полутактов. Всем составным элементам ИМ (кроме графического изображения-символа) необходимо присвоить определенные названия, которыми можно было бы пользоваться и при конструировании названий отдельных типов ИМ. К. Г. Юнг в определениях следовал строгой внутренней логике, однако полностью сохранить терминологию К. Г. Юнга нам не удалось потому, что один из элементов ИМ им был определен как Lмышление¦, в результате он противопоставлялся всем другим. Термин Lмышление¦ одинаково годен для определения всех элементов ИМ. Условно мы остановились на следующих определениях отдельных тактов ИМ. Как известно, один такт состоит из двух полутактов: телотакта и полетакта:

Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru v сенсорика Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru v интуиция Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru v логика Полетакты - student2.ru Полетакты - student2.ru v этика

У К. Г. Юнга это соответственно называлось сенсорикой, интуицией, мышлением и эмоциями.

То, что два символа имеют одно название, соответствует не только нашему пониманию четырех тактов ЭМ и ИМ, но и пониманию К. Г. Юнга о том, что есть, например, лишь одна сенсорика, но у одних типов она экстравертирована, у других ? интровертирована.

Согласно положениям К. Г. Юнга, то, что мы называем телотактами, экстравертируется полетактами. А то, что мы называем полетактами, интровертируется телотактами. На этом основании и итровертирующие телотакты можно называть интротимными элементами, а экстравертирующие полетакты ? экстратимными элементами. Интроверсия ? все то, что связано с телом, ? находится в теле. Экстраверсия ? все то, что находится за пределами тела, ? связано с полем.

Примечание: Не менее логичной может показаться противоположная трактовка, по которой все то, что экстравертировано, называется экстравертным, а что иитровертировано ? интровертным.

Тем более что индивид с ведущей первой функцией Полетакты - student2.ru или Полетакты - student2.ru называется экстравертом. Однако при этом забывается, что любой экстраверт, как образно говорил К. Г. Юнг, Lслужит объекту¦, то есть поклоняется интровертным полетактам, а его творчество, свобода воли проявляются при реализации второй, экстравертирующей и поэтому ? экстратимной функции, например О или А. Он экстратим потому, что способен изменять внешние отношения, вносит что-то свое в один или другой полетакт окружающего мира. У интроверта все наоборот: он новое вносит в окружающие объекты.

По всем вышеуказанным причинам отдельным полутактам присвоим следующие названия:

Полетакты - student2.ru интротимная сенсорика Полетакты - student2.ru интротимная интуиция Полетакты - student2.ru интротимная логика Полетакты - student2.ru интротимная этика Полетакты - student2.ru экстратимная сенсорика Полетакты - student2.ru экстратимная интуиция Полетакты - student2.ru экстратимная логика Полетакты - student2.ru экстратимная этика

Примечание: В соответствии с цветом символа телотакты часто называют черными: черная сенсорика, черная интуиция, а полетакты ? белыми: белая сенсорика, белая интуиция и т. п. Они приемлемы не менее вышеуказанных по той простой причине, что все используемые нами названия тактов энергетического и информационного метаболизма очень условны.

Мы признаем, что эти термины несовершенны, могут привести к определенным недоразумениям, допустим, к ошибочному мнению, что Lэтический¦ тип ИМ мыслит алогично, а Lинтуитивный¦ тип отличается какими-то таинственными способностями. Однако поиск более точных определений ? задача дальнейших исследований.

Модели Ю и А. Имеются две модели информационного метаболизма отдельных типов. Модель Ю (Юнг), построенная в самом начала наших исследований на основе Lчетырех функций¦, то есть из четырех наиболее сознательных, по мнению К. Г. Юнга, элементов психики. В 1979 г. сформировалась новая энергетическая модель А (Аугустинавичюте), образованная из двух колец, в которой свое место, и уже в ином порядке, нежели у К. Г. Юнга, нашли все восемь элементов ИМ. С ее появлением модель Ю потеряла свою актуальность. Однако предлагаемая читателю теория иптертипных отношений написана нами с использованием модели Ю, так как при рассмотрении интертипных отношений, особенно ? их графических образов, модель Ю показалась нам незаменимой. Она дает исключительно отчетливую и легко запоминающуюся, графически несложную картину взаимодействия всех шестнадцати типов ИМ (табл. 1). В каждую из моделей ИМ входят четыре элемента: ведущий блок и еще два элемента, функции которых определяются ниже. Лишь отметим, что следующий за продуктивными, то есть третий, элемент условимся называть местом наименьшего сопротивления (МНС), а четвертый ? суггестивным. Итак: 1) ведущий акцептный элемент, 2) продуктивный, 3) МНС, 4) суггестивный.

В модель Ю включаются четыре из восьми, то есть наиболее развитые, согласно теории К. Юнга, элементы ИМ, выполняющие I, II, III и IV функции. (Построение функций произведено сверху вниз.)

Наши рекомендации