При изменении семантических пространств 3 страница
Семантические пространства психических состояний практически не изучены. Исключение составляют отдельные работы В.Ф. Петренко и его сотрудников [5, 8, 9], связанные с исследованием влияния эмоций на эти пространства. Авторы установили, что эмоции способны влиять на характер категоризации, изменяя ее формы [8]; введение аффективной окраски исследуемых объектов приводит к уплощению семантического пространства (уменьшению его размерности). В этом случае аффект как механизм влияния на семантическую организацию значения является своеобразным оператором перехода от предметно-категориальных форм категоризации к аффективно-ситуативным (конотативным) формам. При этом аффект не следует рассматривать как простой "переключатель" категоризации, он непосредственно вплетен в ее процесс и вызванное им увеличение веса аффективных компонентов значения приводит к образованию новых семантических структур. В другом исследовании [5] анализируются состояния сознания, рассматриваются их особенности и изменения.
Исходя из сказанного выше, мы предположили, что изучение сознания как составляющей психического состояния, представленной в лексических пластах, в субъективной системе значений, образующих семантическое пространство, позволит раскрыть специфику и закономерности проявлений сознания в состояниях, выделить основные его структуры, обеспечивающие категоризацию качественных характеристик (осознание) состояния как психического явления и их дифференциацию внутри собственного тезауруса и по отношению к другим категориям психических явлений (процессам и свойствам), а также позволит выявить закономерности становления процесса осознания состояний в онтогенезе.
МЕТОДИКА
Исследования основывались на использовании метода реконструкции субъективных семантических пространств. В качестве основных экспериментальных приемов были использованы ассоциативный эксперимент и методы - субъективное шкалирование и семантический дифференциал [10].
Статистическая обработка результатов включала в себя частотный, корреляционный и факторный анализы.
стр. 15
Испытуемыми были дошкольники, школьники, студенты разных вузов, лица со средним и высшим образованием.
1. Ассоциативный прием был основным экспериментальным приемом при исследовании феноменологических характеристик семантических пространств ПС. В экспериментах в качестве слов-стимулов (значений) были использованы следующие слова, обозначающие состояния: радость, восторг, влюбленность, счастье, вдохновение, удивление, злость / злоба, гнев, возмущение, страх, отчаяние, ужас, ярость, горе, спокойствие, замешательство (смущение), жалость, беспомощность, тоска, лень, униженность, безысходность, одиночество, депрессия, печаль, бессилие, оскорбленность. На основе ассоциаций строились семантические поля ПС, содержащие в качестве полюсов положительные и отрицательные значения. Мерой семантической близости (расстояния) являлось число одинаковых ассоциаций. Наиболее часто встречающиеся признаки были отнесены к ядру, а единичные (уникальные) высказывания - к периферии семантического пространства. Таким образом, семантическое поле каждого состояния делилось на несколько поясов (слоев), уровень плотности значений которых постепенно снижался от центра к периферии. В исследованиях приняли участие 938 человек.
2. При исследовании категориальных структур сознания семантическими пространствами применялся метод субъективного шкалирования. Испытуемые (50 чел., возраст от 23 до 46 лет) оценивали степень сходства девятнадцати психических состояний (апатия, вдохновение, веселость, восторг, гнев, жалость, злость, леность, обида, одиночество, печаль, радость, спокойствие, страх, счастье, тоска, удовольствие, ужас, ярость) по десятибалльной шкале от 0 до 9, где "0" обозначал отсутствие, сходства, а "9", соответственно, - высшую его степень. На основании оценок строились групповые матрицы расстояний (сходства) психических состояний.
Следующий этап включал выделение категориальных структур, лежащих в основе матриц состояний. Это достигалось факторным анализом (программа центроидного метода, включающая поворот факторных структур Varimax [4]). При интерпретации выделенных факторов рассматривались обобщенное содержание шкал-дескрипторов и характер размещения в семантическом пространстве объекта шкалирования. Интерпретация выделенных факторных структур (в экспертизе принимали участие несколько опытных психологов) осуществлялась на основе поиска смысловых инвариантов, объединяющих объекты, сгруппированных в данный фактор.
В другом эксперименте испытуемым предлагалось по 11- балльной шкале (шкала сходства) оценить, как отражаются в выделенных ранее факторах-категориях 108 состояний. Оценка от - 5 до 5 (11-балльная шкала). В эксперименте приняли участие 50 человек. Все оценки испытуемых в дальнейшем были подвергнуты корреляционному анализу. Получено 9 корреляционных матриц 108 х 108.
3. Изучение особенностей изменения семантических пространств ПС имело следующую специфику. На первом этапе исследовались особенности изменения семантических пространств при переходе от базовых (атомарных) к генеративным значениям, понимаемым как "порождающие новые значения". Данный эксперимент состоял из двух частей. Вначале задачей испытуемых являлось дополнение эпитетами ПС. По частоте встречаемости были выбраны те, которые набрали наибольшее количество одинаковых высказываний. Например, у базового состояния "утомление" генеративными являлись состояния "глубокое" и "приятное", а у состояния "ярость" - "звериная", "бесконтрольная", "вынужденная" и т.д.
В следующей части исследования испытуемые на основе ассоциативного эксперимента описывали как базовые, так и генеративные значения ПС. Число испытуемых на каждом этапе составляло 50 человек разного возраста, пола, образования, профессии.
На втором этапе исследовались особенности изменения семантических пространств при переходе от процесса к психическому состоянию и психологическому свойству. В эксперименте на основе ассоциаций строились семантические пространства психических процессов, состояний и свойств с последующим выявлением их изменений при переходе от процесса к свойству. В качестве экспериментального материала были взяты следующие психические процессы, состояния и свойства: страх (процесс) - страх, тревога, беспокойство, испуг, паника, ужас (состояния) - тревожный, беспокойный, трусливый (свойства); злость - озлобленность, злоба - злой, злобный; печаль - опечаленность - грустный; внимание - сосредоточенность, рассеянность - невнимательность, внимательный и др. Анализировались "цепочки" семантических пространств: процесс - состояние - свойство. Например, страх как процесс, страх как состояние и тревожность, беспокойство, трусливость как свойства, далее страх как процесс, тревога как состояние и тревожность, беспокойство, трусливость как свойства и т.д.
4. Возрастные особенности семантических пространств изучались следующим образом. В группе дошкольников (от 3 до 7 лет - 93 чел.) с каждым ребенком обследование проводилось индивидуально. Ребенку предъявляли слово, обозначающее состояние, затем просили описать словами: что это значит? или что это такое? для него. Предъявляемых состояний было девять: страх, злость, радость, спокойствие, стыд, обида, усталость, печаль, огорчение. Изучение семантических пространств состояний младших школьников проходило в двух формах: вербальной (ассоциации на словесный стимул) и невербальной (в качестве стимула использовалась стилизованная картинка с изображением лица человека в определенном состоянии). Испытуемым-учащимся 3 класса, возраст 9-10 лет (45 чел.), предлагалось описать шесть состояний: радость, страх, тревогу, спокойствие, обиду и печаль. Подросткам и старшеклассникам (7 кл. -89 чел. и 10-11 кл. - 100 чел.) предлагался тот же набор состояний. При "сквозном" исследовании семантических пространств психических состояний - с 1 по 11 кл. (возраст от 7-8 до 16-17 лет) в экспериментах участвовало 390 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
1. Феноменологические особенности психосемантики состояний. При изучении семантических пространств состояний было установлено, что строение семантического пространства отдельного психического состояния характеризуется ядерным образованием, слоями разной степени лексической насыщенности, составом с различной выраженностью психологических составляющих и периферией, представленной единичными значениями. В то же время семантические пространства имеют определенную специфику в зависимости от классифицирующих их оснований: времени-длительности, сложности, уровня энергетической составляющей и др.
Так, изучение семантических пространств состояний разного уровня психической активности [16] показало, что они отражают уровневые характеристики энергетической составляющей: в величине, составе, насыщенности слоев, выраженности психологических составляющих, знаке и др. Выявлены различия между семантическими слоями состояний высокого (радость, восторг, гнев, возмущение, ужас и др.), среднего (спокойствие, замешательство, жалость и пр.) и низкого
стр. 16
(безысходность, одиночество, депрессия и др.) уровней психической активности, и для состояний каждого уровня характерны собственные специфические семантические картины. В частности, для семантических пространств состояний высокого уровня (высокий энергетический уровень), независимо от их модальности, типична значительная насыщенность семантических ядер, а также большая плотность околоядерных слоев. Плотность ядер состояний низкого уровня (низкий энергетический уровень) несколько ниже. Семантические поля состояний высокого уровня психической активности отличаются наличием большего количества семантических слоев, чем поля состояний низкого энергетического уровня.
Установлено, что посредством синонимов и антонимов как противоположных полюсов значения (состояния) осуществляется взаимодействие между состояниями. Они являются как бы "переходными звеньями" между семантическими полями разных состояний одного и того же уровня психической активности, включая их друг в друга и создавая семантическую цепь. Например, радость является промежуточным синонимом между состояниями счастья и восторга, а состояние страха связано в семантическом пространстве с состояниями гнева и отчаяния через бессилие. Ряд синонимов обеспечивает связь только между двумя-тремя состояниями, другие же входят в семантические пространства практически всех состояний одного энергетического уровня. Например, тоска входит в семантические пространства состояний низкого энергетического уровня: горя, униженности, безысходности, одиночества, депрессии, печали, бессилия (рис. 1, а ).
Интересные зависимости обнаружены в случае анализа антонимов значений. Как правило, антонимы состояний высокого уровня психической активности характеризуются значениями, присущими состояниям низкого энергетического уровня, а антонимы состояния низкого энергетического уровня - для более высокого. Антонимы связывают состояния на противоположных уровнях: высокого уровня - на низком, низкого - на высоком. Например, антоним страха (состояние высокого энергетического уровня) через спокойствие (средний уровень психической активности) связывает страх с гневом, отчаянием, ужасом, яростью, а радость (высокий уровень психической активности) - антоним горе (состояния низкого энергетического уровня) связывает его с униженностью, одиночеством, тоской, депрессией, печалью. То есть синонимы соединяют состояния одного уровня психической активности, а антонимы связывают одноуровневые состояния на другом энергетическом уровне, более высоком или низком. По-видимому, в первом случае обеспечивается динамика перехода от состояния к состоянию в рамках одного уровня психической активности,
Рис. 1. Синонимы и антонимы в семантических пространствах психических состояний. СП - семантическое пространство.
во втором - переход к состояниям иного энергетического уровня, например, в ходе саморегуляции (рис. 1,6).
По мере усложнения психических состояний (критериями сложности являлся состав состояний: простые состояния характеризуются моносоставом, 1-2 ведущими психологическими составляющими, сложные - полисостояния) происходят количественные и качественные изменения составляющих и их соотношений в семантических пространствах (табл. 1). Общая тенденция изменений семантических пространств от простых состояний (страх, гнев, испуг, ужас, радость и др.) к сложным (одиночество, оскорбленность, безысходность и др.) - увеличение числа поведенческих, интеллектуальных и эмоциональных составляющих и повышение сложности лексических элементов от простых к генеративным, снижение интенсивности и количества определений физиологических и волевых характеристик.
Семантические пространства психических состояний отражают временные характеристики состояний (время- длительность), что выражается различиями в плотности, пространственной организации, количестве признаков и структуре семантических пространств психических состояний: с увеличением длительности увеличивается плотность и объем семантического пространства. Длительные психические состояния отличаются большим количеством значений, входящих в семантическое пространство по сравнению с оперативными состояниями. Значения семантических пространств кратковременных состояний (гнев, ярость, злость и др.) отражают 2-3 составляющие, тогда как для длительных состояний (депрессия, опустошенность, одиночество и др.) характерно большее число психологических оснований. Существуют и качественные различия: дистрибуция основных значений длительных со-
стр. 17
Таблица 1. Особенности семантических пространств отдельных состояний разного уровня сложности
Состояния разной сложности | Психологические категории | ||||||
Мотивационные | Волевые | Поведенческие | Эмоциональные | Физиологические | Интеллектуальные | Сумма | |
Испуг | - | ||||||
Восторг | - | - | |||||
Удовлетворенность | - | - | |||||
Разочарованность | - | ||||||
Одиночество | - | ||||||
Безысходность | - |
По горизонтали: психологические категории: мотивационные, волевые, поведенческие, эмоциональные, физиологические и интеллектуальные составляющие семантических пространств. По вертикали: состояния простые - испуг, восторг; среднего уровня сложности - удовлетворенность, разочарованность; сложные - одиночество, безысходность.
Таблица 2. Факторные характеристики психических состояний
Психические состояния | I фактор | II фактор | III фактор | IV фактор |
Вдохновение | Сила | Динамичность | Оценка | |
Веселость | Сила | Оценка | Комфортность | |
Гнев | Сила | Отношение | Длительность | |
Жалость | Комфортность | Активность | Динамичность | |
Злость | Динамичность | Оценка | Комфортность | Сила |
Леность | Оценка | Комфортность | Сила | Длительность |
Обида | Комфортность | Сила | Отношение | |
Одиночество | Комфортность | Сила | Оценка | |
Печаль | Оценка | Комфортность | Сила | Длительность |
Радость | Активность | Сила | Комфортность | Равновесие |
Страх | Динамичность | Сила | Комфортность | Оценка |
Счастье | Сила | Оценка | Сложность | Комфортность |
Тоска | Активность | Оценка | Длительность | |
Удовольствие | Оценка | Комфортность | Сила | |
Ужас | Оценка | Комфортность | Активность | |
Восторг | Сила | Оценка | Длительность | |
Ярость | Длительность | Комфортность | Активность | |
Спокойствие | Активность | Оценка | Пассивность | |
Апатия | Комфортность | Пассивность | Оценка |
стояний представлена признаками, связанными с большей глубиной переживаемых состояний.
В исследованиях установлено, что ядерные образования семантических пространств состояний, дифференцированные по ведущей психологической составляющей, отражают основное качество состояния - эмоциональное, волевое или интеллектуальное. В то же время в ядерные образования включены и другие составляющие, в них представлены также поведенческие, эмоциональные, мотивационные и другие характеристики. В отдельных случаях семантические пространства состояний могут характеризоваться таким составом значений, который не совпадает с доминированием тех или иных составляющих ядра.
Сравнительный анализ вербальных, графических и фонематических ассоциаций состояний показывает, что положительные состояния характеризуются большим количеством ассоциаций, чем отрицательные. Эта зависимость наиболее выражена для вербальных ассоциаций, в них же проявляется знак и уровень психической активности: чем выше уровень психической активности при положительном знаке состояния, тем выше частота словесных ассоциаций состояний, т.е. состояния лучше осознаются, вербализуются, дифференцируются, а семантическое пространство их более наполнено.
Как показывает анализ полученных данных, психические состояния, имеющие в своем основании "общие корни" в виде ведущей модальности знака, энергетического уровня, длительности и пр., в ассоциативных полях, находящихся на периферии, близки или одинаковы. Такая представленность одинаковых (общих) ассоциаций разных состояний, "пересекающихся" на периферии семантического поля, позволяет субъекту "перете-
стр. 18
кать" из одного состояния в другое при изменении ситуаций его жизнедеятельности.
2. В ходе реконструкции субъективных семантических пространств и анализа обобщенной семантической структуры связей с помощью факторного анализа были получены результаты, отражающие наиболее общие категориальные структуры семантических пространств ПС. Они могут быть интерпретированы как универсальные факторы классификации (по Ч. Осгуду и В.Ф. Петренко). К ним относятся сила, активность, оценка, комфортность, динамичность и др. (табл. 2).
Как отмечает Петренко, категориальной структурой индивидуального сознания является иерархизированный набор наиболее глобальных универсальных категорий, определяющих построение и содержание значений [8]. Поскольку в рамках построения семантических пространств значения задаются как пересечения категорий - координат семантического пространства, последние рассматриваются как операциональный аналог категориальной структуры индивидуального сознания. Например, категориальными структурами сознания, обусловливающими осознание состояния гнева (табл. 2) являются факторы силы, оценки, длительности, а состояния удовольствия - факторы оценки, комфортности, силы (рис. 2).
Пересечение факторов обусловливает осознание данных состояний и их дифференцирование от других. Наиболее сильными факторами являются первые (рис. 2), они имеют наибольший вес, поляризуя семантическое пространство. Влияние категориальных факторов сознания (содержательных инвариантов) на психические состояния различно: одни в большей степени обусловливают состояния, другие - в меньшей. Каждому фактору присуща определенная специфика связанных с ним состояний и их качество. Все состояния характеризуются многофакторной детерминацией со стороны разных категориальных структур, но в большей степени это распространяется на семантические пространства злости, лености, печали, радости, страха, счастья, что соответствует когнитивной сложности сознания субъекта и проявляется в размерности пространства (число независимых факторов-категорий). Близкие результаты были получены в исследовании [3]. В нем были выделены как универсальные факторы (сила, активность, оценка), так и специфические, оказывающие влияние на функциональные состояния человека-оператора в ходе непрерывной 72-часовой деятельности. Данные исследования подчеркивают также сложность детерминации состояний и особенности их изменений в динамике непрерывной деятельности.
При оценке в 108 состояниях (по шкале сходства) того, как они отражаются в выделенных ранее категориях (комфортность, активность, сила,
Рис. 2. Размещение психических состояний в семантическом пространстве факторов "Оценка" и "Сила" (Fl, F3) состояния удовольствия. Психические состояния: 1 - апатия; 2 - вдохновение; 3 - веселость; 4 -восторг; 5 - гнев; 6 - жалость; 7 - злость; 8 - леность; 9 - обида; 10 - одиночество; 11 -печаль; 12-радость; 13 - спокойствие; 14 - страх; 15 - счастье; 16 - тоска; 17 - ужас; 18 - ярость.
оценка, динамичность, сложность, длительность, содержание и обычность), была обнаружена следующая специфическая картина взаимоотношений.
Не анализируя все данные, обратимся к отдельным результатам. Рассмотрим матрицы, связанные с факторами комфортность и обычность. Ниже представлены состояния, имеющие максимальное число корреляций с фактором комфортность (рис. 3).
Как следует из рис. 3, наиболее тесные связи (на уровне р < .001) фактор комфортности имеет с состояниями: отупение, испуг, гнев, отчаяние, стыд, подавленность, изнеможение, оскорбленность, депрессия, переутомление. На уровне значимости р < .01 комфортность определяет состояния облегчения, тоски, растерянности, ненависти, ожесточения, сомнения, напряженности, хандры, паники и лихорадки. Наконец, на уровне значимости связей р < .05 от этого фактора зависят состояния меланхолии, охлаждения, раздражения, досады, собранности, нервозности, паники, раскаяния, юмора, лености и озабоченности. То есть фактор комфортности лежит в основе как позитивных, так и негативных состояний и их осознания. Видно, что на высоком уровне значимости связей этот фактор в большей степени определяет состояния высокого уровня психической активности. Анализ частоты коррелирования (состояния и количество связей, опосредованных фактором комфортность, представлены справа и слева) показывает, что комфортность влияет преимущественно на отрицательно окрашенные психофизиологические и эмоциональные состояния.
Иная картина характерна для корреляций, обусловленных фактором обычность. Как следует из результатов обработки данных на уровне значимости р < .001, фактор обычности определяет
стр. 19
Рис. 3. Количество значимых корреляций состояний, обусловленных фактором комфортность. Ближайший к фактору комфортности эллипс представляет собой состояния, характеризующиеся высоким уровнем значимых связей (р < 0.001). В скобках здесь и далее представлены общее число таких связей. Средний эллипс - связи на уровне р < 0.01. Дальний эллипс - значимость связей на уровне р < 0.05. Слева и справа представлены состояния, имеющие наибольшее число корреляций (их число - в скобках) независимо от уровней значимости.
связи состояний изнеможения и ожесточения. На уровне? < 0.01 от этого фактора зависят связи состояний униженности, опустошенности, ярости, презрения и др. На уровне р < .05 данный фактор определяет связи состояний озарения, отупения, ошеломленности, раскаяния и др. Наконец, наибольшее число значимых связей, опосредуемых обычностью, характерно для состояний опустошенности, ожесточения, меланхолии, ярости и др. В целом можно отметить, что число значимых корреляций, обусловленных данным фактором, значительно меньше, чем в предыдущих случаях, а сами корреляции преимущественно связаны с эмоциональными состояниями.
При изменении семантических пространств
ПС был выявлен ряд закономерностей. Создание связки из двух значений (в нашем исследовании рассматриваются связки из двух слов), что достаточно типично для живой речи, т.е. образование генеративных значений (в живой речи возможны связки и из трех слов) изменяет семантическое пространство. Было установлено, что операнты базового значения представлены в генеративных пространствах, причем эта представленность достигает 60 %. По сравнению с относительно равномерной распределенностью компонентного состава семантического пространства базового состояния в генеративных значениях проявляется доминирование одной или двух составляющих. Качественные характеристики дополнительного значения в общей ассоциации с базовым изменяют дистрибуцию оперантов семантического пространства состояния в сторону одной или другой составляющих (создают "кривизну"), от их качества зависит специфика переживания и актуализация более сложного (по сравнению с базовым) состояния.
В качестве иллюстрации рассмотрим изменения семантических пространств от базового состояния "утомление" к генеративным состояниям "глубокое утомление" и "приятное утомление". В семантическое пространство базового состояния "утомление" входит 14 элементов. Это значительно ниже по сравнению с пространствами генеративных значений "глубокое утомление" (22 элемента) и "приятное утомление" (19). Ядром пространства базового значения "утомление" является "усталость" (40 повторений). Усталость также входит в ядерные уровни "глубокого утомления" и "приятного утомления". Отметим высокий уровень схожести базового "утомления" с генеративным "глубоким утомлением" (7 одинаковых ассоциаций); в семантических пространствах "приятного" утомления и базового значения встречается по 4 одинаковых ассоциаций соответственно. Если сравнить компонентный состав пространств, то в базовом состоянии отмечается сглаженность составляющих; в "глубоком утомлении" преобладает физиологический компонент ("упадок сил", "клонит ко сну", "слабость", "головная боль", "вялость"). Таким образом, утомление как бы усиливается за счет физиологических
стр. 20
проявлений. В "приятном утомлении" доминируют положительно окрашенная эмоциональная {"легкая радость", "спокойствие", "умиротворение'') и мотивационная ^желание уснуть", "желание расслабиться", "стремление что-то сделать, пока не покинула работоспособность") составляющие. Семантические пространства характеризуются "кривизной" физиологических изменений в "глубоком утомлении", эмоций и мотивации - в "приятном утомлении".
При анализе особенностей изменения семантических пространств от процесса к состоянию и свойству было обнаружено наличие сквозных высказываний (общих семантических оперантов). Они, по-видимому, позволяют сохранять как качественное, так и функциональное своеобразие, общее для определенной группы психологических признаков. Таких сквозных высказываний, как следует из наших данных, около 30 %. В то же время выявлены особенности выраженности сквозных признаков в зависимости от группы психологических показателей. Обнаружено, что у психических состояний и психологических свойств больше общих семантических признаков, чем между психическими процессами, с одной стороны, и состояниями и свойствами, - с другой.
4. Рассмотрим результаты исследования возрастных особенностей семантических пространств состояний. Обратимся к состояниям, разделенным на группы с позиций равновесности - неравновесности [13, 16, 17]. Дошкольный возраст. В диапазоне от 3 до 7 лет семантические пространства состояний высокого уровня психической активности (страх, злость, радость) изменяются следующим образом: в раннем детстве они состоят из значений, в которых называются конкретные предметы, явления. Ответы односложны, используются в основном существительные и наречия. К школьному возрасту семантические пространства расширяются за счет появления и описания действий (глаголов), физиологических реакций, а также образных описаний с использованием оборотов речи, сравнений и др. У младших дошкольников (3-4 года) в описаниях чаще встречаются взрослые, тогда как шестилетние чаще описывают собственные действия. Для ядерных образований состояний характерно незначительное число сквозных (для всех возрастных групп) оперантов; размер ядер небольшой, много единичных, индивидуальных значений.