Средства художественной выразительности

Одобрения заслуживают те общающиеся, которые в своей речи используют различные средства художественной выразительности. Это придает ей наглядность, эмоциональность и действенность.

Одним из них является определение. Оно используется и для разъяснения слушателям смысла тех слов, значение которых им неизвестно, и терминов.

Применение определения правомерно и когда говорящий хочет произвести особое впечатление на слушателей или на отдельных особ из их числа.

К разряду используемых при коммуникации определений относятся классификация, синонимы, антонимы, примеры, сравнения и пр.

Классификация позволяет показать род, к которому относится данный предмет, понятие или явление (Ялта — это город, в котором летом «балдеют» на пляже).

Синонимы и антонимы используются применительно к отдельным словам и словосочетаниям. Синонимы означают близкие по значению понятия, качество или действие, а антонимы наоборот — противоположные. Слова, близкие по значению, составляют синонимический ряд.

Использование примера, как вида определения, дает возможность говорящему что-либо наглядно охарактеризовать («Поясню на примере что я имею ввиду…»).

Трудно обойтись в процессе коммуникации и без эпитетов, представляющих собой красочные определения, которые наиболее ярко характеризуют человека, предмет, явление, качество («красивая женщина», «синий нос»).

Как определение сравнение дает более наглядное представление о человеке, предмете или явлении. Оно уместно, когда соответствует предмету речи, особенностям слушателей, является конкретным и неоспоримым (хотя некоторые с этим могут и не согласиться).

Иногда считают, что определение должно оттенять главные качества характеризуемого человека, понятия или явления. Между тем, бывает более эффективно обратить с его помощью внимание на какое-либо второстепенное свойство.

Применение удачною сравнения позволяет сопоставить два предмета или явления с целью более яркой, наглядной и понятной характеристики одного из них.

Употребляемые сравнения можно разделить на пространные и краткие. Последние представляют собой отдельные слова и выражения («Ты придурок»). Сравнения различаются и в другом плане: они могут быть фактическими, выдуманными, серьезными, шутливыми…

Одним из видов сравнения является уподобление («Косметика — это применяемое женщинами «очковтирательство», позволяющее им успешно «пускать пыль» в глаза мужчинам»).

Возможно употребление обращающимися и такого вида сравнения, как аналогия. Она строится на основе такого умозаключения: если два и более предметов схожи в одном и более отношениях, то они схожи и в других («Пастух что будильник: и тот, и другой не дает рано утром спать»). К используемым сравнениям можно отнести и парадокс — одну из форм противопоставления и контраста. Особенность его в том, что в нем имеет место сравнение с целью создания драматического или юмористического эффекта.

Сравнения полезны тем, что они стимулируют мысль слушателей, включают их в осмысление того, о чем идет речь. Когда сопоставляются различные предметы и явления, особенно трудно сравнимые, они начинают соображать, почему они сопоставляются и пытаются найти объединяющий их признак.

Сравнения полезны и тем, что придают речи необычность, художественность, а также могут служить средством объяснения, разъяснения и пояснения для слушателей.

Они также значительно повышают эффективность вербальной речи, степень ее воздействия на чувства слушателей, пробуждают в их сознании различные ассоциации. Но это не присуще или мало присуще «затертым» или достаточно привычным для уха сравнениям.

Нельзя общающимся отказываться от употребления, как средства художественной выразительности, и близкой к сравнению метафоры. Она состоит в переносе названия одного предмета на другой, в замене, прямого наименований, словом, употребляемым в обратном значении.

— Когда поэт говорил об Ахилле: «Он ринулся как лев» —это сравнение, — подчеркивал Аристотель. — Когда же он говорит: «Лев ринулся» (имея в виду Ахилла) — это и есть метафора. Здесь Ахилл, назван львом из-за своей храбрости.

Бывает удачным при общении и употребление метонимии, то есть такого художественного приема, когда вместо названия предмета или лица употребляется другое, которое с ним связано или сравнивается (например, когда жена говорит о своем муже «Мой умник»).

Разновидностью метонимии является синекдоха: при ней упоминается только часть вместо целого или наоборот. Это придает высказыванию более броский или обобщенный характер.

Допустимо применение и олицетворения, которое представляет собой своеобразное сравнение. Оно заключается в том, что неодушевленные предметы и явления наделяются, свойствами одушевленных.

Может быть полезным и использование общающимися аллегории: она состоит в иносказательном изображении понятий при помощи образа, который получил широкое распространение («белый голубь» как символ мира).

Перифразы дают возможность оживить речь, активно воздействовать на чувства и воображение партнеров.

Коммуникативная речь становится также более выразительной при использовании в ней фразеологических единиц — устойчивых словосочетаний с полностью или частично осмысленным значением. Особенность их в том, что они несут не только смысловую, но и эмоциональную нагрузку. К их числу относятся также и пословицы и поговорки.

Человеку, вступающему в коммуникацию, нужно не забывать, что другие ее участники обычно не возражают, чтобы он в своих высказываниях использовал различные средства художественной выразительности. Это идет им только на пользу.

Наши рекомендации