Следствием влияния трех выше названных причин может стать невроз. Нередко индивидуальную психологию Адлера называют психологией «здравого смысла» или «психологией обыденности».
1.3. СЛАЙД 14 Аналитическая психология К.Г. Юнга.
Аналитическая психология– одно из глубинных направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К.Г. Юнг. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии.
Одно из центральных понятий Юнга – индивидуация; он называет так процесс развития человека, включающий установление связей между Эго – центром сознания, и самостью – центром души в целом, объемлющей сознательное и бессознательное.
СЛАЙД 15 Понятие об интроверсии и экстраверсии. Юнг полагал, что каждый индивид, круг его интересов, может быть обращен к своему внутреннему Я или, наоборот, к внешнему миру. Первый тип людей он назвал интравертами, второй – экстравертами. Никто не является чистым экстравертом или интравертом. Однако каждый индивид более склонен к какой-либо одной ориентации и действует преимущественно в ее рамках.
Интроверты интересуются, прежде всего, собственными мыслями и чувствами. Опасность для них заключается в том, чтобы не потерять связь с внешним миром, слишком глубоко погрузившись в свой внутренний мир.
Экстраверты заняты внешним миром людей и вещей; они стремятся быть более социальными, лучше осознают, что происходит вокруг них. Опасность для них заключается в утрате умения анализировать свои внутренние психические процессы.
СЛАЙД 16 Психические функции. По Юнгу, их четыре: мышление, чувствование, ощущение и интуиция. Каждая функция может осуществляться экстравертированным или интровертированным способом.
Мышление занято истинностью, суждения его основаны на внеличных, логических и объективных критериях. Чувствование – принятие решений в соответствии с ценностными суждениями. Ощущение и интуицию Юнг называет способами получения информации, в противоположность способам принятия решения. Ощущение основывается на прямом опыте, восприятии деталей, конкретных фактах – на всем том, что можно потрогать, увидеть, услышать и т.д. Интуиция – способ обработки информации с точки зрения прошлого опыта, будущих целей и бессознательных процессов.
СЛАЙД 17 Коллективное бессознательное. Юнг пишет, что мы рождаемся не только с биологическим, но и с психологическим наследством. Помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению.
Архетипы. Основу коллективного бессознательного составляют архетипы. Это формы без собственного содержания, которые организуют и направляют психологический материал. Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах героев, мифах, фольклоре, обрядах, традициях и т.д. Архетипов много, так как это обобщенный опыт наших предков. Главные из них: архетип Я, архетип матери, архетип отца.
СЛАЙД 18 Символы. По Юнгу, бессознательное выражает себя, прежде всего, в символах. Хотя ни один конкретный символ не может представить архетип, чем ближе символ соответствует бессознательному материалу, организованному вокруг архетипа, тем более он вызывает сильный ответ.
Сны. Считал их важным соединительным звеном между сознательными и бессознательными процессами. По Юнгу, «основная функция снов состоит в том, чтобы постараться восстановить наше психическое равновесие посредством создания материала сновидения, который таким образом вновь устанавливает общий душевный баланс».
СЛАЙД 19 Структура личности. В трактовке Юнга, структура личности гораздо более сложна, нежели фрейдовская. Юнг выделяет следующие элементы структуры личности: Эго, персону, тень, Аниму (у мужчин), Анимуса (у женщин), самость.
Эго – центр сознания и один из основных архетипов личности. Эго создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни. Оно, находясь на грани с бессознательным, ответственно за связь сознательного и бессознательного.
Персона (личность) – это то, какими мы представляем себя миру. Это характер, который мы принимаем; посредством персоны мы относимся к другим. Она включает наши социальные роли, род одежды, которую мы предпочитаем носить, наш индивидуальный стиль выражения.
СЛАЙД 20 Тень – центр личного бессознательного, включающий тенденции, желания, воспоминания и переживания, отрицаемые индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень опаснее всего, если ее не признавать.
Анима и Анимус – наиболее древние архетипы. По мнению Юнга, это представления о себе как о мужчине и женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивида. Таким образом, поскольку женщина определяет себя феминистически, ее Анимус объемлет все разрозненные тенденции и переживания, которые она полагает маскулинистическими.
Самость. Юнг называл самость центральным архетипом, архетипом порядка и целостности личности. По Юнгу, «сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость». Самость – внутренний руководящий фактор, совершенно отличный от Эго и сознания, даже отделенный от него.
СЛАЙД 21 Индивидуация и аналитическая психотерапия. Индивидуацией Юнг называл способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного.
Первый этап индивидуации – это анализ персоны. Хотя персона имеет важные защитные функции, она является также маской, скрывающей самость и бессознательное.
Второй этап – осознание тени. Если мы признаем ее реальность, то сможем освободиться от ее влияния.
Третий этап – встреча с Анимой или Анимусом. С этим архетипом следует обращаться как с реальной личностью, существом, с которым можно общаться и у которого можно учиться.
СЛАЙД 22 Весь процесс лечения Юнг разделил на два этапа: признание и толкование. Лечение начинается со сбора материала. Уже в процессе признания происходит частичное осознание своего бессознательного. Следующий этап – толкование собранного материала. Особо важное значение Юнг придавал сновидениям и символам, а также использовал другие формы выражения бессознательного: рисунки, танцы, скульптуру.
Аналитическая психотерапия направлена в основном на уравновешивание сознательного и бессознательного, на оптимизацию динамического взаимодействия между ними.
Бихевиоризм
2.1. Поведенческое направление
Поведенческое направление в психологическом консультировании ведёт начало от работ Д. Вольпе и А. Лазаруса (середина 50-х - начало 60-х годов), хотя корни его уходят в бихевиоризм Д. Уотсона и Э. Торндайка.
Фундаментом для развития бихевиоризма явилась классическая теория условных рефлексов И.П. Павлова, на которой было построено современное здание поведенческой коррекции. Теоретическим источником поведенческой терапии являлась концепция бихевиоризма американского зоопсихолога Дж.Уотсона и его последователей (1913), которые поняли огромное научное значение павловского учения о научных рефлексах, но толковали и использовали его механистически. Согласно взглядам бихевиористов, психическая деятельность человека должна исследоваться, как и у животных, лишь путем регистрации внешнего поведения и исчерпываться установлением соотношения между стимулами и реакциями независимо от влияния личности. Бихевиоризм исключал из области своего рассмотрения все психологические феномены, не подлежащие строгому научному исследованию, фиксации и измерению. Все психические явления сводились к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествлялось с речедвигательными актами, эмоции – с изменениями внутри организма. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции.
В основе поведенческой психотерапии лежит принцип научения. Основными видами научения являются приведённые ниже.
Классическое обусловливание. Это способ формирования условного рефлекса, при котором первоначально индифферентный раздражитель, сближаясь по времени с действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс, становится сигнальным и вызывает нужную реакцию. При этом роль подкрепления играет безусловный раздражитель, всегда предшествующий реакции. В опытах И.П. Павлова условный стимул (звонок) сочетается с безусловным стимулом (кормление собаки), между ними устанавливается связь таким образом, что прежде нейтральный условный стимул (звонок) теперь вызывает условную реакцию (выделение слюны).
Примером классического обусловливания является известный эксперимент Дж. Уотсона. В 1918 г. он начал лабораторные эксперименты с детьми. В одном опыте сначала показал, что девятимесячный мальчик Альберт не боялся белой крысы, кролика и других белых объектов. Затем Дж. Уотсон ударял по стальному бруску рядом с головой Альберта каждый раз, когда появлялась белая крыса. После нескольких ударов Альберт при виде крысы начинал вздрагивать, плакать и пытался отползти. Подобным же образом он реагировал, когда ему показывались другие белые объекты.
Другой феномен, открытый И.П.Павловым, проявляется в том, что условный стимул продолжает вызывать условную реакцию только в том случае, если хотя бы периодически появляется безусловный стимул. Если же условный стимул не подкрепляется безусловным, то сила условной реакции начинает уменьшаться. Постепенное исчезновение условной реакции в результате устранения связи между условным и безусловными стимулами называется «угасанием».
Инструментальное, или оперантное, обусловливание.
Его компонентами являются: стимул, реакция, подкрепление.
Стимул–воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.
Реакция–любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде – от биохимической реакции отдельной клетки до сложного поведенческого акта.
Подкрепление– безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании которой с предваряющим ее действием индифферентного стимула вырабатывается классический условный рефлекс. Подкрепление, наносящее вред организму, называется отрицательным, а доставляющее удовольствие – положительным.
Принципы инструментального научения открыл американский психолог Э. Торндайк. Животное, обычно голодная кошка, помещалась в специальную клетку и должна была научиться какой-то реакции – например, наступить на маленький рычаг, для того чтобы открыть дверь и выйти наружу. Когда кошке это удавалось, она награждалась пищей и вновь возвращалась в ящик. После нескольких проб кошка спокойно подходила к рычагу, нажимала на него лапой, выходила через открытую дверь и ела.
Спустя несколько десятилетий после опубликования работ Торндайка, другой американский психолог, Б. Скиннер, развил идеи Торндайка. Скиннер ввел термин оперантное обусловливание. В отличие от принципа классического обусловливания «стимул – реакция» (S>R), принцип оперантного обусловливания включает в себя контроль поведения его результатами и последствиями. Для изучения оперантного обусловливания Скиннер изобрел экспериментальную камеру, которая полностью контролируется. Она звуко- и светонепроницаема, в ней поддерживается постоянная температура. Она содержит приспособление, которым животное может оперировать, чтобы получить вознаграждение. Скиннеровский ящик позволял изучать отношения между реакцией и ее последствиями и анализировать, как эти последствия влияют на поведение.
Социальное научение. В 60-е гг. на развитие поведенческой психотерапии оказала влияние теория научения (прежде всего, социального) через наблюдение. Автор этой теории А. Бандура (1971) показал, что одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения, ранее отсутствовавшие у животного или человека. В дальнейшем это привело к теоретическим обобщениям, получившим название концепции самоэффективности.
Для поведенческой коррекции характерно следующее:
- стремление психолога оказать помощь клиентам, чтобы они реагировали на жизненные ситуации так, как хотят сами, т.е. содействовать увеличению потенциала их личного поведения или исключению нежелательных способов реагирования;
- отсутствие требования изменить эмоциональные отношения и чувства клиента;
- наличие позитивных отношений между психологом и клиентом, являющихся необходимым, но недостаточным условием эффективного коррекционного воздействия;
- жалобы клиента рассматриваются не как симптомы лежащей за ними проблемы, а как значимый материал, на котором фокусируются коррекционные воздействия;
- психолог и клиент договариваются о специфических целях коррекции, понимаемых таким образом, что и клиент и психолог знают, как и когда эти цели могут быть достигнуты.
2.2. Когнитивное направление
Когнитивная психология появилась как ответная реакция на бихевиоризм и гештальтпсихологию. Поэтому в когнитивном направлении основное внимание уделяется познавательным структурам психики и упор делается на личность, личностные конструкты и в целом на логические способности. В основе когнитивного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, внутренних конфликтах и т.д.
Когниция – ключевая единица когнитивной психологии – единица мышления. В схему «стимул – реакция» в качестве промежуточного звена вводится мысль.
Можно выделить следующие его особенности:
- Основное внимание уделяется не прошлому клиента, а его настоящему мыслям о себе и о мире. Считается, что знание причин нарушений не всегда ведет к их исправлению: например, если человек приходит к врачу с переломом кости, то в задачу врача входит заживление перелома, а не изучение причин, которые привели к нему.
- В основе коррекции лежит научение новым способам мышления.
- Широкое применение системы домашних заданий, направленных на перенос полученных новых навыков в среду реального взаимодействия.
- Основная задача консультирования - изменения в восприятии себя и окружающей действительности, при этом признается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.
Методологической и теоретической основой данного направления являются работы Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, теория Д. Келли, работы А. Риле. Основная задача - создание модели психологической проблемы, которая понятна клиенту и с которой он может работать самостоятельно. Модель строится на основе метода репертуарных решеток Д. Келли и представляет собой набор согласованных и логически взаимосвязанных гипотез (так называемый модуль процедурной последовательности), в котором взаимодействуют восприятие, эмоции, действия и мысли.
Целями когнитивного направления являются:
- помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции. Поведенческий эксперимент - проверка искаженных убеждений или страхов в ситуации реальной жизни. Когнитивный психолог не говорит клиенту, что его убеждения иррациональны или неправильны, или что ему необходимо принять убеждения психолога. Вместо этого психолог задает вопросы для извлечения информации о значении функций и последствиях убеждений клиента. В конце концов клиент сам решает, отвергать, модифицировать или сохранять ли ему свои убеждения, предварительно осознав их эмоциональные или поведенческие последствия.
2.3. Когнитивно-поведенческое направление.
Метод когнитивно-поведенческого коснультирования –это сочетание когнитивного и поведенческого подхода. Это направление сосредоточено на настоящем моменте, то есть когнитивно-поведенческий консультант не будет искать причины психологического дискомфорта в прошлом, а просто поможет понять, что в настоящем способствует его поддержанию и научит, как это изменить в будущем. Сугубо поведенческие терапевты рассматривают симптомы или проблемы, которые возникают у человека, как проявление неадаптивного, т.е., неуместного, не помогающего в данной ситуации, поведения. Соответственно считается, что научение человека правильному, адаптивному, подходящему поведению, выработка новых навыков и как следствие угасание старых, наработка новых поведенческих стратегий поможет разрешить его проблему. Конгитивные консультанты полагают, что причиной негативных чувств и последствий различных психотравмирующих ситуаций является не сама ситуация как таковая, и не наше поведение, а то, как люди воспринимают эти события и что думают о них.
У поведенческих и когнитивных терапевтов обнаруживается ряд общих черт:
1. Те и другие не интересуются причинами расстройств или прошлым пациентов, а имеют дело с настоящим: поведенческие терапевты сосредотачиваются на актуальном поведении, а когнитивные – на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем.
2. Те и другие смотрят на терапию как на процесс научения. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные – новым способам мышления.
3. Те и другие дают своим пациентам домашние задания.
4. Те и другие оказывают предпочтение практическому, лишенному абсурдности (имеется в виду психоанализ) подходу, не обремененному сложными теориями личности.
А. Бек (1967), наблюдая больных с невротической депрессией, обратил внимание на то, что в их переживаниях постоянно звучали темы поражения, безнадежности и неадекватности. Под влиянием идей Ж. Пиаже, А. Бек концептуализировал проблемы депрессивного пациента: события ассимилируются в абсолютистскую когнитивную структуру, результатом чего является уход от действительности и социальной жизни. Пиаже также учил, что деятельность и ее последствия имеют силу изменять когнитивную структуру. Это привело Бека к составлению терапевтической программы, которая использовала некоторые из инструментов, разработанных поведенческими терапевтами (самоконтроль, ролевая игра, моделирование).