Типология феномена деловой женщины
Выделенный нами социально-психологический феномен обладает неоднородной структурой, анализируемые факторы в нем также образуют своеобразные сочетания
Оперируя выделенными психологическими признаками феномена деловой женщины (кластерный анализ), мы получили 3 группы респонденток, представляющих 3 различных типа феномена На рисунке 2 представлены факторные профили этих типов (кластеризация проводилась лишь по тем факторам, значения которых у трех типов значимо различаются).
Рисунок 2. Факторные профили феномена деловой женщины Различные типы
1 типсоставили 11 человек' директор представительства инофирмы, директор столичной сети магазинов, 2 владельца фирм, 3 предпринимателя, юрис-консульт, социолог-руководитель проекта, 2 исполнительных директора фирм Для него характерны низкий вес факторов «уверенность в себе» и «эгалитарные полоролевые установки», но чрезвычайно высокий вес фактора «экономическая мотивация».
Составляющие этот тип женщины лидируют по размерам личных доходов (в среднем, около 2000 долларов в месяц) Соответст-
венно, максимально велика и их экономическая роль в семье, так как в совокупном доходе семьи их личный доход составляет, в среднем, 81.36%.
При этом, характер их деятельности по таким показателям как загруженность работой, степень личной ответственности за результаты работы является менее «деловым», чем у представительниц двух других типов, а по показателю напряженности работы эти различия даже значимы на уровне p<0.015. По удовлетворенности содержанием работы и ее оплатой, а также в оценке реализованное™ жизненных планов в отношении своей работы носительницы этого типа занимают ведущую позицию по сравнению с другими категориями деловых женщин. Их также отличает отсутствие директивности (p<0.00), характерной для двух других типов Относительно невысок их уровень образования: одно высшее образование без ученых степеней (p<0.004).
Интересно, что при наибольшей финансовой успешности эти женщины в наименьшей степени принимают роль деловой женщины, по сравнению с другими типами для них в наименьшей степени значима активность как таковая (ценность «(активная деятельная жизнь» по М. Рокичу, различия на уровне p<0.004), хотя довольно часто им приходилось проявлять деловую инициативу. Представительницы 1-го типа менее других стремились к лидерству в чем бы то ни было; в значимых отношениях они также в меньшей степени чувствуют себя лидерами. Их референтные отношения строились, в большинстве случаев, с женщинами (56%), но референтных мужчин у них больше, чем в других группах (27%). Они демонстрируют значимо (p=0.00) более высокие показатели по шкалам общительности, тревожности и самоконтроля, но менее высокие показатели по шкале доминантности, чем представительницы двух других типов. Они не склонны избегать дополнительных обязанностей в хозяйственно-бытовой сфере даже под угрозой ролевой перегрузки (p<0.002).
2 тип составили 6 человек: 2 редактора журналов, 2 владельца фирм, исполнительный директор общественной организации, главный бухгалтер предприятия. Этот тип деловой женщины характеризуется высокой значимостью факторов «уверенность в себе», «ролевая перегрузка», а также низкой значимостью факторов «экономическая мотивация» и «эгалитарные полоролевые установки»
Этик женщин характеризуют максимальная поглощенность работой (в среднем, 63 часа в неделю), максимальная эмоциональная вовлеченность в работу, максимальная напряженность работы (p<0.015), при этом представительницы данного типа б меньшей степени облечены властью и связаны с риском по характеру своей работы, обладают меньшей самостоятельностью в работе. В противоположность представительницам двух других типов, для них не является существенным минусом большая занятость (p=0.00), зато физическая нагрузка и психологическое напряжение от работы, наоборот, для них более актуальны. В идеальном образе их деловой активности ярче, чем у представительниц двух других типов, выступают такие характеристики как высокая напряженность, обязательное выполнение управленческих функций, склонность к директивности в руководстве. У них. же отмечается и наивысшее по сравнению с двумя другими типами стремление к предпринимательской деятельности, самостоятельной активности, что сочетается с восприятием ими ценности «активной деятельной жизни» как одной из ведущих (специфично для этого типа, p<0.004). Наибольшую значимость, по сравнению с двумя другими типами, имеет «работа» как ценность.
В этой группе деловых женщин уровень образования значительно выше (p<0.004), чем в других (большинство обладает учеными степенями или двумя высшими образованиями), а предпринимательский статус представительниц этого типа ниже, чем в среднем по другим группам: большинство из них являются наемными работниками, не осуществляющими управленческих функций; не все они проявляют деловую инициативу (83%). Соответственно, это самая низкодоходная группа из трех выделившихся (около 1000 долларов в месяц), играющая наименее заметную экономическую роль в семье (в среднем, их личный доход занимает 53.3% в семейном бюджете) (p<0.026). В большей степени, чем в других группах у них развито.стремление к лидерству, в том числе и в значимых отношениях (83%).
Жизненные планы в отношении работы реализованы этими женщинами в наименьшей степени по сравнению с другими носительницами феномена, но они же более других удовлетворены собой в связи с работой. Возможно, позитивная оценка себя, являющаяся ведущей характеристикой 2-го типа, связана с тем, что они в большей степени, чем другие деловые женщины, способны полу-
чать в близких отношениях поддержку своей деловой активности. На формирование этой способности оказало влияние, вероятно, то, что в большинстве случаев - и по абсолютным данным, и относительно других групп - референтные отношения у представительниц этого типа складывались с женщинами, а в меньшинстве -снова и абсолютно, и относительно - с мужчинами (66% и 17%, соответственно)
Склонность к планированию как стратегии преодоления ролевой перегрузки из трех выделившихся групп наиболее развита именно в этой: и в деловой, и в хозяйственно-бытовой сфере стратегия планирования используется ее представительницами чаще (p<0.002), впрочем, в хозяйственно-бытовой сфере они предпочитают стратегию избегания дополнительных обязанностей, редко используемую другими деловыми женщинами
Представительницы этого типа наиболее чувствительны к влиянию полоролевых стереотипов, Они отличаются также низкой общительностью (p=0.00), спокойствием, уравновешенностью (p<0.007), высоким самоконтролем (p<0 010).
3 тип составили 11 человек: 4 владелицы фирм, 5 предпринимательниц, исполнительный директор предприятия, руководитель общественно-политической организации (депутат Госдумы) Этот тип занимает промежуточное положение между двумя первыми, а его ведущие характеристики - «уверенность в себе» и «экономическая мотивация».
Представительницы 3-го типа наименее увлечены и наименее загружены работой, хотя различия по этим параметрам между типами незначительны. Хотя они и хотели бы выполнять более ответственную, самостоятельную, напряженную и рисковую работу, чем в настоящий момент, их удовлетворенность работой в целом гораздо выше, чем у других категорий деловых женщин. Эти рес-пондентки имеют достаточно высокий доход (около 1500 долларов в месяц), составляющий 73% семейного бюджета Выше других они оценивают собственный успех на деловом поприще и охотнее других принимают роль деловой женщины, все представительницы этой группы способны к проявлению инициативы.
Промежуточное положение занимает этот тип по реализованное™ планов в отношении работы, самооценке своих деловых достижений, уровню дохода и экономической роли в семье. Также промежуточными являются их показатели по качествам общи-
тельности (p<0.00), тревожности (p<0.007), самоконтроля, зато по фактору доминантности их оценки превышают таковые у представительниц других типов. Стремление к лидерству было развито у них в детстве и сохранилось во взрослом возрасте, распространяясь также на сферу значимых отношений. Их референтами почти в половине случаев были женщины (46% - реже, чем в двух других группах). Представительницы этого типа также чувствительны к существующим представлениям о роли и месте женщины в обществе. Менее других деловых женщин, представительницы 3-го типа склонны к рациональному планированию (р<.002).
Наряду с общими качествами, объединяющими деловых женщин как носителей одного феномена, эти три типа имеют значимые различия в сочетании и уровне выраженности характеризующих их признаков. Причем, объединяются типы по признакам, характеризующим деловую активность как таковую, а различаются, главным образом, по признакам, образующим специфику деловой активности женщин* «уверенность в себе», «эгалитарные полоро-левые установки», «ролевая перегрузка», «экономическая мотивация». По другим характеристикам типов деловых женщин также проявились количественные и качественные различия, что дает нам возможность сопоставить выделенные типы еще в одном ракурсе - как последовательно реализующиеся фазы (или этапы) развития феномена деловой женщины.