Социальная роль и сущность малых социальных групп

Небольшие группызанимают особое место в структуре любой организации. Все они являются малыми социальными структурами и отличаются тем, что входящие в них люди действуют в режиме интенсивного группового общения, их деятельность носит совместный характер. Такого рода социальные общности принято называть малыми или первичными социальными группами.

Значимость «малых групп» определяется следующими факторами:

• сложный процесс социализации человека, его становление в качестве части общества происходят в значительной мере под воздействием малых групп — семьи, учебных групп, трудовых коллективов;

• общество, государство, конечно, также воздействуют на человека, на процесс усвоения им определенной системы знаний, норм и ценностей. Но, как уже упоминалось, они делают это не непосредственно, а опосредованно, через множество существующих в обществе кластеров, малых социальных групп;
• существование социальных групп порождает ряд важных проблем управления: психологической совместимости, предупреждения и управления групповыми конфликтами, организации группового обучения, формирования комфортного психологического климата в группе и др.

В социальной психологии малой социальной группой считается немногочисленная социальная группа (до 100 человек), члены которой объединены общей деятельностью и находятся в постоянном личном контакте друг с другом, связаны эмоциональными отношениями, групповыми нормами и ценностями.

Оптимальным считается состав группы в 7 человек, хотя жестких количественных рамок не существует.

Как видно из приведенного определения, основными признаками малой социальной группы являются:

• общая цель и деятельность, направленная на ее достижение;

• личные контакты;

• эмоциональный климат;

• наличие групповых норм и ценностей.

К этим основным признакам иногда добавляют наличие определенной организационной структуры и распределение ролей между членами малой социальной группы.

Своеобразие этих социальных ячеек обнаруживается и в их классификации, которая может основываться на разных критериях.

Так, по критерию интенсивности контактов между членами групп они могут разделяться:

• на первичные, в которых существуют тесные, постоянные и многообразные связи между людьми, нередко дружественные и сердечные; причем эти контакты в группах этого типа рассматриваются как главная социальная ценность (например, семья, круг приятелей);

• вторичные, которые как правило, больше первичных, в них отсутствуют контакты каждого с каждым (например, группы, возникающие в учебных заведениях, на производстве и т.п.).

По степени регламентации деятельности малые социальные группы могут быть:

• формальными или официальными — обычно создаются по инициативе сверху для выполнения определенных деловых задач; их деятельность регламентирована уставами, лицензиями; для них характерны четкая организационная структура, четкое распределение ролей, однозначное установление статуса ее членов, система управленческой деятельности, наличие общественно значимой цели.

Формальная группа имеет сложную структуру: она включает в себя материальную подсистему (здания, сооружения, орудия и средства производства), духовную, информационную подсистему;

• неформальными или неофициальными, которые иногда называют подгруппами, — они возникают самопроизвольно, стихийно, по инициативе снизу, на основании целей, прямо не совпадающих с целями официальной организации как результат общности интересов, симпатий; как правило, возглавляются лидером, т.е. лицом, пользующимся авторитетом; в этих группах нет жесткого членства, но есть правила, групповая мораль.

Такие группы могут носить деструктивный и даже криминальный характер. Они не имеют четкой, устойчивой структуры, распределение статусов и ролей здесь складывается в ходе развития внутри групповых отношений.
Неформальные группы могут выполнять ряд функций:

• реализовывать некоторые групповые интересы — разрабатывать внеплановые изобретения, научные труды, получать дополнительные заработки, решать вопросы совместного досуга и т.п.;

• сохранять общие культурные, национальные, религиозные ценности;

• защищать своих членов от чрезмерного давления администрации, интенсификации труда, увольнений;

• создавать настроение уверенности, психологического комфорта.

Таким образом, неформальные группы могут выполнять как конструктивные, так и деструктивные роли, вступать в конфликт с целями официальной организации, снижать общую эффективность работы формальной группы. Но при умелом руководстве они способны гуманизировать труд, приспособить деятельность производственной или научной организации к потребностям и желаниям человека, повысить эффективность трудовой деятельности.

Для обеспечения высокой эффективности малой социальной группы необходимо сочетание в ней формальных и неформальных структур при сохранении ведущей роли первых.

Любая малая социальная группа имеет свои психологические характеристики, «психологический ореол», социально-психологический климат, оказывающие определенное влияние на ее членов.

Социально-психологический климат есть совокупность определенных психологических явлений — мыслей, чувств, настроений, традиций, проявляющихся в характере взаимоотношений, внутригрупповых конфликтов, взаимоотношений в экстремальных ситуациях.

Функционирование малых социальных групп сопровождается рядом психологических явлений, эффектов:

• эффект организации состоит в том, что при объединении людей в группы групповой результат превышает сумму индивидуальных результатов, т.е. кооперирование людей ведет к повышению их активности, производительности;
• волновой эффект проявляется в волнообразном распространении в группе тех или иных идей, целей, норм, ценностей, настроений;

• эффект отстраненности, отграниченности от других групп — выражается ощущениями типа «мы и они, «наши и не наши», «мы одной крови — ты и я» и т.п.

Управление этими психологическими явлениями — одна из задач руководителя. Так, эффект организации сработает наилучшим образом при учете психологической совместимости людей, составляющих группу; в противном случае результат может оказаться таким же, как в басне Крылова о лебеде, раке и щуке.

Понятие команды

Одним из видов малой социальной группы, выделяемых современной теорией управления, является специфическая группа, называемая командой.
Команда — это объединенная тесными деловыми и нравственными связями группа людей, выступающая как основа эффективной организации, имеющая общие цели, взаимодополняющие способности и обладающая развитым чувством ответственности за достижение поставленных целей.

Опыт показывает, что прочность связей, объединяющих команду, ее единство достигаются не путем нивелировки, выравнивания всех ее членов, а на основе согласования различий людей, поиска их психологической совместимости. В такой команде учитывается, что при всей важности и значимости целей команды главной ценностью все же является человеческая личность, интересы которой имеют приоритетное значение.

Исходя из этих общих представлений о команде как форме малой группы, современная психология управления исследует проблему руководства командой как инструментом, обеспечивающим высокую эффективность работы.
Этот главный результат команда достигает за счет использования следующих ресурсов:

• суперобязательность, высокое чувство ответственности, дисциплинированность в выполнении командной работы;

• быстрый персональный рост, успешная карьера членов команды;

• сверхрезультативность команды в целом.

Как показывают современные психологические исследования проблем управления, наиболее высоких результатов достигает та команда, в которой для ее членов предусмотрены следующие основные роли:

• исполнитель — дисциплинированный, надежный практик, умеющий реализовывать поставленные цели;

• координатор — хороший организатор, лидер, способный формулировать цели, принимать решения и обеспечивать их исполнение, распределять функции управления путем делегирования полномочий;

• разведчик — способный устанавливать контакты, налаживать отношения с людьми, отличающийся высокой коммуникабельностью и оптимизмом;

• критик — оценщик, обладающий стратегическим, концептуальным мышлением, умеющий видеть многообразные варианты решения проблем, имеющий задатки инспектора, контролера;

• коллективист — ему присущи мягкость, дипломатичность во взаимоотношениях с людьми, способность предотвращать трения в команде;

• доводчик — отличается особой старательностью, добросовестностью, способностью находить и исправлять допущенные другими промахи и ошибки;
• специалист — профессионал в какой-то узкой области знаний, например в компьютерном программировании; предпочитает работать индивидуально.

В связи с таким своеобразным составом команд их иногда определяют как небольшое количество людей со взаимодополняющими качествами, преданных общей работе, задачам и нормам, за которые они несут общую ответственность.
Формирование такой команды, в которой все ее члены взаимодополняют друг друга, требует от руководителя немалого времени и сил.

Наши рекомендации