Смущение

Четырехмесячной девочке уютно на руках отца. Она не спит и с любопытством смот­рит вокруг. К ним подходит знакомый, он приветствует отца и восхищается ребен­ком. Но вот он наклоняется и обращается непосредственно к девочке, и та улыбает­ся ему, но тут же отворачивается и прячет голову на груди отца. Приятель отца вос­клицает: «О, малышка, кажется, смутилась!» Очевидно, что мужчина расценил мимику младенца, его попытку спрятать взгляд и отвернуть голову как признак сму­щения. Большинство детей, а быть может, и все дети начинают обнаруживать мими­ческую реакцию смущения примерно с 4-месячного возраста, и эта реакция сохра­няется практически неизменной и в раннем детстве, особенно наглядно проявляясь на втором году жизни. В этом возрасте застенчивый ребенок при приближении по­стороннего человека, как правило, прячется за мать или утыкается лицом в ее юбку.

Дети очень по-разному проявля­ют смущение, с разной частотой и с разной интенсивностью. Обычно считается нор­мальным, если смущение проявляется в виде легкой и скоропреходящей реакции, такие реакции не вызывают тревоги у родителей или вовсе остаются незамеченны­ми ими. Ребенок быстро оправляется от смущения, перестает прятать лицо, вновь смотрит на человека, вызвавшего в нем эту эмоцию, и нормальное социальное взаи­модействие восстанавливается.

Однако некоторые дети – они, вероятно, составляют очень небольшой процент от общего числа – реагируют на незнакомого человека чрезвычайно интенсивной эмоцией смущения, они не только прячут лицо и отводят взгляд, но и крепко-на­крепко вцепляются в родителя. Такому ребенку нужно гораздо больше времени, что­бы оправиться от смущения, и его очень трудно вовлечь в социальное взаимодей­ствие.

Эмоцию смущения отличает от эмоции стыда улыбка. Ядром любого переживания смущения является ощущение беззащитности в ситуации социального взаимодействия. В данном случае речь идет о своеобразном чувстве уязвимости «Я», или образа «Я», или эго, вовлеченного во взаимодействие.

Специальные исследования показали, что между смущением и об­щительностью существует либо очень слабая взаимосвязь, либо она не отмечается вовсе (Crozier, 1986). Робкий индивид так же, как все прочие люди, способен полу­чать удовольствие от общения, разве что для этого ему необходимо соблюдение ряда определенных условий. Ему доставляет радость общение с членами своей семьи, с близкими друзьями или с хорошо знакомыми людьми. Смущение становится для него реальной проблемой, когда он вынужден вступать в контакт с незнакомыми людьми или с людьми, в которых он, по тем или иным причинам, видит угрозу себе или своим интересам. В таких людях он в первую очередь видит потенциальный ис­точник критики, предчувствует свое смущение от общения с ними, неловкость и дискомфорт.

Зимбардо (Zimbardo, 1986) описывает смущение как «состояние повышенной индивидуации, при котором человек обостренно воспринимает изоморфизм между эго и каждым своим поступком» (р. 17). Это означает, что застенчивый человек вос­принимает критику или неприятие любого своего действия так, как если бы объек­том критики была его личность. Таким образом, робкое эго всегда на передней линии огня и очень уязвимо. Застенчивые люди описывают себя как неуклюжих, неадек­ватных, говорят о том, что боятся злых языков, не умеют настаивать на своем и об­речены на одиночество (Jones, Carpenter, 1986).

Зимбардо и соавт. (Pilkonis, Zimbardo, 1979) обнаружили, что люди, которые называют себя застенчивыми, обнаруживают меньшую экстравертированность, меньшую способность к контролю над своим поведением в ситуациях социального взаимодействия и большую озабоченность проблемами взаимоотношений с окру­жающими, чем их менее стеснительные сверстники. Согласно данным ученых, по­казатель застенчивости коррелирует с показателем нейротизма, но такая законо­мерность обнаруживается только у мужчин. Исследователи объяснили этот факт тем, что застенчивость принято считать скорее женской, нежели мужской чертой характера. Однако у застенчивых женщин, склонных к самокопанию, также обнару­живался высокий показатель по шкале нейротизма.

Смущение и застенчивость могут вызывать симпатию у постороннего наблюдателя, но, как правило, неприятны самому застен­чивому человеку.

С точки зрения теории дифференциальных эмоций смущение имеет характеристики, общие с другими эмоциями, особенно со стыдом, виной, страхом и интересом. И эмоция сты­да, и эмоция смущения определенным образом задействуют взаимоотношения че­ловека со своим «Я», его Я-концепцию и самооценку. Конечно, эмоция вины тоже направлена на «Я», человек воспринимает свое «Я» как нарушившее определенную норму. Смущение и стыд характеризуются обострением самоосознания, тогда как вина побуждает человека осознать свое поведение по отношению к другому челове­ку как неправильное. Стыд в большей степени обращен к будущему, к гипотетиче­ской возможности оказаться оцененным и разоблаченным. Смущение же, как пра­вило, принимает форму состояния, скоротечного чувства уязвимости и несоответ­ствия требованиям конкретной ситуации.

Похоже, смущение являет собой смесь или конфликт положительных и отрица­тельных чувств по отношению к общественным взаимодействиям. Застенчивые ин­дивиды и тянутся к людям, и в то же самое время мучимы вопросом, какое они про­изведут впечатление на них. Они не уверены в том, что смогут эффективно поддер­жать разговор и оставить благоприятное впечатление о себе. Переживание смущения зачастую сопровождается переживанием интереса, особенно интереса к людям, и страха, особенно страха перед социальными взаимодействиями (Izard, Hyson, 1986).

В некоторых ситуациях стыд и смущение могут выполнять функцию разведчика, побуждая индивида к защите или отступлению и предотвращая тем самым активацию самой токсичной эмоции – страха.

Смущение всегда связано с чувством неуверенности, которое возникает в ситуации социального взаимодействия. Переживание смущения обязательно включает в себя чувство неадекватности и неловкости. Человек чувствует, что он не в состоянии эффективно общаться. Все то время, когда он вынужден оставаться в ситуации социального взаимодействия, он напряжен, ему кажется, что в любой момент он может сделать или сказать что-то нелепое и оказаться в глу­пом положении. Если такая ситуация длится долгое время, то от пережитого стресса может развиться даже головная боль. Смущение можно определить как хроническое чувство невозможности уверенно и комфортно взаимодействовать с людьми. Зачас­тую оно отражает реальный дефицит навыков социального взаимодействия. Очень робкие люди – среди них порой встречаются одаренные и даже талантливые лич­ности – как правило, стараются держаться подальше от занятий и развлечений, которые предъявляют слишком высокие требования к их социальным навыкам.

Наши рекомендации