Условия формирования беспомощности. 11.2.1. Понятие воспринимаемой неподконтрольности и «несопряженности»
11.2.1. Понятие воспринимаемой неподконтрольности и «несопряженности»
Чтобы пояснить механизм формирования беспомощности, рассмотрим три пары понятий, связанных с процессом ее формирования:
1) воспринимаемые «сопряженность», «несопряженность»,
2) воспринимаемые успех и неудача,
3) воспринимаемые подконтрольность и неподконтрольность результата действия.
Под сопряженностью можно понимать соответствие прилагаемых усилий и их результатов, т.е. уверенность в том, что определенные конкретные усилия должны привести к намеченной цели, так например, чтобы сдать экзамен, нужно как следует позаниматься. Если же студент знает, что даже хорошие знания не являются залогом успеха на экзамене, а для получения оценки необходимы какие-либо другие действия (например, лесть преподавателю, выполнение какой-либо работы, не связанной с изучением данного предмета и т.д.), то его усилия, направляемые на изучение материала в данном случае будут несопряженными с данной конкретной целью. Причемдо тех пор, пока студент считает задание разрешимым (в том числе и им самим), т.е. он уверен в том, что необходимый материал можно выучить и это поможет ему получить положительную оценку на экзамене, вопрос о «сопряженности» для него не стоит и результаты своих усилий он переживает как успех и неудачу. Причем если негативные оценки всегда переживаются как неуспех (например, двойка на экзамене) как в условиях «сопряженности» так и «несопряженности», то позитивные оценки неминуемо получают различную интерпретацию. В ситуации «сопряженности» позитивная оценка говорит человеку о раскрытии им принципа решения задачи (сдал экзамен на положительную оценку, потому что хорошо выучил материал), а в ситуации «несопряженности» он постоянно блуждает в потемках, ибо каждый успех впоследствии неизбежно оказывается случайным совпадением, поскольку сопутствующий ему принцип решения в позднейших попытках не срабатывает (сегодня я получил двойку, несмотря на то, что я хорошо выучил, а завтра – пятерку, хотя даже не раскрыл тетрадь).
Далее, когда после ряда тщетных попыток студент приходит к убеждению, что в отличие от других людей он эту задачу никогда не решит (учу, учу, а все равно никак не могу сдать этот предмет), то свои неудачи он все равно переживает как «сопряженные», а не как «несопряженные», т.е. даже несмотря на неудачу он все еще убежден, что для сдачи экзамена необходимо учить материал. Таким образом, предпосылкой для переживания успеха и неудачи всегда выступает неподвергаемая сомнению «сопряженность», т.е. уверенность в том, что именно эти конкретные действия могут привести меня к желаемой цели. Эта базовая уверенность в существовании «сопряженности» может быть подорвана лишь появлением вопреки ожиданиям неудачи, когда человек располагает принципом решения (я всегда хорошо занимался и это всегда позволяло мне получать высокие оценки, а в данном конкретном случае мне поставили двойку, несмотря на то, что хорошо я знал билет), или успеха, когда человек таким принципом не располагает (я не умею решать задачи по экономике, потому что я не знаю теории и был убежден, что получу двойку, но за контрольную мне вдруг поставили пять).
Одновременно с возникновением сомнения в «сопряженности» ставится под вопрос и оценка результата действия как успеха или неудачи, т.е. связь результата с внутренними факторами. То есть, если я начинаю понимать, что этому преподавателю вообще не важно насколько хорошо я выучил, то полученная мною двойка не является следствием моих низких способностей или недостаточных усилий, ее причина кроется в чем-то другом. На самом деле даже успех, который не получает внутреннего объяснения, может вести к проявлению выученной беспомощности в форме мотивационного, когнитивного и даже эмоционального (тревога) дефицита [М.Griffith, 1977]. Характерно, что этого не происходит, если «несопряженный» успех сообщается в 100% случаев, а не, допустим, в 80% [см.: J S.Benson, K.J.Kennelly, 1977]. При таком избытке успеха наблюдается не только потеря всякой информативности сообщения для испытуемого, но и быстрое возникновение переживания «несопряженности», так как успешными одновременно оказываются взаимно исключающие принципы решения.
Что же касается, наконец, воспринимаемого контроля (3), то его не следует отождествлять с переживаемой «сопряженностью». Хотя переживание контролируемости ситуации всегда предпола-гает наличие убеждения в «сопряженности», однако одного этого убеждения недостаточно — необхо-димо еще ожидание возможности добиться желательного результата сейчас или в будущем. Если это ожидание изначально отсутствует или постепенно сходит на нет, то при полной убежденности в «сопряженности» желательный результат будет восприниматься как неподконтрольный. Например: я убежден, что для того, чтобы сдать экзамен, необходимо как следует выучить материал, я прилагаю много усилий, чтобы его выучить, но у меня ничего не получается, следовательно я не смогу сдать экзамен. То есть, несмотря на мои усилия, я все равно не могу достичь поставленной мною цели, следовательно достижение этой цели мне неподконтрольно.
В этом случае постоянно накапливающиеся неудачи ведут к научению беспомощности при условии, что вера в принципиальную разрешимость задачи еще не подорвана, например, если пред-ставители соответствующей референтной группы справляются с заданием (все мои товарищи экзамен сдали, а я нет). Если же, у студента возникает сомнение в «сопряженности» или уверенность в «несопряженности», то результаты воспринимаются им как неподконтрольные и больше не переживаются как успех или неудача. Например: этот преподаватель не учитывает уровень моих знаний, потому что его волнуют не знания, а посещаемость его занятий, следовательно, моя двойка не говорит о том, что у меня нет способностей, просто для получения хорошей оценки необходимо присутствовать на всех занятиях.