Протекание процесса восприятия

1 этап. Первичное выделение комплекса стимулов из первичного потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же объекту.

2. Поиск в памяти аналогичного или близкого ощущения.

3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих гипотезу.

4. Окончательный вывод о том, что это за объект.

Виды восприятия

1. По модальности:- зрительное, слуховое, осязательное (кинестетическое)

2. По видам материи:

а) Восприятие пространства. Важно: при некоторых уголовных делах, при ДТП

Состоит из восприятия:

- формы (с помощью зрительного и тактильного анализаторов). Контур.

- величины (определяется размером на сетчатке и определяется двумя механизмами аккомодацией (преломление хрусталика) и конвергенцией (сведение зрительных осей на предмете).

- глубины и удаленности (с помощью бинокулярности зрения (конвергенции)).

- направления (определяется положением на сетчатки положением тела по отношению к предмету).

В восприятии пространства имеет место феномен иллюзии восприятия.

Восприятие личного пространства:

0-15 - сверхинтимная зона (интимные и теплые отношения - возлюбленные, родители-дети);

15- 45 см – интимная зона (интимные и теплые отношения - возлюбленные, родители-дети + друзья);

45-150 см – личная зона (дружеское общение - хорошие коллеги);

1,5-3 м – социальная зона (формальное общение - начальник-подчиненный, коллеги),

более 3 м – публичная зона (аудиторное, на митинге - преподаватель, оратор).

б) Восприятие движения.

Отражение изменения положения объектов в пространстве: его скорости, ускорения и направления. В основе лежат Восприятие предметов и Восприятие пространства - участвуют те же анализаторы - зрительный, слуховой, кинестетический. 2 способа восприятия движения:

- фиксация взгляда на неподвижной точке

- фиксация взгляда на движущемся предмете.

Важно: м/б ошибки в свид.показаниях при ДТП - на след. эксперименте можно попросить водителя ехать с разной скоростью, а свидетель определяет какая была в действительности.

в) Восприятие времени.

Отражение длительности, скорости, последовательности явлений.

Инверсия – явления, когда ощущение события с реальными датами не совпадают. Удаленность оценки. Считается, что подвержены больше женщины и правополушарники (30-35%).

Механизм восприятия человеком времени часто связывают с так называемыми "биологическими часами" — определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. В качестве наиболее вероятных кандидатов на роль биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела. Последнее частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, хинин и алкоголь чаще всего замедляют субъективно воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его.

Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени кажется нам интересная и осмысленная деятельность. Гораздо дольше для нашего восприятия продолжается та, которая заполнена бессмысленными и неинтересными занятиями.

Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода времени. У пожилых время течет быстрее - м/б расхождение в показаниях. Кроме того, у одного и того же человека оценки времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от его душевного и физического состояния.

При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее.

В состоянии аффекта искаженное восприятие времени и на следственном эксперименте обвиняемому предлагается воспроизвести все действия и одновременно проводится хронометраж.

Представления

Представление — это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «сле­ды» сохраняются благодаря известной пластичности центральной нерв­ной системы.

Наши рекомендации