Конфликты. Актуализация опыта переживания конфликтов.
Ритуал приветствия:«Улыбка»
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о конфликте. Что такое конфликт, и какие бывают конфликты.
Как только человек делает свои первые шаги в жизни, его тут же ожидают конфликты. Вспомните, какие конфликты могут быть у маленького ребенка в раннем детстве, в садике?
Вы стали старше, и конфликты также приобрели другую форму. Смоделируйте ситуацию конфликта в вашем возрасте.
Конфликты в жизни человека неизбежны и причин их много. Какие? Попробуйте сами определить. Различия в характерах, неумение выслушать противоположную сторону, различные взгляда на проблему и т.д. Сам конфликт может иметь различные последствия: в результате конфликта может произойти ссора или драка, человек может затаить обиду, чтобы потом отомстить. Разберем ситуацию конфликта.
Ситуация: Миша забросил на шкаф шапки и шарфы трех девчонок и радостно посмеивался: как они теперь пойдут домой?
Девочки на это отреагировали по – разному:
· Оля заплакала и стала просить Мишу достать шапку;
· Настя сначала врезала Мише по спине, а затем быстро стянула с него шапку и забросила ее еще дальше;
· Нина спокойно подошла к Мише и предложила ему встать на ее место и подумать, каково ей идти без шапки по морозу домой, а потом обсудить, как быстрее достать все шапки.
Ваша задача, решить, чей способ поведения в конфликте быстрее приведет его к разрешению и почему? Обратите внимание на действия участников конфликта, их позиции, последствия при решении проблемы и выраженность их чувств. Заполните таблицу:
Действия | Категории | Позиции в решении проблемы | Последствия решения проблемы | Чувства | |
Оля | плачет | застенчивая | отказывается | Конфликт разрешен не будет | Обида, горечь, растерянность |
Настя | дерется | агрессивная | Решает силой | Конфликт усилится | Победитель–чувство удовлетворенности, побежденный –обиды, горечи |
Нина | Мирно решает | Уверенная в себе | Стремится договориться | Разрешен | Радость, удовлетворение |
Таким образом, можно сделать вывод, что разрешение конфликта мирным путем дает положительный результат, чувство удовлетворения для обеих сторон.
А сейчас разделитесь на три команды, придумайте и проиграйте варианты продолжения конфликтной ситуации с учетом позиции в решении проблемы, последствий и чувств участников конфликта с точки зрения агрессивных детей, застенчивых и уверенных в себе:
Класс писал контрольную работу. Двое из класса выполнили ее на «пять». Остальные не справились. Одноклассники решили, что оценки несправедливы и решили устроить девочкам бойкот. Решите, чей способ поведения в конфликте быстрее приведет к положительной развязке.
До сих пор мы говорили с вами о конфликтах равных сторон, то есть сверстников. Какие еще бывают конфликты? Бывают конфликты взрослых и детей.
Как вы думаете, почему происходят такие конфликты?
Скорее всего потому, что взрослый чаще всего потому, что смотрит на мир другими глазами.
Упражнение «Глаза ребенка – глаза взрослого»
Попробуйте оценить ситуации глазами ребенка и глазами взрослого:
· Утро. Семья просыпается. За окном выпало много мокрого снега;
· Рома включил громко музыку;
· Мама открывает дверь и видит: на пороге лежит бездомный пес.
Решите ситуацию: Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее и застала дочь. Девочка вырвала записку из рук матери, та накричала на нее. Девочка хлопнула дверью и закрылась в другой комнате.
1. Что произошло между матерью и дочерью?
2. Кто виноват в конфликте?
3. Как надо было поступить в этом случае?
Что обычно случается, когда подросток и взрослый не понимают друг друга?
(Доска делится на две части и на каждой половинке записываются типичные действия взрослого и ребенка)
подросток – плачет, обижается, взрослый – кричит, наказывает,
огрызается, грубит,… объясняет, обвиняет, угрожает
Как сделать так, чтобы все правильно понимали друг друга? Надо чаще общаться друг с другом, рассказывать друг другу о своих чувствах, мыслях, переживаниях, нужно уметь прощать друг друга, нужно уметь понимать друг друга.
Ваша задача – составить памятку «Родителю от ребенка»
Ритуал прощания.
Занятие №11