Технология подлинного общения э. берна
Основные понятия трансактного анализа[74]
Основатель трансактного анализа - американский психиатр Эрик Берн первоначально считал свою концепцию продолжением психоанализа, хотя эта его точка зрения не разделялась многими специалистами.
Первые статьи Э. Берна, в которых был заложен фундамент ТА[75], появились в конце 50-х годов и были встречены коллегами с большой настороженностью. В середине 60-х годов вышла в свет книга «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы», ставшая бестселлером и сделавшая ТА доступным широкой публике, которая в отличие от профессионалов встретила ее с большим энтузиазмом. Главным стремлением автора было сделать психоанализ и психиатрию доступными для всех, помочь человеку не только оценивать и контролировать процессы межличностного взаимодействия, но и активно изменять свою судьбу.
Родившись и окрепнув на западном побережье США, ТА распространился в англоязычные страны и в 70-х годах обретает широкую популярность в среде специалистов-практиков. В настоящее время эту теорию знают во всем мире. Национальные ассоциации ТА существуют во многих странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Австралии. Существует Международная ассоциация трансактного анализа, которая с 1964г. издает свой журнал «Transactional Analysis Journal».
В нашей стране первая группа ТА появилась в 1988 г. в Ленинграде. В 1989 г. представители Международной ассоциации трансактного анализа Т. Фрейзер и Д. Фрейзер прочитали курс для советских психологов и непрофессионалов. А в 1990 г. в Иркутске был проведен международный семинар и образована Союзная ассоциация трансактного анализа, куда вошли психологи, психотерапевты, социологи, педагоги, психиатры из разных городов Советского Союза.
Разрабатывая свою концепцию, Э. Берн опирался не только на психоанализ, но и на гуманистическую психологию, мифологию, а также использовал идеи когнитивно-бихевиорального подхода.
Сегодня ТА - уникальная теоретическая модель личности, ее внутренней и внешней коммуникации, а также система разнообразных практических технологий психологической коррекции взаимодействия чрезвычайно широкого диапазона применения - в психотерапии, в педагогике, на предприятиях и в организациях. Цель ТА - понимание и действие, направленные на развитие и позитивные изменения человеческого взаимодействия.
Как теория личности ТА показывает, как устроен человек и как он взаимодействует с другими. Для этого используется модель эго-состояний, лежащая в основе структурного и функционального анализа личности. Кроме того, как теория развития личности ТА занимается анализом жизненных сценариев, раскрывая многие загадки поведения, имеющие саморазрушительные и болезненные результаты.
Как теория коммуникации ТА раскрывает законы внутриличностного и межличностного взаимодействия. Рассматривая коммуникацию как процесс обмена, ТА выделяет особую единицу социального обмена - трансакцию - и занимается ее анализом. Кроме того, он занимается анализом различных способов структурирования времени, в том числе анализом человеческих игр. Как система психотерапии ТА используется при лечении всех типов психологических расстройств. Однако область его практического применения не ограничивается лишь психиатрией и психологией. Он успешно используется педагогами, социологами, социальными работниками в семейном консультировании, в университетах и школах, на предприятиях для решения социопрофессиональных задач в любой области, где существует потребность в понимании людей и налаживании их взаимодействия.
ТА является своего рода философией, в соответствии с которой каждый человек представляет собой позитивную ценность. Он основан на трех основных идеях:
все люди хорошие;
каждый человек обладает способностью думать;
каждый сам определяет свою судьбу и вправе изменять свои решения.
С этими идеями связаны два основных принципа практического ТА: контрактный метод и открытая коммуникация. Рассмотрим несколько подробнее эти идеи.
Все люди хорошие. Человеческие отношения во многом обусловлены представлениями о самих себе, других людях и о том, как эти другие люди к нам относятся.
Схема 1. Взаимозависимость представлений и поведения
Создавая ТА, Э. Берн выдвинул идею о том, что уже в раннем детстве человек имеет определенные представления о себе и об окружающих его людях. Когда у малыша появляется способность замечать разницу между собой и другими, он вырабатывает свою основную жизненную позицию, которая определяет его отношение к другим людям. Эта позиция оценивает его самого: «Я хороший или плохой» - и других людей: «Ты хороший или плохой» (в английском варианте для обозначения экзистенциальной позиции используются выражения: «Я - ОК, Я - не ОК», «Ты - ОК, Ты - не ОК»).
Люди часто переключаются в течение одного дня и даже часа на различные позиции в зависимости от ситуации (на работе, в семейном кругу, с друзьями):
Я хороший - ты плохой;
Я хороший - ты хороший;
Я плохой - ты хороший;
Я плохой - ты плохой.
Эти четыре взгляда на жизнь получили название жизненные позиции. Некоторые авторы называют их основными позициями, экзистенциальными позициями или просто позициями.
Представления, которые возникают у человека по отношению к самому себе и другому, рассматриваются на схеме 2.
Схема 2. Представления и жизненные позиции
Большинство людей считают себя хорошими в одних проявлениях и не очень хорошими в других: неудачниками на работе и преуспевающими в общении с друзьями, в семье или наоборот. Самооценка и оценка других могут меняться в течение дня, но все же в течение определенных периодов времени люди чаще всего находятся в своей основной жизненной (экзистенциальной) позиции.
Главная идея ТА - все люди хорошие - означает, что ты и я, мы оба имеем ценность, значение и достоинство как люди. Я принимаю себя таким, какой я есть, и тебя я принимаю таким, какой ты есть. Временами мне не нравится то, что ты делаешь или то, как ты себя ведешь. Однако я принимаю тебя как человеческое существо, и в этом смысле ты - в порядке, ты хороший. Э. Берн рассматривает позицию «я хороший и ты тоже» как основную естественную установку человека. Отклонение от нее является источником множества проблем как социального, так и психического характера.
Идея Э. Берна о жизненных позициях ценна не только в теоретическом аспекте. Она может быть использована как практический инструмент совершенствования общения. Ведь объективно отношения могут быть и хорошими, но в глазах человека с жизненной позицией «Я плохой, ты плохой» они отвратительны. И это индивидуальное представление, неизбежно влияя на качество отношений, может и в самом деле вконец их испортить.
Каждый человек обладает способностью думать. На человеке лежит ответственность за принятие решений о том, что он хочет в жизни, поскольку каждый человек, за исключением людей, имеющих тяжелые травмы головного мозга, обладает способностью мыслить, разрешать проблемы, принимать решения. Вся жизнь человека в конечном итоге зависит от принятого им решения о том, какой она может быть и какой ее человек хочет видеть.
Каждый человек сам определяет свою судьбу. Эта идея о том, что каждый - хозяин своей судьбы и любые решения, малые и большие, могут быть изменены, тесно связана с первой и второй. Ты и я хорошие. Иногда наше поведение бывает не совсем правильным, потому что мы следуем стратегиям, принятым в детстве. Эти детские стратегии помогли нам выжить. Но даже когда мы были маленькими, никто не мог заставить нас развиваться в каком-то одном направлении. Родители и другие взрослые оказывали на нас сильное давление, однако мы сами принимали решение о том, подчиниться этому давлению, восстать против или игнорировать его. Именно мы сами несем ответственность за наши чувства, поведение и решения. Приняв решение однажды, мы можем изменить его впоследствии. Это особенно справедливо для детских решений. Если некоторые из них приводят к нежелательным последствиям, то, став взрослыми, мы можем изменить их.