К вопросу о понятии образа тела
ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
В РАБОТЕ С ОБРАЗОМ ТЕЛА
Анна Ю. Гарафеева
Москва, 2005
В данной статье рассматривается понятие «образа тела», практические аспекты работы с образом тела, и также случаи из практики в женских терапевтических группах, проводимых с использованием одного из направлений в арт-терапии - метода танцевально-двигательной терапии.
За последние десять лет я провела серию женских групп под названием «Женщина и Образ Тела», посвященных исследованию, развитию реалистичного представления о своем теле и формированию позитивного образа тела. Это были женщины от 20 до 45 лет. В этой статье я хотела бы изложить некоторые теоретические соображения и поделиться опытом своей работы.
Введение
В настоящее время проблема неудовлетворенности собственным телом, нарушением образа своего тела значительно возросла. Особенно от этого страдают женщины. Одной из причин такого положения дел является существенное изменение стандартов красоты, увеличение количества рекламной продукции, предлагающей женщинам «сбрасывать лишний вес», а также разрастающийся рынок предложений пластической хирургии по изменению форм тела.
Показано, что женские журналы содержат в 10,5 больше рекламных объявлений и статей относительно потери веса по сравнению с мужскими, содержащими объявления, поощряющие мужчин изменять фигуру, укрепляя верхнюю часть тела и живот [Калиновская В.В., Скугаревский О.А., 2004].
Калиновская В.В. и Скугаревский О.А. выдвигают предположение, что женщины более подвержены социальному влиянию в отношении восприятия собственного тела, в некоторой мере объясняя это результатами исследований, в которых было показано, что мужчины подчеркивают физическую привлекательность при выборе партнерши значительно больше, чем женщины при выборе партнера[Калиновская В.В., Скугаревский О.А., 2004].
Культурные предпочтения, идеалы красоты, социальные нормы, средства массовой информации успешно культивируют «идеальный» образ тела, оказывая существенное влияние на формирование нашего представления и отношения к своему телу.
К вопросу о понятии образа тела
К понятию образа тела обращались такие теоретики танцевально-двигательной терапии, как Penny Bernstein, Marian Chace, Liljan Espenak, Diane Fletcher, Elaine Siegel.
Как указывал Р.Бернс: «… только тело является зримой и ощутимой частью нашего Я… К тому же этот неотъемлемый элемент нашей личности выставлен на постоянное публичное обозрение… тело представляет собой наиболее открытую, явную часть личности…» [Заржицкая О.А., 1998]
Образ тела – это сложное комплексное понятие, включающее следующие составляющие:
- визуальную (как мы представляем свое тело, внутренняя картина)
- кинестетическую (как мы ощущаем или чувствуем свое тело)
- кинетическую (ощущение своего тела в движении)
- эмоциональную (как мы оцениваем свое тело целиком, или относимся к нему и отдельным частям)
Физическая сторона образа тела включает:
1. Артикуляцию частей тела (спектр движений)
2. Признание таких телесных ощущений как дыхание, осознание мышечной деятельности.
3. Кинестетические ощущения
Таким образом, в образе тела задействовано все сенсорное восприятие.
Образ тела имеет психологическую природу, и, в большой степени определяется убеждениями, представлениями о себе и своем Я, чем реальной физической данностью. Также существует тесная согласованность между тем, что мы чувствуем по отношению к нашему телу и тем, что мы чувствуем по отношению к себе самому. Поэтому, обращаясь к образу тела, мы как бы обращаемся к себе, своему Я.
Как правило, образ тела осознается нами частично, то есть, он включает в себя как осознанную и так неосознанную составляющие. Образ тела не статичен, он чувствителен к изменениям настроения, окружения и физическому состоянию.
Образ тела не является врожденным, он формируется в процессе онтогенетического развития, на его развитие и формирование оказывает влияние семья, сверстники, пережитые травмы, а также ценности и ожидания культуры.
Bernstein (1972) предположила, что формирование образа тела проходит последовательную смену этапов развития, параллельно которым формируется образ себя. На каждом этапе решается серия двигательных задач, которые соответствуют задачам психологического развития.
Bernstein выделила 6 этапов развития образа тела:
1. Наделение тела позитивным аффектом
2. Установление границ между телом и окружающей средой
3. Осознание частей тела и их взаимосвязи
4. Движение тела в пространстве
5. Половая идентификация
6. Процесс старения
Также уместно в рамках этой статьи сказать о позитивном, или здоровом образе тела.
Julia Rice, M. Hardenbergh, Lynne M. Hornyak [1989] выделяют 3 признака здорового образа тела:
1. Подвижность. Возможность изменения элементов образа тела под влиянием внутренних ощущений, внутренних психических событий и внешних ситуаций, в то время как стержневая телесная схема остается неизменной, что обеспечивает чувство стабильности и целостности.
2. Наличие связи с реальностью мира и здоровыми сторонами личности. Ментальный образ тела совпадает с тем, как в действительности выглядит тело, то есть с тем, как другие объективно воспринимают его. Кроме того, образ, который имеет индивид, более реалистичный, чем идеальный, и в соответствии с ним человек строит свою жизнь.
3. Трехмерность. По сравнению с двухмерной картиной - фронтальный вид тела, который можно увидеть в зеркале, «картина» тела переживается как объемная, является законченной, включает и признает все ее части. Каждая часть структуры тела ощущается как живая и легко доступна сознанию при переключении внимания на нее. Это качество трехмерного переживания включает движенческое измерение, которое уникально используется в танце - двигательной работе.
Если говорить об искажениях образа тела, или негативном образе тела, опираясь на вышеперечисленные признаки, можно выделить следующие характеристики негативного образа тела:
1. Ригидность. Невозможность или низкая способность впускать новую или противоречащую информацию в образ тела, которая возникает в результате изменения настроения, окружения и физического состояния человека.
2. Недостаточная связь с реальностью мира и здоровыми сторонами личности. Ментальный образ тела в той или иной степени расходится с тем, как в действительности выглядит тело, то есть с тем, как другие объективно воспринимают его. Образ тела скорее идеальный или надуманный, нереалистичный, чем реалистичный, на основании которого человек строит свою жизнь.
3. Нарушение целостного, объемного восприятия тела. Картина тела переживается как недостаточно целостная и законченная. Отдельные части или области тела могут не осознаваться или ощущаться «замороженными» или «не чувствующими прикосновения». Образ тела характеризуется большей фиксированностью, нереалистичностью и отсутствием чувства жизни.