Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия (не проверялась)

Перейти к: навигация, поиск

«Личностный рост» — понятие психологии, изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К.Роджерса и А.Маслоу, однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала. Однако далеко не все современные психологические концепции исходят из наличия у человека доброй, конструктивной и саморазвивающейся сущности, и по представлению о сущностной природе и потенциале человека эти концепции достаточно четко разделяются на пять групп:

Природа человека Смысл воспитания Основные представители
Безусловно позитивная Помощь в актуализации Концепции К.Роджерса, А.Маслоу
Условно позитивная Помощь в выборе Экзистенциальный подход В.Франкла, Дж. Бюджентала
Нейтральная Формирование, коррекция Бихевиоризм, большинство подходов в советской психологии
Повреждённая Исправление, компенсация Классический фрейдизм, представители ортодоксальной православной психологии
Разнообразная Зависит от конкретной личности и этапа развития Синтон (Н.Козлов)
·

// К группе «доверяющих» (оптимистов) с самой радикальной точкой зрения, утверждающей безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях, относятся представители школы К.Роджерса и А.Маслоу[1]. В данном подходе личностный рост естественен[2], хотя может быть заторможен в случае в случае негативного окружения и поддержан окружением позитивным[3].

Экзистенциальный подход В.Франкла и Дж. Бюджентала придерживается более осторожного взгляда на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека.

Достаточно распространена позиция (бихевиоризм и большинство подходов в советском психологии), согласно которой у человека природной сущности нет, человек изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность». В данном подходе о личностном росте в точном смысле говорить затруднительно, можно говорить скорее о возможности личностного развития.

Классический фрейдизм во взгляде на природу человеку пессимистичен, исходит из того, что природа человека негативная — асоциальная и деструктивная[источник?]. Более того, сам человек с этим справиться не может[источник?], и решить эту проблему можно только с помощью помощи психоаналитика. Соответственно, в рамках психоанализа понятие «личностного роста» невозможно и не существует[источник?].

Согласно взглядам христианской антропологии природа человеческого естества после грехопадения Адама находится в извращенном состоянии, а его «самость» есть не личностный потенциал, но преграда между человеком и Богом, а также и между людьми[4]. По православному учению, человеческая душа не только стремится к высшему, но и подвержена наклонности ко греху, которая лежит не на периферии духовной жизни, но поражает самую ее глубину, извращая все движения духа[5].

В подходе Синтона (Н.Козлов) считается, что люди достаточно разные и единой природы человека нет: есть люди с позитивным потенциалом, есть с неустойчивым, бывают люди и с негативным потенциалом. Однако при грамотном подходе и эффективном воспитании всегда возможна коррекция и в дальнейшем личностный рост[6].

В НЛП понятие «личностный рост» не используется, поскольку этот подход только моделирует успешные технологии и принципиально отказывается решать вопросы «что в природе человека есть на самом деле».

Наши рекомендации