Обсервационные методы в инженерной психологии и эргономике
Обсервационные методы и причины их широкого использования в инженерной психологии и эргономике. Организация подготовки и проведения наблюдения. Исследовательские задачи, решаемые наблюдением за работой оператора. Различия случайного и систематического, внешнего и внутреннего, включенного и не включенного, сплошного и выборочного, формализованного и неформализованного наблюдения. Средства объективной регистрации поведения человека в процессе наблюдения. Поведенческий портрет. Типичные ошибки наблюдения.
К обсервационным методам относятся такие эмпирические методы психологического исследования, как наблюдение и (его разновидность) самонаблюдение.
Основная цель применения этих методов в инженерной психологии выявление и анализ психологических факторов, обеспечивающих оптимизацию деятельности оператора. Эта цель достигается решением следующих задач: анализ психологической структуры деятельности и взаимосвязи её элементов, исследование закономерностей регуляции деятельности, анализ способов внутреннего контроля за ходом её выполнения, изучение процессов формирования деятельности; анализ влияния на качество деятельности различных внешних факторов, формирующих условия деятельности, и внутренних факторов, характеризующих способы её выполнения, предъявление психологических требований к техническим средствам деятельности оператора.
Наблюдением называется целенаправленное, преднамеренное, специально организованное восприятие и регистрация поведения объекта.
Наблюдение, будучи одним из научных методов психологии вообще и инженерной психологии в частности, как специальная организация непосредственного познания обладает следующими характерными признаками:
1. Должны быть осознаны и четко сформулированы задачи наблюдения.
2. Должна быть разработана программа наблюдения и определены единицы наблюдения.
3. Поскольку поведение человека, проявления его психики искажаются, когда он осознает, что является объектом наблюдения, важно «замаскировать» наблюдение деловыми отношениями.
4. Очень важно, чтобы исследователь, использующий данные наблюдения, четко различал (хотя бы мысленно), с одной стороны, фиксируемые факты и события и, с другой стороны, их истолкование и оценку. Поэтому в протоколе научного наблюдения должны фиксироваться именно голые факты, а не их интерпретация, которая может быть сделана и после самого процесса наблюдения.
В ходе наблюдения исследователь целенаправленно и планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления трудовой деятельности и условий её протекания. При этом он не вмешивается ни в естественный ход исследуемой деятельности, ни в условия её протекания.
Организация наблюдения предполагает:
· определение цели и задач наблюдения;
· выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения;
· выбор способов наблюдения, наименее влияющих на поведение оператора и обеспечивающих сбор необходимой информации;
· выбор способа регистрации наблюдаемого явления;
· обработку и интерпретацию полученной информации.
С помощью наблюдения можно получить сведения о следующих аспектах деятельности оператора:
1. каналы поступления информации и её характеристики (модальность сигналов, их кодирование и помехи);
2. способы ввода «управляющих воздействий»;
3. особенности управляющих воздействий, их силовые характеристики;
4. загрузка анализаторов, их взаимодействие, ведущий анализатор;
5. степень нервно-психической и эмоциональной напряженности (оценивается по поведению обследуемого, его эмоциональным реакциям);
6. внешние условия (наличие факторов, нарушающих нормативные условия деятельности).
В зависимости от характера организации наблюдения различают наблюдение случайное и систематическое.
Случайное наблюдение не имеет в своей основе специального намерения и определяется случайным стечением обстоятельств, когда какие-то особенности деятельности привлекают непроизвольное внимание оператора или другого человека.
Систематическое наблюдение входит в непосредственный замысел исследователя. Оно имеет определенную цель, разработанный план, методику фиксирования данных наблюдения.
В каждом из перечисленных видов наблюдения можно выделить иразличные формы в зависимости от того, кто является наблюдателем - само действующее лицо или другой человек. Тогда говорят о внутреннем (субъективном) и внешнем (объективном) наблюдениях. В инженерной психологии применяются оба вида, но преимущество отдается объективному наблюдению. Данные самонаблюдения только дополняют его, а чаще всего становятся предметом самостоятельного анализа.
С точки зрения полноты различают сплошное и выборочное наблюдение. При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. При выборочном наблюдении внимание обращается лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.
В зависимости от позиции наблюдателя различают включенное наблюдение, когда наблюдатель становится членом трудового коллектива, и не включенное, которое ведется человеком, не являющимся членом исследуемой группы.
Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов (аудио-, фото- и видеоаппаратура, телевизионные установки и т. д.).
Фиксация результатов может производиться непосредственно в процессе наблюдения или по прошествии времени. В первом случае наблюдатель вынужден отвлекаться от процесса наблюдения для фиксации результатов, во втором случае возрастает их зависимость от памяти наблюдателя, страдает полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Поэтому иногда наблюдение могут вести одновременно несколько человек, это существенно повышает достоверность такого метода.
Наконец, наблюдение может проводиться по неформализованной или формализованной методике. Отличительной особенностью неформализованного наблюдения является то, что, имея цель, наблюдатель фиксирует в соответствии с ней все, что видит в наблюдаемой ситуации. Никаких ограничений относительно объекта или ситуации не вводится. Методика неформализованного наблюдения представляет собой дневник, где в соответствии с целью исследования указываются ситуации, в которых было проведено наблюдение, место, время и само содержание наблюдаемого.
Для успешного наблюдения важно обеспечить применение различных методов регистрации наблюдаемых явлений. К числу таких методов относятся:
· хронометраж,
· протокольная запись,
· алгоритмическое описание деятельности,
· видео- и фотосъемка,
· магнитофонные записи специальных бесед или словесных реакций по ходу выполнения действий и др.
Объектом наблюдения может быть не только процесс труда, но и его субъект (работающий человек). Поэтому в ряде случаев на основе данных наблюдения за поведением человека в различных ситуациях составляется психологическое описание поведения человека – его «поведенческий портрет.
К основным параметрам поведенческого портрета относятся, прежде всего, отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека. К этим особенностям относятся:
1. пантомимика;
2. мимика;
3. речевое поведение;
4. поведение по отношению к другим людям;
5. наличие противоречий в поведении, демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях;
6. поведенческие проявления отношения к самому себе: к своей внешности, к недостаткам, возможностям, личным вещам;
7. поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение задания, конфликт);
8. поведение в основной деятельности (работе);
9. примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, личный опыт.
Освоение инженерными психологами методики «поведенческий портрет» позволяет создать более полное представление о конкретном человеке, оценить его психическое состояние, характер, социальный статус.
При организации и проведении наблюдения возможны следующие типичные ошибки:
1) галло-эффект (тенденция исследователя преувеличивать значение одного из параметров ситуаций и распространять его оценку на другие параметры ситуации);
2) эффект снисхождения (тенденция всегда давать положительную оценку происходящему);
3) ошибка центральной тенденции (наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому явлению);
4) ошибка корреляции (оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака: например, интеллект оценивается по беглости речи);
5) ошибки контраста (склонность наблюдателя выделять у наблюдаемого черты, противоположные собственным);
6) ошибка первого впечатления (первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения).