Стать первым творцом самого себя

Как мы уже отмечали, проактивность основывается на уникальном даре человека –

самосознании. Еще два уникальных человеческих дара, дающих нам возможность развивать

проактивность и осуществлять персональное лидерство в своей жизни, – это воображение и

совесть.

Воображение позволяет нам увидеть еще не созданные миры заключенных в нас

потенциальных возможностей. Совесть вводит нас в соприкосновение с универсальными

законами и принципами, с нашими собственными необычайными талантами, способами

внесения личного вклада в жизнь и с теми личными правилами, благодаря которым мы

можем развивать все это максимально эффективно. В сочетании с самосознанием

воображение и совесть наделяют нас силой, необходимой для написания своего

собственного сценария жизни.

Поскольку мы уже существуем среди множества сценариев, полученных со стороны,

процесс написания собственного сценария в действительности в большей степени является

процессом "переписывания сценария" или сдвигом парадигмы – изменением той основной

парадигмы, которой мы уже обладаем. Если мы способны распознать неэффективные

сценарии и неточные или неполные парадигмы внутри себя, то мы можем проактивно

приступить к переписыванию себя заново.

На мой взгляд, наиболее яркий пример процесса переписывания сценария содержится в

автобиографии бывшего президента Египта Анвара Садата. Садат был выращен и воспитан в

духе ненависти к Израилю. Он мог заявить по национальному телевидению: "Я никогда не

пожму руку ни одному израильтянину до тех пор, пока они оккупируют хотя бы дюйм

арабской земли. Никогда, никогда, никогда!" И огромные толпы по всей стране распевали за

ним: "Никогда, никогда, никогда! " Этот сценарий аккумулировал энергию и объединял

волю всей страны.

Сценарий носил очень независимый и националистический характер, он возбуждал

глубинные эмоции арабского народа. И одновременно он был весьма безрассудным, и Садат

это знал. Этот сценарий игнорировал опасность возникшей ситуации, которой была

свойственна чрезвычайная взаимозависимость.

И Садат переписал себя. Он научился этому, когда еще юношей отбывал заключение в

одиночной камере номер 54 в Центральной Каирской тюрьме, куда попал за участие в

тайном заговоре против короля Фарука. Он научился абстрагироваться от ситуации и,

взглянув со стороны, определять, достаточно ли удачны и мудры его сценарии. Он научился

высвобождать свои мысли и посредством глубоких медитаций создавать свои собственные

сценарии, переписывать себя заново.

На страницах автобиографии Садат признается, что чуть ли не с сожалением покидал

свою камеру, так как именно в ней познал, что настоящим успехом является успех в

отношениях с самим собой. Он заключен не в обладании имуществом, а в самообладании, в

победе над самим собой. Пока у власти находилась администрация Насера, Садат занимал

весьма скромный пост. Всем казалось, будто дух его сломлен, но это было ошибкой. Они

применяли к Садату свои собственные сценарии. Они не понимали его. Садат же ждал своего

часа.

И когда этот час пришел и Садат, став президентом Египта, столкнулся с политической

реальностью, он переписал свой сценарий, переориентировав его на Израиль. Садат посетил

кнессет в Иерусалиме, дав начало одной из самых беспрецедентных мирных инициатив в

истории человечества. Этот отважный шаг впоследствии привел к Кемп-Дэвидским

соглашениям.

Садат смог использовать свое самосознание, воображение и совесть, для того, чтобы

осуществить персональное лидерство, изменить старую парадигму и свое видение ситуации.

Он действовал в центре своего Круга Влияний. И в результате переписывания сценария,

сдвинувшего парадигму, произошло изменение установок и поведения, оказавшее

воздействие на миллионы жизней в более широком Круге Забот.

Развивая свое самосознание, многие из нас обнаруживают у себя неэффективные

сценарии, глубоко укоренившиеся недостойные нас привычки, которые несовместимы с тем,

что мы по-настоящему ценим в жизни. Навык 2 говорит, что мы не обязаны жить по этим

сценариям. Мы ответственны за то, чтобы, используя __________свое воображение и творческий

потенциал, создавать новые сценарии, более эффективные, в большей мере соответствующие

нашим ценностям и принципам, придающим этим ценностям особое значение.

Предположим, к примеру, что я чрезвычайно реактивен по отношению к своим детям.

Предположим, что стоит им начать делать то, что я считаю неправильным, как я ощущаю

спазм в желудке. Я чувствую, как вокруг меня вырастают крепостные стены; я готовлюсь к

сражению, Я сосредоточен не на долгосрочном развитии отношений и стремлении понять их,

а на краткосрочном поведении. Я пытаюсь выиграть сражение, а не войну.

Я использую весь свой арсенал – свое физическое превосходство и свой авторитет, – и

начинаю кричать, запугивать и наказывать. И я побеждаю. Я стою с победным видом на

руинах разрушенных отношений, а мои дети, внешне покорные, а внутри непокоренные,

подавляют в себе те чувства, которые проявятся позже в более уродливой форме.

И теперь, если бы я присутствовал на тех самых похоронах, о которых мы говорили

раньше, и один из моих детей собирался бы произнести речь, я бы хотел, чтобы его жизнь

была олицетворением победы многолетнего, наполненного любовью периода воспитания,

обучения и самодисциплины, а не скоротечных схваток, нацеленных на быстрое решение

проблем и запечатленных в боевых шрамах и ранениях. Мне бы хотелось, чтобы его ум и

душа хранили приятные воспоминания о глубоких, полных смысла мгновениях,

проведенных вместе со мной. Мне бы хотелось, чтобы он запомнил меня любящим отцом,

разделявшим с ним все беды и радости его детства, отрочества и юности. Мне бы хотелось,

чтобы в памяти у него сохранилось, как он приходил ко мне со своими заботами и

проблемами, а я со всей любовью его выслушивал и помогал ему. Мне бы хотелось, чтобы

он знал, что я не был идеален, но старался сделать все, что было в моих силах. И что я любил

его, как, возможно, никто другой в мире.

Причина этих моих желаний заключена в том, что я глубоко ценю своих детей. Я

люблю их и хочу им помочь. Роль отца своих детей является ценной для меня.

Но я не всегда помню об этих ценностях. Я попадаю в ловушку "самых важных из

неважных дел". То, что значит для меня больше, оказывается погребенным под грудами

давящих проблем, срочных забот и поверхностных поступков. Я становлюсь реактивным. И

то, как я каждый день веду себя со своими детьми, часто имеет весьма отдаленное сходство с

чувствами, которые я к ним испытываю.

Поскольку я обладаю самосознанием, воображением и совестью, я способен

анализировать свои глубинные ценности. Я способен осознать, что сценарий, по которому я

живу, не гармонирует с этими ценностями, что жизнь моя является продуктом не моего

собственного проактивного плана, а того первого творения, которым я обязан

обстоятельствам и другим людям. Но я могу изменить себя. Я могу жить, опираясь на

воображение, а не на память. Я могу с ограничивающего прошлого переориентироваться на

свой безграничный потенциал. Я могу стать первым творцом для самого себя.

Начинать, представляя конечную цель – значит подходить к своей роли родителя, как и

к другим своим ролям в жизни, с ясным представлением о своих ценностях и направлении

движения. Это значит, быть ответственным за свое собственное первое творение и

переписать самого себя так, чтобы парадигмы, из которых вытекают мое поведение и

установки, соответствовали моим глубинным ценностям и находились в гармонии с верными

принципами.

Это также значит, что каждый день надо начинать, твердо помня о своих ценностях.

Тогда, даже в пору самых тяжелых испытаний, я смогу, опираясь на эти ценности, принять

верное решение. Я смогу действовать как цельная личность. Я не должен буду реагировать

на чьи-то эмоции и обстоятельства. Я смогу быть по-настоящему проактивным,

ориентированным на ценности, потому что они мне ясны.

Наши рекомендации