Примеры феноменальной памяти
Люди, известные из истории как обладатели феноменальной памяти, имели мозг ничем не лучше, чем у любого из нас. Просто они использовали его более эффективно. Выберите кого-нибудь из перечисленных ниже «феноменов» и возьмите его в качестве примера для себя в своих дальнейших устремлениях в деле совершенствования собственной памяти. Считайте это первым шагом в выборе для себя созвездия интеллектуальных «гуру», или идеалов, достижения которых станут для вас путеводным примером.
1. Антонио ди Марко Мальябечи имел способность запоминать целые книги — до единого слова и знака препинания. Со временем он запомнил наизусть всю библиотеку великого герцога Тосканского.
2. А. С. Эйткен, профессор математики Эдинбургского университета, с легкостью воспроизводил первую тысячу знаков после запятой числа «пи», причем как слева направо, так и справа налево.
3. Американец Даниэль МакКартни, живший в девятнадцатом веке, мог рассказать, будучи в возрасте 54 лет, что он делал в любой день, начиная с раннего детства. Он мог назвать точную дату, указав, какая в тот день была погода, а также вспомнить, что он ел на завтрак, обед и ужин в любой конкретный день.
4. Христиан Фридрих Хайнекен в возрасте 10 месяцев умел разговаривать и был способен воспроизвести любое названное ему слово. К трем годам он помнил большую часть фактов из всемирной истории и географии, а также выучил латинский и французский языки.
5. Пол Чарлз Морфи — чемпион по шахматам, который помнил каждый ход, сделанный им в каждой партии, сыгранной в его чемпионской карьере, включая те, которые он сыграл с завязанными глазами. Это подтверждалось тем, что почти 400 сыгранных им партий удалось сохранить для истории лишь благодаря тому, что он был в состоянии продиктовать их много времени спустя. Те, с кем он сыграл эти партии, и судьи подтвердили названные им ходы.
6. Фемистокл мог на память назвать имя каждого из 20 000 граждан Афин.
7. Ксеркс прославился тем, что знал на память имя каждого воина своих армий, насчитывавших 100 000 человек.
8. Кардинал Мессофанти, полиглот, живший в девятнадцатом веке, помнил словарный запас 70—80 языков, включая латинский, греческий, арабский, испанский, французский немецкий, шведский, португальский, английский, голландский, датский, русский, польский, богемский, сербский, венгерский, турецкий, ирландский, валлийский, албанский, санскрит, персидский, грузинский, армянский, иврит, китайский, коптский, эфиопский и амхарский.
9. Евреи из польской религиозной общины "Шасс Поллак" могли абсолютно точно назвать положение каждого слова на любой странице всех 12 томов «Талмуда».
10. Объемные религиозные книги, такие как «Талмуд» и еще более крупный памятник литературы — древнеиндийские «Веды» — также записывались по памяти.
11. Д-р Сьюзен Уайтинг, чемпионка мира среди женщин по использованию резервов памяти, демонстрирует способность запоминать 5000 единиц информации, используя СЕМ3 .
12. Доминик О'Брайен, шестикратный чемпион мира по использованию резервов памяти, установил огромное число рекордов по запоминанию информации, в том числе запоминание колоды карт за 33,8 секунды; 18 колод карт за один час; и более 2000 бинарных цифровых комбинаций менее чем за 30 минут!
Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица (СЕМ3)
Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица позволяет вам, используя все те же основные принципы мнемоники, перейти от запоминания 100 единиц информации к запоминанию 10000 единиц настолько быстро, насколько вы в состоянии формировать мысленные образы.
Тысячи | 0-99 | 100-199 | 200-299 | 300-399 | 400-499 | 500-599 | 600-699 | 700-799 | 800-899 | 900- 999 | |
100-999 | Зрение | - | Динозавр | Дворянин | Полнолуние | Ущелье | Молния | Церковь | Онкорд | Пожар | Картина |
1000-1999 | Слух | Пение | Барабан | Ржание | Стон | Рык | Плеск | ш-ш-ш | Гонг | Скрипка | Пиано |
2000- 2999 | Запах | Водо- росли | Смола | Мускат | Мята | Роза | Кожа | Сыр | Кофе | Лес | Хлеб |
3000-3999 | Вкус | Спагетти | Помидор | Орех | Манго | Ревень | Лимон | Вишня | Крем | Мороженое | Банан |
4000-4999 | Осязание | Песок | Сырость | Газета | Слякоть | Камень | Пена | Желе | Трава | Бархат | Кора |
5000-5999 | Мотор-но-чувст-венное | Плавание | Танец | Объятия | Смешивание | Натирание | Любовь | Дрожание | Карабканье | Летание | Мир |
6000-6999 | Млекопитаю- щие | Зебра | Собака | Тритон | Обезьяна | Hocopoг | Слон | Жираф | Кенгуру | Лиса | Медведь |
7000-7999 | Птицы | Чайка | Утка | Соловей | Сорока | Красно-шейка | Жаворонок | Курица | Зимородок | Фламинго | Павлин |
8000-8999 | Радуга | Красный | Оранжевый | Желтый | Зеленый | Голубой | Синий | Фиолетовый | Черный | Серьй | Белый |
9000-9999 | Солнечная система | Солнце | Меркурий | Венера | Земля | Марс | Юпитер | Сатурн | Уран | Нептун | Плутон |
Взяв за основу базовую «сотню» из «главной системы», вы расширяете ее в 10 раз, получая систему, опирающуюся на 1000 базовых образов; последнюю вы затем также расширяете в 10 раз и получаете систему, где ключевых элементов уже 10 000.
Создавая перечень из 1000 (0—999) образов, вы используете базовую «сотню» применительно к различным аспектам вашего зрительного восприятия.
Создавая систему из 10 000 образов, вы опять-таки применяете базовую «сотню», но всевозможными способами, опираясь попеременно на свои восприятия, обусловленные основными пятью «чувствами»: зрением, слухом, обонянием, восприятием вкуса, осязанием, а также функцию комплексного моторно-чувственного аппарата (как то: ощущения во время танца, плавания и т.п.) и на основные сведения из области естествознания.
Создавая систему из таких элементов, вы одновременно используете для развития памяти все основные «способности», являющиеся функцией вашего головного мозга. Вы, таким образом, как бы пройдете специальную школу, в процессе подготовки в которой не только научитесь запоминать любой перечень информации, какой ни пожелаете, но будете пребывать в непрестанной мыслительной работе, позволяющей вам развить ваш «интеллектуальных мускул», придавая все время работе над собой характер игры. Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица строится следующим образом:
100 - 999 Зримый образ
1000 - 1999 Звуковой образ
2000 - 2999 Ароматический (обонятельный) образ
3000 - 3999 Вкусовой образ
4000 - 4999 Осязательный образ
5000 - 5999 Моторно-чувственный образ
6000 - 6999 Млекопитающие
7000 - 7999 Птицы
8000 - 8999 Цвета радуги
9000 - 9999 Солнечная система
Для чисел от 100 до 999 вы используете ЗРЕНИЕ:иными словами, вы фокусируете внимание на зрительном восприятии образа, который желаете запомнить в качестве ключевого мнемообраза. Для чисел от 1000 до 1999 используется СЛУХ,при этом вы акцентируете внимание на том, какая звуковая картина формируется у вас в связи с каждым запоминаемым вами образом. Для чисел от 2000 до 2999 используется ОБОНЯНИЕ,и формирование образов идет преимущественно за счет этого одного из основных «пяти чувств». И так далее, для каждой тысячи, последовательно, ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, ОСЯЗАНИЕ, МОТОРНО-ЧУВСТВЕННЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ПТИЦЫ, ЦВЕТА РАДУГИ и СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА.
Для каждой отдельной «сотни» в каждой «тысяче» у вас имеется таким образом, конкретный Зримый Образ, конкретный Звук, конкретный Запах и т.д. Так, в соответствии с матрицей, ваши зрительные образы для каждой сотни от 100 до 999 суть Динозавр, Дворянин, Полнолуние, Ущелье, Молния, Церковь, Конкорд, Пожар и Картина.
К примеру, основываясь на базовой сотне слов из основной системы и используя девять Зрительных Образов, отвечающих за «сотни» от 100 до 999 в первой «тысяче» (100—999), мы могли бы поступать следующим образом:
101 попросту означало бы динозавра, испустившего дух вследствие падения метеорита (по одной из версий, именно по этой причине вымерли динозавры), или злого духа, принявшего облик динозавра, чтобы выглядеть пострашнее. 151 могло бы означать для вас динозавра, наступившего на «Ладу», от чего та расплющилась в совершенный блин. Что бы вы теперь ни захотели запомнить в качестве 101-го или 151-го элемента какого-либо перечня, его следует «привязывать» к этим образам СЕМ3, применяя основные принципы мнемоники.
Двигаясь далее в пределах первой «тысячи», основной упор по-прежнему следует делать на первую по принятому нами порядку функцию наших органов чувств - зрение. Все образы, например, восьмой по счету сотни, т.е. от 700 до 799, будут являться базовыми, однако привязанными на сей раз к «зрительному» образу сверхзвукового пассажирского авиалайнера «Конкорд». Так, например, 706 могло бы означать для вас «шею» «Конкорда», легко заметную в его напоминающей по форме птичью головной части. Аналогично, 782 могло бы означать сувенирный фен, выполненный по образу «Конкорда». Таким образом, любой объект для запоминания, имеющий определенный порядковый номер в каком-либо перечне, следует ассоциативно связывать с соответствующим по номеру базовым образом, применяя принципы мнемоники.
Схожим образом для массива чисел от 3000 до 3999 каждая отдельно взятая сотня будет содержать «вкусовой» образ, привязанный к ключевым из базовой «сотни» «главной системы», а именно: спагетти, томат, орех, манго, ревень, лимон, вишня, крем, помадка и банан.
Чтобы сформировать и применить к нуждам вашей памяти базовый образ для любого числа от 0 до 9999, требуется несложный мыслительный процесс, описанный ниже, в подразделе «Как использовать саморасширяющуюся генеральную мнемоническую матрицу».
Создавая свои образы, к чему вы должны относиться одновременно как к игре, интеллектуальному занятию и воспитанию своего мозга, следите за тем, чтобы ключевые мнемообразы, входящие в ту или иную категорию по признаку их принадлежности к различным областям восприятия, обусловленным пятью основными «чувствами», исходили из реалий соответствующего «чувства». Так, например, для номера 4167 при создании осязательного (в первую очередь) образа следует прибегнуть к ключевым понятиям «сырость» и «жук»; при этом в вашу задачу входит не только представить себя жука в сырой среде, но и чувствовать его твердую спинку, видеть капельки влаги на ее черной, блестящей поверхности, осязать щекочущее вашу ладонь движение его мохнатых лапок и присовокупить к этому запах, к примеру, соснового леса поутру.
В процессе использования саморасширяющейся генеральной мнемонической матрицы вы не только создадите для себя мнемоническую систему, которая позволит вам усваивать 10000 единиц информации с такой же легкостью, с какой испытуемые в экспериментах Хабера и Никерсона запоминали изображения. Вы обнаружите, что в ходе ее использования все области вашего восприятия, посредством которых ваш мозг общается с внешним миром, встанут на путь совершенствования, что существенно и весьма позитивно скажется на всех аспектах вашей жизни. Сюда следует отнести и положительное влияние на здоровье. Недовольство собой и раздражительность, связанные с тем, что человек знает за собой такой недостаток, как слабая память, нередко ведут к стрессам и недомоганиям. Последние, в свою очередь, - прямая причина ухудшающейся памяти. Используя СЕМ3, вы обратите вспять эту тенденцию.
Во многом речь идет о том, что подобными занятиями над собой вы сообщаете скорость позитивному спиралевидному процессу развития и эволюции собственной личности, характеристикой которого является то, что чем более вы упражняетесь в применении принципов мнемоники, тем совершеннее у вас становится память; чем больше информации из различных отраслей знания вы включаете в собственную матрицу памяти тем выше вероятность автоматического повышения уровня вашего образования; и, наконец, чем больше вы занимаетесь всем этим, тем с более высокой степенью автоматизма совершенствуются все без исключения ваши ментальные способности.
7. Память длиною в жизнь: история Фунеса, человека, который помнил все
Критики до сих пор спорят, чем является нижеследующая история, записанная Хорхе Луисом Борхесом: умелой фальшивкой, плодом богатого воображения или изложением подлинных событий. В свете того, о чем вы прочли ранее, судите сами. Возможно ли такое? Существовал ли в действительности Фунес? Правдива ли эта история?