Эмоции и познавательные процессы. Эмоции и личность.

Влияние эмоций на познавательные процессы. Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться.Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие.

Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом чем важнее для него тот или другой фактор (предмет, его свойство), тем лучше он воспроизводится.

Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности вызывают уже отчетливые изменения в познавательных процессах, в частности, у человека появляется сильная тенденция к восприятию, припоминанию и т.д. только того, что соответствует доминирующей эмоции. При этом содержание воспринимаемого, мнемического и мыслительного материала усиливает и упрочивает эмоцию, что в свою очередь еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании, вызвавшем эту эмоцию. Поэтому, чаще всего, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и других способов рационального воздействия.

Одним из способов выхода из порочного эмоционального круга является образование нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию.

Одним из главных факторов, определяющих, будет ли данный человек более или менее подвержен влиянию эмоций на его познавательные процессы, является степень упроченности этих процессов. Поэтому ребенок более подвержен влиянию эмоций, чем, чаще всего, взрослый.

Эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более трудных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом,- снижению уровня выполнения деятельности, учения; когда успех вызывает эмоции большой силы, то протекание деятельности нарушается, но и в случае, когда успех достигается ценой особых усилий, возможно появление усталости, которая может ухудшить качество деятельности; когда неуспех следует за серией успеха, то он может вызвать кратковременное повышение уровня выполнения деятельности; положительная эмоция способствует лучшему, а отрицательная - худшему выполнению деятельности, в результате которой эти эмоции возникли.

Эмоции и мышление имеют одни и те же истоки и тесно переплетаются в своем функционировании. Однако особенностью сознательного человека является то, что эмоции не определяют его поведение. Формирование решения о том или ином действии принимается таким человеком в процессе тщательного взвешивания всех обстоятельств и мотивов. Этот процесс обычно начинается с эмоциональной оценки и завершается ею, но в самом процессе доминирует мысль. Но если действия или поступки производятся человеком на основе одних лишь холодных доводов рассудка, то они значительно менее успешны, чем в том случае, когда такие действия поддерживаются эмоциями.

Эмоции и личность. Вопрос об отношении эмоций и личности затрагивает проблему проживания личностью своих эмоций. Задерживание эмоций может приводить к патогенным изменениям в личности. Жане: страх действия. Внешнее проявления: беспричинная печаль (все плохо), ожидание неудачи. Объяснение: объекты предполагают действия с ними. Страх – желание прекратить это действие – боюсь действовать с тем чего желаю (амбивалентность отношения к объекту). За этим стоит личностный конфликт. Боязнь преступить ложный самим себе поставленный барьер. Этот барьер можно назвать защитным. Но поставив один барьер и отказавшись от действия, человек нарабатывает склонность к периодичности выработки таких барьеров. Жизнь личности – становится вечным страхом перед действием. Задача: как не допустить этого ухода в страх. Как управлять поведением и этой эмоцией. Бихевиоризм, Джемс: эмоция связана с предосположенностью действовать (сильная или слабая). Эмоция расценивается по поведенческому результату. Как относится к симптому, который тревожит человека? Симптом – это только симптом (факт). Причина не рассматривается. Создается защита от неблагоприятной эмоциональной реакции. Критерий снятия – отсутствие телесных проявлений (цель – снять излишнюю чувствительность).снять можно и без осознания, но если процедура принимается и осознается субъектом, то результат более надежный. Происходит управление телесными выражениями. Но эти выражения должны быть представлены в сознании. Управляем телом – управляем эмоцией. Фрейд. Эмоции – значимый материал, позволяющий анализировать бессознательное. Эмоциональные состояния – симптомы мотивов (причин). Эмоция – ключ к анализу мотивов. Эмоциональные состояния – способствуют уменьшению напряжения (которое создано либидозной энергией). Эмоция – источник создания защит. Но защиты бывают ложными (сохранение нерешенной проблемы). Адлер. Эмоции оцениваются по отношению к социальному чувству (могут объединять или разъединять). Негативные эмоции – разделяют – попытка изменить ситуацию за счет социального окружения (передача ответственности другому). Попытка неудачная. Позитивные эмоции – выражение чувства общества (симпатии, позитивные взаимодействия). Условие сотрудничества. Юнг. Эмоции – специфически психологический предмет. эмоции – посредник между реальной жизнью и ее психическим сознательным представлением. Сила эмоции выражает значимость соответствующей психической проблемы. Успешность терапии связана с принятием собственной эмоции (это проявление моей собственной проблемы). Райх. Блокада эмоций – скованность мышц. Телесный панцирь – порождает сильные негативные эмоции. Любая эмоция должна быть телесно выражена. Условие позитивной эмоции – негативные эмоции должны быть выражены. Гештальтерапия. В психологическом поле: субъект и окружение. Между субъектом и миром может возникнуть тот или иной контакт. Эмоции – показатель контакта с окружением. Эмоция создает напряжение (силу) побуждающую к действию и изменению нежелательной ситуации. Нельзя сдерживать эмоции. Негативная эмоция – симптом дыр (пустот) в личности. Дыра в личности может быть связана с какой-то телесной проблемой. Эмоции должны сознаваться. Сознавание – замечание (обратить внимание). Эмоции должны быть замечены. Если мы сознаем свои эмоциональные реакции, это все что требуется для личностного развития (прояснение проблемы). Эмоция – это фигура, но надо замечать фоновые фигуры, для исследования эмоциональной фигуры. Гуманистическая психология. Учитываются не только сами эмоции, состояния, но и те которые могут возникнуть. Осознавание возможных чувств. Маслоу. Важность выражения и переживания позитивных чувств. психоанализ занимается больной (невротической) личностью. Но личность изначально здоровая. У здоровой личности ничего не отнято (соединение психоанализа и гештальттерапии). Как гуманистическая психология относится к защитам? Здесь любая защита - препятствие к личностному росту. Мы берем человека полностью. И негативные особенности – это те проблемы из которых вырастает личность (материал личностного роста). Только в страстях содержится материал для развития личности (страсти надо переживать).

Наши рекомендации