F81.0 Специфическое расстройство чтения

Негативные эмоциональные расстройства.

Негативные расстройства, оцениваемые по экстенсивности эмоциональных проявлений. Суждение эмоционального резонанса – уменьшение экстенсивности (распространенности) эмоциональных реакции, сужение их спектра, проявляющиеся в уменьшении набора объектов, ситуаций, потребностей, видов деятельности, на которые субъект ранее эмоционально реагировал. Эмоциональная патологическая инверсия – крайняя степень сужения эмоционального резонанса с направленностью реагирования на внутренние утилитарно-гедонические потребности. Негативные расстройства, оцениваемые по интенсивности эмоциональных проявлений. Эмоциональная нивелировка – исчезновение дифференцированного эмоционального реагирования, ранее свойственного данному субъекту. Оно проявляется в уравнивании выраженности эмоциональных реакций на объеты, события, ситуации, потребности, виды деятельности различной значимости. Побледнение эмоций – снижение интенсивности (силы) эмоциональных проявлений, сопровождающееся уменьшением выразительности (экспрессивности) мимики и жестов. Эмоциональная тупость – бесчувственность, безразличие, полная эмоциональная опустошенность («паралич эмоций») с исчезновением адекватных эмоциональных реакций.

Психика – свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность, на основе формирования образа принимать те или иные действия.

Психический дизонтогенез – патология психического развития.

Критерии оценки психической нормы: психическая зрелость; чувство стабильности места пребывания; адекватность реакции индивида различным воздействиям; соответствие психической и физической реакции силе раздражителя; способность приспосабливаться к себе, своим переживаниям, к окружающим; способность критически оценивать внешние и внутренние факторы; способность планировать свою жизнь, контролировать, реализовывать ее; соответствие уровня притязаний своим возможностям.

Психическая болезнь – заболевание всего организма с преимущественным поражением головного мозга, мозговой деятельности.

Психические реакции – кратковременное изменение психических состояний.

Психическое развитие рассматривается как изменения в психике человека в процессе онтогенеза (от рождения до зрелости).

2. Нарушения психологического развития. Специфические расстройства развития речи (с-м Ландау-Клефнера), школьных навыков, двигательных функций. Общие расстройства развития (Детский аутизм, с-м Ретта, с-м Аспергера).

Нарушения психического развития- К данной группе относятся нарушения психического развития, различные по причине своего возникновения, механизмам развития и особенностям динамики. Эти состояния характеризуются замедленным темпом формирования психических функций, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательных способностей, тенденцией к уменьшению клинических проявлений, по мере того как ребенок становится старше. F80Специфические расстройства развития речи

Причина неизвестна. Нормальное речевое развитие нарушено на ранних этапах онтогенеза. Состояние нельзя объяснить неврологическим или речевым механизмом патологии, сенсорными повреждениями, умственной отсталостью или средовыми факторами.

Клиника: Позднее овладение разговорной речью (в сравнении с возрастными нормами). Задержка развития речи часто сопровождается трудностями в чтении и письме, нарушениями межперсональных связей, эмоциональными и поведенческими расстройствами. Не существует яркого отличия от вариантов нормы, важно клиническое суждение с опорой на основные нейропсихологические критерии и возрастные нормы с учетом тяжести течения, сопутствующих проблем.

Наиболее предпочтительно сочетание речевой терапии, психотерапии и симптоматического медикаментозного лечения.

Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера). Представляет собой регресс речевых навыков после периода нормального речевого развития. Основные черты: сенсомоторная афазия, эпилептические изменения ЭЭГ в виде мультифокальных спайков и комплексов спайк-волна, (заинтересованы височные отделы мозга, чаще билатерально) и эпилептические припадки.

F81.0 Специфическое расстройство чтения

Расстройство развития способности к чтению, включающее задержку и нарушение этой способности, которое нельзя объяснить умственной отсталостью или неадекватным обучением и которое не является результатом дефекта зрения, слуха или неврологического расстройства.

Этим расстройством страдает от 4 до 8% детей школьного возраста. В 2-4 раза чаше встречается у малышков, чем у девочек.

Нарушение способности к чтению обычно распознается в возрасте 7-8 лет. Выработка навыков чтения представляет собой комплексную интермодальную операцию, включающую когнитивные и перцептивные процессы и требующую неповрежденной и сбалансированной функции всей центральной нервной системы.

Предпочтительным методом лечения является корригирующая терапия обучением. Большее значение имеют эмоциональные реакции, чем определенные методы преподавания.

Наши рекомендации