Краткие теоретические основы
Крутелёва Людмила Юрьевна
г. Ростов-на-Дону
2008 г.
Введение
Цель данного практикума:
· ознакомление студентов с известными методами исследования памяти;
· иллюстрация на практике некоторых закономерностей и свойств памяти;
· выработка у студентов навыков работы с основными методами исследования памяти;
· выработка у студентов навыков составления отчетов по результатам диагностики внимания;
· закрепление у студентов навыков оперирования основными понятиями о свойствах памяти и правильного применения методов диагностики свойств памяти;
· закрепление у студентов умений и навыков осуществлять психологическую диагностику;
· ознакомление студентов с основными методами коррекции памяти.
Практикум состоит из 10 работ:
Работа № 1. Память на числа.
Работа № 2. Типы памяти.
Работа № 3. Смысловая память.
Работа № 4. Смысловая и механическая память.
Работа № 5. Процесс запоминания.
Работа № 6. Исследование процессов ретро- и проактивного торможения следов памяти.
Работа № 7. Сравнение процесса активного воспроизведения с процессом узнавания.
Работа № 8. Исследование особенностей сконцентрированного и распределенного во времени обучения.
Работа № 9. Оперативная память.
Работа № 10. Оценка продуктивности вербальной памяти.
Вводные рекомендации
Проведение работ и оформление отчетов:
Работы выполняются, как правило, студентами в составе рабочих групп, состоящих из 2-х человек: экспериментатора и испытуемого (поочередно). Состав рабочей двойки формируется перед началом изучения «Практикума по общей психологии: “Память”» и остается неизменным на протяжении выполнения всех лабораторных работ.
Перед началом работы студенты знакомятся с методическими указаниями, изучая порядок выполнения работы, и подготавливают необходимые материалы (бланки протоколов, таблицы предъявлений и т.п.).
По завершении работы студенты обобщают полученные результаты, делают необходимые вычисления, составляют итоговые таблицы, строят графики и формулируют выводы.
Затем каждый студент оформляет письменный отчет о работе, включающий: описание цели, задачи и метода исследования; использованные материалы; процедуру эксперимента; способы обработки данных; полученные результаты и выводы.
По результатам всех работ делается обобщающий вывод об исследованных свойствах памяти испытуемого, затем подбираются способы коррекции, соответствующие возрасту, полу, статусу испытуемого.
Образец протокола занятия
Лабораторная работа № ____
__________________________________________________________________
(название)
Дата, время и место проведения исследования: __________________________
Экспериментатор: __________________________________________________
(Ф.И.О., степень, звание, должность, место работы)
Испытуемый: ______________________________________________________
(Ф.И.О., дата рождения, место учебы-работы, статус)
Самочувствие испытуемого перед началом исследования: ________________
__________________________________________________________________
(физическое, психическое, готовность к исследованию)
Измеряемые характеристики (цели и задачи исследования): _______________
Вид стимула (метод исследования): ___________________________________
Оборудование (используемые материалы): _____________________________
Порядок исследования (процедура эксперимента): _______________________
Словесный отчет испытуемого: _______________________________________
Самочувствие испытуемого после окончания исследования: ______________
Наблюдения экспериментатора в ходе проведения эксперимента: __________
__________________________________________________________________
Обработка данных и анализ результатов: _______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Краткие теоретические основы
Прежде чем приступить к исследованию основных закономерностей и свойств памяти, необходимо определить круг тех понятий, которые будут использоваться в данном практикуме.
Термин «память» удивительно многозначен. Говоря «я помню», чело-век может иметь подразумевать совершенно разные вещи. Например, то, что он знает какие-либо сведения («Я помню, что Ростов-на-Дону – столица Южного Федерального Округа), что он способен выполнять определенные действия («Я помню, как пользоваться ножом и вилкой во время еды») или возвращаться к событиям, пережитым в прошлом («Я помню, как пошел в первый класс»). К явлениям памяти относят и узнавание.
Память – психический процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и / или восстановление его в сфере сознания.
Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных межнейронных связей в головном мозге. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у человека ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям.
В настоящее время выделяют две фазы памяти: лабильную, которой соответствует удержание следа в форме реверберации нервных импульсов в замкнутых кольцевых цепях нейронов (так называемая кратковременная память), и стабильную фазу, которая предполагает сохранение следа за счет структурных изменений в нейронах и их синаптическом аппарате, вызванных к жизни в процессе консолидации (так называемая долговременная память).
Существуют различные основания для классификации памяти.
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на моторную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. В свою очередь, различают типы образной памяти: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой.
По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную.
По времени закрепления и сохранения материала различают память кратковременную (краткосрочную) и долговременную (долгосрочную).
Основные процессы памяти:
Запоминание (закрепление) – обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти путем связывания новой информации с приобретенной ранее. Лучше запоминается то, с чем человек действует. Важнейшая особенность этого свойства – избирательность. С процессом запоминания связаны такие эффекты как: эффект незавершенного действия (или эффект Зейгарник), эффект края (установлен Г. Эббингаузом) и эффект новизны.
Сохранение – процесс удержания информации в памяти, ее переработки и преобразования. Осуществляется неосознанно, не подчиняясь волевому контролю. Сохранение включает в себя три процесса: кодирования информации, ее сохранение (архивизация) и декодирование информации при извлечении. Этот процесс является обратным забыванию.
Забывание – процесс частичной или полной невозможности извлечения информации из долговременной памяти, характеризуется постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения того, что только что или ранее запомнилось. Забывание связано с эффектами проактивного и ретроактивного торможения.
Проактивное торможение возникает вследствие влияния предшествующей деятельности на процессы запоминания.
Ретроактивное торможение – это результат негативного, влияния последующей деятельности на процессы запоминания.
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит извлечение закрепленной ранее информации и перевод ее из долговременной в кратковременную память, восстановление и реконструкция прошлого опыта и построение соответствующих представлений. Воспроизведение включает:
Воспоминание – непроизвольное припоминание.
Припоминание – умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из памяти необходимой информации.
Узнавание – опознание объекта, который уже известен по прошлому опыту.
Все перечисленные процессы памяти тесно взаимосвязаны между собой и представляют функциональное единство.
Среди различных качеств памяти выделяются быстрота запоминания, прочность сохранения, точность воспроизведения и способность вспоминать, актуализировать. Индивидуальные особенности памяти выражаются именно в различной быстроте, прочности и точности, которые могут быть измерены различными психологическими методами. Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами эти особенности высшей нервной деятельности изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей.
В современных теоретических и экспериментальных исследованиях познавательных процессов все более явно происходит стирание границ, намеченных традиционной функциональной психологией, между процессами восприятия, памяти, мышления.
Трактовка памяти как определенным образом организованной системы познавательных и собственно мнемических действий позволила совершенно иначе поставить проблему связи и взаимоотношений между запоминанием и мышлением и наметить пути ее дальнейшего изучения. Преодоление традиционной эмпирической позиции, согласно которой мышление и память являются самостоятельными функциями, состоит в экспериментальном изучении динамики таких характеристик памяти, как точность, прочность, объем и т. п., происходящей под влиянием формирующихся познавательных и мыслительных действий. Это оказалось возможным благодаря тому, что в работах ряда авторов наметился методический прием, важная особенность которого состоит в том, что воспроизведение тестового материала служит показателем не только процессов запоминания, но и уровня формирования и особенностей целого ряда познавательных действий, в том числе и мыслительных. Таким образом, исследования, идущие от памяти к мышлению, равно как и исследования, идущие от мышления к памяти, позволили выявить и в известной мере сблизить операционный состав мыслительной и мнемической деятельности.
Исследование памяти
Начало применения экспериментальных методов для исследования процессов памяти относится к концу XIX в. Основоположником экспериментального изучения памяти считается немецкий психолог Г. Эббингауз, который в 1885 г. опубликовал первое экспериментальное исследование памяти. Г. Эббингаузу принадлежит разработка ряда методов количественного учета процессов заучивания и сохранения.
Основные методы исследования памяти могут быть разделены на две ключевые группы:
1. Методы исследования непосредственной памяти – эти методы позволяют определить число элементов, которое может удержать обследуемый без применения каких-либо специальных приемов смысловой организации материала.
2. Методы опосредованного запоминания – с помощью этих методов определяется повышение объема и прочности запоминания в результате применения специальных (мнемотехнических) средств, позволяющих ввести запоминаемые элементы в систему логических связей или использовать смысловую организацию запоминаемого материала.
Развитие памяти сводится в основном к формированию все более усложняющихся приемов опосредованного запоминания. Задачи методов исследования опосредованного запоминания заключаются в следующем:
1. Оценить, насколько память, опирающаяся на использование вспомогательных смысловых связей, может расширять объем запоминаемого материала в сравнении с объемом, удерживаемым при непосредственном запоминании.
2. Выяснить, может ли тспытуемый достаточно хорошо использовать созданные им для запоминания связи и использовать их для воспроизведения заученного таким образом материала.
3. Оценить, насколько сложные связи может устанавливать испытуемый для привязки предлагаемого материала к известной системе с целью лучшего его запоминания.
Для исследования процессов памяти разработан ряд классических методов исследования:
1. Метод удержания членов ряда. В этом методе все элементы ряда (слоги, числа, фигуры, слова) предъявляются обследуемому последовательно. Такое предъявление может осуществляться в разных модальностях (зрительно или на слух). В зависимости от целей эксперимента ряд может предъявляться один или несколько раз. После предъявления всего ряда обследуемому предлагают либо сразу, либо через определенный промежуток времени воспроизвести (устно или письменно) все, что он запомнил, независимо от порядка элементов ряда. Количество правильно воспроизведенных элементов является показателем степени запоминания материала. Такой метод можно использовать для определения непосредственного объема памяти, зависимости процессов запоминания от содержания и структурных особенностей материала.
2. Метод парных ассоциаций. В данном методе экспериментальным материалом являются ряды из пар слогов, чисел фигур, слов, которые обследуемый должен запомнить. Стимульный материал предъявляется последовательно пара за парой. Между парами стимулов соблюдается строго фиксированная пауза.
При использовании зрительной модальности испытуемому предлагается читать про себя или вслух каждую пару с ударением на первом элементе пары.
В случае использования слуховой модальности психодиагност сам зачитывает пары, используя аналогичные правила.
После предъявления всего материала один или несколько раз испытуемому предъявляется зрительно или на слух только первый элемент каждой пары, а он должен воспроизвести (устно или письменно) второй элемент пары. Число правильно воспроизведенных вторых элементов пар является количественным показателем прочности образовавшихся ассоциаций.
3. Метод заучивания. При этом методе обследуемый должен выучить ряд элементов (слогов, чисел, фигур, слов). Стимульный материал предлагается обследуемому несколько раз. После каждого предъявления его просят воспроизвести материал. Количество повторений, потребовавшихся для первого безошибочного воспроизведения всех элементов в любом порядке, является показателем способности к запоминанию.
Исследования процесса заучивания ставят перед собой ряд задач:
1. Определить характер постепенного нарастания удерживаемого материала.
2. Выяснить, какие элементы ряда удерживаются лучше (крайние или средние).
3. Оценить различия в динамике заучивания материала разной степени осмысленности (бессмысленные слоги, не связанные и связанные слова, отрывки из рассказов и стихотворений). Другими словами, оценить различие смысловой и механической памяти.
4. Определить зависимость общего объема запоминаемого материала от объема предлагаемого ряда.
5. Оценить индивидуальные различия в заучивании материала при слуховом и зрительном способах его предъявления.
Если фиксировать количество правильно произведенных элементов после каждого предъявления, то можно построить график научения (по оси абсцисс откладываются порядковые номера предъявлений, а по оси ординат – количество воспроизведенных элементов). Естественно, что для заучивания используется такое количество элементов, чтобы обследуемый мог воспроизвести все элементы лишь после нескольких предъявлений.
Данный метод позволяет проследить динамику процесса за поминания, выявить характерные особенности процесса забывания, влияние про- и ретроактивного торможения на процесс запоминания существенного по объему материала.
4. Метод узнавания. При узнавании необходимо лишь выделить среди множества объектов те, которые подлежат запоминанию, тогда как воспроизведение предполагает вспоминание объектов. При методе узнавания обследуемому после предъявления рада элементов для их запоминания предъявляется второй ряд с большим или таким же количеством аналогичных элементов, среди которых есть все или несколько элементов первого рада, которые и предлагается узнать. С помощью указанного метода можно прослеживать различия процессов узнавания и воспроизведения материала в зависимости от его объема и содержания.
Для диагностики опосредованного запоминания могут применяться как классические методы изучения памяти (метод удержанных членов ряда и метод удачных ответов), так и специальные приемы, например, метод пиктограмм, предложенный Л.С. Выготским.
Сущность этого метода заключается в том, что для запоминания (зрительного или слухового) предъявляется ряд слов или фраз, не поддающихся непосредственному изображению. Например, «мальчику холодно», «скупой старик» или «развитие», «сомнение» и т.п.
Для того чтобы запомнить материал, обследуемому предлагается делать на бумаге какие-либо простые зарисовки или ста вить условные знаки, но записывать что-либо словами или числами нельзя. На этапе воспроизведения испытуемому разрешается опираться на свои зарисовки и знаки. Таким образом, обследуемый должен выделить в качестве средств для запоминания характерные признаки предъявленного слова или фразы, доступные для условного изображения.
Для исследования процесса опосредованного запоминания часто также используется методика, предложенная Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым. В этой методике обследуемый должен к каждому предъявленному слову подобрать какую-либо картинку (перед ним находится серия таких картинок), связывая ее с данным словом по смыслу. После этого, смотря на соответствующие картинки, испытуемый должен воспроизводить предъявленные слова. Серии картинок, являющихся вспомогательными средствами для запоминания, могут быть различными по степени трудности ассоциирования их с запоминаемым материалом.
Для сравнения продуктивности непосредственного и опосредованного запоминания также могут быть использованы классические методы исследования памяти.
Для количественной оценки особенностей памяти используется ряд показателей:
1. Количество воспроизведенных или узнанных элементов ряда в абсолютных числах или в процентах к общему объему предъявленного стимульного материала. В последнем случае указанный показатель называется коэффициентом запоминания. Его численное значение выражается формулой:
,
где К – коэффициент запоминания; M – количество правильно воспроизведенных или узнанных элементов; N – объем материала (общее количество предъявленных элементов).
2. Количество элементов рада, воспроизведенных в той же последовательности, в которой они предъявлялись испытуемому. Если это количество взять в относительном виде или процентах, то получится коэффициент точности запоминания. Его численное значение выражается формулой:
,
где Т – коэффициент точности запоминания; L – количество элементов, воспроизведенных в той же последовательности, в которой они предъявлялись; М – количество правильно воспроизведенных элементов.
3. Количество ошибок, допущенных при воспроизведении или узнавании стимульного материала в абсолютных числах или в процентах к общему объему материала. Такой относительный показатель называется коэффициентом ошибок. Численно он определяется по формуле:
,
где O – коэффициент ошибок; R – количество ошибок, допущенных обследуемым; N – объем материала (общее количество предъявляемых элементов).
4. Время, необходимое для достижения определенного уровня запоминания.
5. Число повторений стимульного материала, необходимое для его заучивания.
6. Объем кратковременной памяти (V) вычисляется (с точностью 0,5) по формуле:
,
где А – наибольшая длина ряда, которую обследуемый воспроизвел во всех опытах правильно; N – число опытов; М – количество правильно воспроизведенных рядов, больших по размеру, чем А.
Современной тенденцией исследования памяти является ее комплексная диагностика, что проявляется в системном подходе к изучению памяти, предусматривающем использование различных методов и способов других наук, смежных с психологией.