Тема 5. Мышление и интеллект
Понятие о мышлении: отличия мышления от других познавательных процессов. Теоретическое и практическое мышление, их подвиды: понятийное, образное, наглядно-действенное и наглядно-образное. Особенности и сфера применения каждого из них. Логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Особенности творческого мышления. Различные подходы к развитию детского мышления.
Понятие об интеллекте. Теории интеллекта в современной психологии. Основные качества человеческого интеллекта. Определение уровня развития интеллекта.
Развитие мышления в процессе обучения иностранному языку.
Задания для самостоятельной работы:
1. Конспектирование: Годфруа Ж. «Что такое психология», том 1.- стр. 414-433, 436-442.
2. Составление таблицы « Виды мышления и их характеристика».
3. Читать: С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии», глава 10, стр. 400-432 «Развитие мышления ребенка».
4. Определите понятия «интуиция», «гипотеза», «план» и их роль в мыслительной деятельности учителя.
5. Творческое задание: Прокомментируйте с точки зрения психологии следующие афоризмы (можно выбрать тот, который Вам наиболее нравится):
А) Опыт – дитя мысли, а мысль – дитя действия.
Б) Человек – мыслящий тростник (Паскаль)
В) Сомнение есть начало мудрости (Аристотель)
Г) Наша жизнь такова, какой наши мысли ее делают (Марк Аврелий)
Д) Быть умным – значит не спрашивать, на что нельзя ответить (Ключевский)
Вопросы для размышления:
С каждым годом в нашей жизни возрастает роль « искусственного интеллекта», компьютеров. По мере этого возникают вопросы, которые пока пытаются решить лишь писатели-фантасты. Сможет ли компьютер заменить рабочего, инженера или учителя полностью? Будет ли когда-нибудь создан супер-интеллект, способный превзойти и подчинить себе своего творца?
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое мышление?
2. Каковы этапы решения мыслительных задач?
3. Каковы формы и основные операции мышления?
4. Как развивается мышление в онтогенезе?
5. Каковы основные виды мышления?
6. Что общего и в чем различие между мышлением и воображением?
7. Как проявляется мышление в других видах познавательных процессов?
8. Что такое интеллект?
9. От чего зависит уровень интеллекта человека?
10. Как оценивается уровень интеллекта у человека?
Основные понятия темы:
Мышление. Мыслительная деятельность. Мыслительные операции. Сравнение. Анализ. Синтез. Обобщение. Абстракция. Классификация. Конкретизация. Форма мышления. Понятие. Суждение. Умозаключение. Дедуктивное умозаключение. Индуктивное умозаключение. Умозаключение по аналогии (традуктивное умозаключение). Наглядно-действенное мышление. Наглядно-образное мышление. Абстрактное мышление. Эмпирическое мышление. Творческое мышление. Дискурсивное мышление. Проблемная ситуация. Задача. Гипотеза. Стратегия. Интеллект. Глубина ума. Гибкость и подвижность ума. Логичность мышления. Доказательность мышления. Критичность мышления. Широта мышления. Самостоятельность мышления. Ригидность мышления.
Тема 6. Психология речи
Значение речи в жизни человека. Речь как средство общения и обобщения. Виды речи, их назначение. Теории усвоения языка и развития речи. Физиологические основы речи. Соотношение мышления и речи, особенности начального периода развития мышления и речи у ребенка. Представление о внутренней речи. Культура речи.
Задания для самостоятельной работы:
1. Конспектирование: Ж. Годфруа « Что такое психология», том 1, стр. 372-377.
2. Читать: С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии», глава 11 «Речь», стр.442-458.
3. Заполнить таблицу « Виды речи»
Виды речи | Основные функции | Психологические особенности | Разновидности данного вида речи |
3. Конспектирование: Выготский Л.С. « Мышление и речь»
4. Выполнение заданий по самопроверке: Годфруа, том 1, стр. 407-413 (правильность выполнения проверить по ключу)
Вопросы для размышления:
1. Прочитайте следующие поэтические строки. Почему поэт поет такой гимн слову? Поясните роль слова в культуре и исторической памяти человечества.
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный - речь
( И.А.Бунин)
2. «Иной будет удивлен, что я отношу изучение языков к числу вещей бесполезных в воспитании; но он не должен забывать, что я говорю здесь только о занятиях первоначального возраста; что бы там не толковали, я не думаю, чтобы какой-нибудь ребенок – я не говорю о чудесах – мог до 12- или 15-летнего возраста действительно изучить два языка.
Я согласен, что если б изучение языков состояло только в изучении слов, то есть образов и звуков, их выражающих, то оно могло бы годиться для детей; но языки, изменяя наименование, переменяют и идеи, им представляемые. Склад головы формируется по языкам; мысли принимают форму наречий. Один разум – всеобщ; ум в каждом языке имеет свою особую форму, свое отличие, которое отчасти может быть и причиной, и следствием национальных характеров; догадка моя подтверждается тем, что у всех наций мира язык следует за переменами в нравах, и подобно последним, сохраняется или портится» (Ж.-Ж.Руссо)
Согласны ли вы с этими взглядами великого педагога? Какова должна быть сегодня позиция системы обучения и воспитания в отношении многоязычия у детей? Какова вообще роль освоения языка в психическом развитии человека?
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое речь и язык?
2. Каковы основные функции речи?
3. Какие виды речевой деятельности вам известны? В чем заключаются их особенности?
4. Как взаимосвязаны мышление и речь?
5. Каковы основные теории развития речи?
Основные понятия темы:
Речь. Устная речь. Письменная речь. Внутренняя речь.
Примечание: Среди заданий для самостоятельной работы не указано изучение темы с помощью основного учебника. Этот вид работы является обязательным и должен предшествовать выполнению всех остальных заданий каждой темы.