Ступени жизни (при этом способности высшей ступени включают способности предыдущих и не могут существовать без них) – растительная, животная, человеческая
· Растительная и животная душа понимались материалистически.
· Разумная душа идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. После смерти тела она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.
Виды души | Способности |
Растительная | Питание. Движение роста и упадка. Воспроизведение. |
Животная | Ощущение. Память. Воображение. Чувственное стремление. Движение. |
Разумная | Познавательные способности. Разумное стремление. |
ВЫВОД: Аристотель, верно чувствуя качественное отличие человека от животных и тем более от растений, идеалистически объясняет его источник.
Обсуждая общие вопросы исследования души, Аристотель отмечал трудности ее познания.
Описание видов ее деятельностен (способностей) он выбирает в качестве способа изложения всего известного о душе
· познавательные способности,
· движущие способности,
· чувства и аффекты,
· общий склад души (характер).
ВЫВОД:Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер.
Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению.
Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя. Тем самым отвергались версии о прошлом и будущем души, способах ее соединения с внешним для нее материальным телом.
Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует.
Первичный уровень этих отношений представлен в процессах питания ("растительная душа") как ассимиляция живым телом необходимых для его существования материальных веществ. Это отношение предполагает специфическую активность организма, благодаря которой внешнее поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно – путем целесообразного распределения "в пределах границы и закона". Такой специфический для живого организма способ усвоения внешнего и следует, согласно Аристотелю, считать душой в ее самой фундаментальной биологической форме. Исходным для жизни является питание как усвоение внешнего. Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни деятельности души, прежде всего на чувственные впечатления, на способность ощущать, которая трактуется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от питания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.
Познание (Логика: описание функция по мере их усложнения)
①Познавательные способности ведут свое начало от чувственного восприятия (начало всего ощущения).Ощущение вызывается воздействием извне и поэтому является состоянием страдательным.
Уподобление ощущения воспринимаемому объекту происходит через посредство пяти внешних чувств (+ общее чувство*) и осуществляется как душой, так и телом.
Процесс ощущения есть процесс уподобления воспринимаемому объекту. «Ощущение есть то, что способно воспринимать формы ощущаемого без его материи, подобно тому, как воск принимает отпечаток перстня без железа или золота»
· Общее чувство: восприятие общих качеств (движение, фигура, покой, число, величина, единство), сознание того, что мы имеем ощущение; восприятие, сравнение и объединение ощущений в образ предмета.
Для общего чувства нет соответствующего органа, им является сама душа.
Важна активность субъекта!
②Сохр и воспр ощущения à память
· низшая — сохр полученных ощущений в виде представлений как копий предметов, ею обладают все животные;
· память в собственном смысле — отличается тем, что к образу присоединяется временная характеристика, т. е. отношение к нему как к чему-то бывшему в прошлом, она есть не у всех, а только у животных, обладающих способностью восприятия времени (очень интересно, а это кто? Обезьяна?);
· высшая память как процесс воспоминания, в котором участвует суждение. Последняя есть только у человека.
Объяснение: Причина этого в том, что воспоминание есть некоторый силлогизм: если кто-либо вспоминает что-нибудь или виденное, или слышанное, или испытанное прежде, тот умозаключает — и это есть некоторого рода познание. Эта способность есть только у тех, кому присуща способность произвольного хотения, ибо хотение (свободный выбор) есть некоторого рода умозаключение. Воспоминание есть активный поиск прошлого и происходит путем установления каких-либо отношений (по сходству, по контрасту,и др.) настоящего с искомым прошлым. По существу, речь идет о механизме ассоциаций, хотя Аристотель не дает этого термина.
Воспоминания à опыт à наука и искусство. Но сама опытность еще не выходит за пределы единичного (Цитата Ждан)
③Образование представлений àвоображение (фантазия)
Представление — это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне.
Берет начало в ощущениях, особенность – в представлении есть обобщение
Воображение заменяет животным мышление.
Люди также во многих случаях действуют на основе этих образов вследствие того, что их ум как бы затемняется иногда страстью, или болезнями, или сном.
Воображение à материалистическое толкование сновидений
(4)Обобщенный образ воображения à мышление
Мышление характеризуется составлением суждений.
Протекает в понятиях, постигает общее.
«общее же воспринимать чувствами невозможно, ибо оно не определенное нечто и существует не только теперь, иначе оно не было бы общим. А общим мы называем то, что есть всегда и везде»
Органом мышления является НУС — часть души, свойственная только человеку и не прикрепленная ни к какому телесному органу.
УРОВЕНЬ
· Низшее мышление — это мнение или предположение; не содержит категорического утверждения о чем-то, ничего не исследует; в нем нет внутренней необходимости, не отвечает на вопрос «почему? ».
· высшее мышление всегда содержит в себе необходимость, т. е. открытие последнего основания истины. Его объектом являются основы вещей, высшие принципы науки.
o рассуждающее, логическое, дискурсивное мышление, т. е. умение делать заключение из имеющихся посылок;
o интуитивное— умение находить основания (посылки)
o мудрость, наивысший тип наивысшего мышления.
НА ЧТО НАПРАВЛЕНО
· Теоретический разумпознает сущее как оно есть. Это наука.
Ее предмет — необходимое и всеобщее.
Здесь не ставятся практические вопросы — для чего, с какой целью.
Его задача — создание истины о вещах.
· Практический умнаправлен на деятельность.
С его помощью познаются нормы и принципы действия, а также средства их осуществления.
Практический ум обусловливает принятие решения в конкретных условиях, на основе которого совершаются поступки.
Он всегда касается частного.
ИТОГ: все познавательные способности сосуществуют. Начало для всех – ощущения. Новорожденный – чистая доска, на которой еще ничего не написано.
Учение о чувствах
А: чувства удовольствия и неудовольствиякак показатели процветания или задержки в функциях душевных или телесных:
· удовольствие означает беспрепятственное их протекание,
· неудовольствие — их нарушение.
Чувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью: они сопровождают деятельность и являются источником деятельности. А: удовольствие – это хорошо, не надо себя ограничивать только высшими!
Подробнее А: аффекты (аф)
Аф: влечения, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, любовь, ненависть, тоску, зависть, жалость — вообще все, чему сопутствует удовольствие или страдание.
Аф — это страдательное состояние, вызванное в человеке каким-то воздействием, возникает без намерения и обдумывания, под его влиянием меняются прежние решения.
Сопровождается телесными изменениями.
В описании составляющих психологических аспектов аффектов выступает рационализм А:его решающим компонентом является представление.
Аф сами по себе не есть ни добродетели, ни пороки. О человеке судят по его делам, а в аффекте оценивают манеру поведения
Подавлять аф не надо. Без них невозможны героические поступки, наслаждение искусством.
СОВЕТ ОТ А: В низших телесных удовольствиях нужно соблюдать умеренность, середину. Во всех остальных случаях должна быть соразмерность аффекта своей причине.
КАТАРЗИС (термин ввел Гиппократ – выпускание соков болезни) – очищение аф.
Катарзис означает сущность эмоционально окрашенного эстетического переживания под влиянием искусства. (посмотрел ужастик и очистился от страха)
Проблема воли
Учение о воле развивается А в связи с характеристикой действия.
Непроизвольные д – случайные, по необходимости, по принуждению
Произвольные д – привычка или стремление (разумное и неразумное) – сразу, у Ждан нет примеров
ПРИ ЭТОМ: действия произвольные и действия волевые — понятия не тождественные.
· Волевые -действия по разумному стремлению à намерению – р-т взвешивания мотивов (делиберация). Волевые действия направлены на будущее. В них есть разумный расчет. «Движут по крайней мере две способности — стремление и ум».
Ум размышляет о цели — достижима она для человека или нет, и о последствиях в случае осуществления действия. à нет разума – нет воли
По существу, воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу: принятие решения связано с пониманием человеком своих общественных обязанностей.
О характере
Страстям (аффектам) как сильным движениям души А противопоставляет устойчивость характера.
Характер выражает сущность человека.
А дал описание душевных качеств — нравов — людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией.