Тренинг уверенности в себе
Быть уверенным в себе означает умение определить и выразить свои чувства, желания, потребности и ожидания; умение строить отношения с другими людьми; настаивать на реализации своих прав, делать и принимать комплименты и т.д. Составляются списки основных прав, которые поддерживают уверенность в себе. К ним относятся:
=> право быть одному;
=> право быть независимым;
=> право на успех;
—> право быть выслушанным и принятым всерьез;
=> право получать то, за что платишь;
=> право действовать в манере уверенного в себе человека;
=> право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;
=> право носить то, что хочешь;
—> право делать ошибки и быть ответственным за них;
=> право не быть напористым.
Данный тренинг группы способствует большей свободе и самостоятельности человека. Развитие человека как личности профессионально невозможно без самосохранения, самозащиты. Особенно это касается деятельности и личности социального работника, иногда попадающего в стрессово-конфликтную обстановку, ситуацию.
В этом плане важной составной частью практикума является профессиональный тренинг, обучающий самосохранению, самозащите специалиста. Цель данной работы не только повысить показатель эффективности работы, но и разработать и осуществить индивидуально-личностную программу самозащиты, самосохранения личности профессионала, способствовать творчески профессиональному долголетию.
Известно, что тренинговая форма обучения требует от участников активности, вовлеченности, полного погружения, учета ситуации "здесь и теперь". Поэтому важно предусмотреть соответствующие комфортные для участников условия работы.
Как показывает исследование, активные методы, формы профессиональной подготовки актуализируют процессы самопознания, самоанализа, саморазвития личности. Идея новизны, неожиданность, противостояние различных позиций требуют от студента, участника курсовой подготовки переосмысления имеющихся в арсенале оценок и формирования новых технологических действий и операций. (Ю.Н. Емельянов, Н.В. Петровская, Е.В. Кузнецова и др.). Это позволяет прорабатывать и оценивать возможные варианты своего поведения в тех или иных ситуациях. Подобная идея реализована, например, в методике социально-психологического тренинга в виде ролевых игр М. Форвега. Он считает, что особая дидактическая и развивающая ценность деловой и ролевой игры связана с тем, что человек лучше всего усваивает динамичные процессы, и тем более, если он в них лично включен.
1.5.2.Психологическая игра "Конкурент" (термин В.В. Козлова)
Целевое назначение игры:
выработка и совершенствование методов, форм, навыков осознанного построения контакта в социальной деятельности и поведении человека в новых условиях; развитие ситуации партнерского (конкурентного) взаимодействия.
Полагаем, что тема игры актуальна, ввиду того что часто возникают сложности этического плана в конкурентном взаимодействии коллег, например, по профилю целевой социальной помощи, реабилитации, коррекции населения, а также в выработке общих по целевому назначению самой деятельности социальной поддержки человека. Игра носит полифонический характер. Каждый игрок решает сразу несколько задач, обладающих при этом еще и некоторой двуплановостью. Первый план (назовем его внешним) — это собственно решение деловой задачи, проявление интеллектуальных, организаторских, профессиональных способностей, компетентности.
Параллельно развивается план внутренний, где участник игры имеет дело с самим собой как с личностью. Играющий знает, что основная цель игры — "научение". В связи с этим его внутренняя цель заключается в том, чтобы, одновременно участвуя в решении производственной задачи, какой-либо социальной проблемы, проявлять и развивать самоуправление, способность к контролю и коррекции своего поведения и состояния.
Активность личности, участника игры, порождается внутренней потребностью в лидерстве, в достижении цели.
Экспертами оцениваются две шкалы: интеллектуальный балл и организационный балл. Интеллектуальный балл дается тому участнику, который первым предложит в решении той или иной задачи (проблемной ситуации) правильный ответ.
Организационный балл засчитывается участнику, проявившему себя организационным лидером группы, который ведет координационную работу при решении этой задачи.
Использование деловых, ролевых, имитационных и других игр в качестве одного из элементов личностно-развивающих технологий позволяет выделить некоторые педагогические закономерности этого метода обучения:
♦ конструирование и проведение игры — творческий процесс взаимодействия организаторов и участников игры;
♦ проблемность, тематическая и целевая направленность игры; ♦ приоритет диалога, который имеет как заданный, так и одновременно "свободный" характер речевого обсуждения проблемы;
возможность моделирования содержания профессиональной деятельности, способствующей адекватным условиям развития личности;
выполнение участниками игры ролевых функций: "лидера", "идеолога", "организатора", "консультанта", "цензора" и т.д.;
♦ "вход" игровых идей в реальную действительность.
Значимость перехода от имитации ролевого действия в реальную жизнь отражает результативность и успех игры.
1.5.3.Деловая игра "Моделирование профессионально-этических принципов, норм личности и деятельности социального работника"
В ней может быть поставлена цель: спроектировать модель основных принципов, норм личности и деятельности социального работника, и выделены задачи:
- развитие профессионального самосознания, рефлексии, стремление руководствоваться выработанными принципами и нормами в профессиональной деятельности;
- формирование умения и навыка группового взаимодействия, ведение диалога, дискуссии.
Руководитель игры, "настраивая" участников на тематическую цель, задачи и содержание игры, дает краткую Установку:
- понятие "этика" введено древнегреческим философом Аристотелем как название науки о нравственности;
- этика в социальной работе — производное от заботы о Ценности личности;
- профессиональная этика существует, прежде всего, в тех профессиях, объект которых — человек;
- этические принципы и нормы выполняют роль исходных положений для организации практики, в частности социальной работы как профессиональной деятельности; они конкретизируются в подходах, правилах, рекомендациях для практики.
Развертывая диалог в условиях групповой дискуссии (с перемещением "интервьюера" от одного "респондента" к другому), участникам игры могут быть поставлены такие вопросы:
1.Что вы понимаете под термином "профессиональная
этика"?
2.Назовите три основных качества социального работника.
3.Какие профессиональные ценности вы считаете главными?
4. Какова ваша главная этическая позиция (норма, принцип) в деятельности?
5. Каковы основные типы (критерии, показатели) поведения социального работника с клиентом?
6.Каковы, на ваш взгляд, определяющие принципы деятельности социального работника.
На это задание отводится незначительный период времени (5-7 мин), за который необходимо получить как можно больше информации от "респондента". По истечении времени роли меняются. После этого каждый участник, получив ответы пяти человек на каждый из данных вопросов, обрабатывает и обобщает эту информацию. В результате данного этапа игры все участники формулируют несколько кратких утверждений по каждой указанной позиции. Затем происходит объединение в "кружки-труппы" по пять человек, и участники игры получают дополнительное время, чтобы обсудить подготовленные ответы, выделив три наиболее яркие и убедительные формулировки.
Предзаключительный этап игры: от каждой группы выступает "лидер", разъясняя и отстаивая результаты совместной групповой работы. В завершение игры производится общее обсуждение, оппонирование всех представленных позиций и принимается общее решение относительно рекомендаций по обсуждаемой проблеме.
Используя групповую дискуссию, участниками занятия разрабатывается проект профессионально-этического кодекса социального работника.
Таким образом, использование рефлексивно-управленческой технологии в практикуме позволяет процесс профессионально-личностного развития осуществлять 'прицельно", обращаясь непосредственно к личности учащихся, студентов, работающих специалистов, повышая их, обую и профессиональную культуру, профессионализм личности и деятельности.
5)