Добрый день, шалом, салют!

Klaus W. Vopel

Клаус Фопель



Spiele, die verbinden

Band 1,2

Сплоченность и толерантность

в группе



Offenheit und Vertrauen in derAnfangsphase

Психологические игры и упражнения

Перевод немецког

iskopress, Salzhausen 2000

Москва «Генезис» 2002

УДК 159.98 ББК98 Ф789

Научно-методическая подготовка издания осуществлена в рамках Федеральной программы Правительства РФ '■Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе"

ФопельК.

Ф 789Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер.с нем. — М.:Генезис, 2002. — 336 с.

ISBN 5-85297-046-8

В книге представлены игры и упражнения, помогающие уже на первом эгапе работы создать а группе атмосферу сплоченности и доверия, раскрыть твор­ческий потенциал участников. Они формируют толерантное отношение ко всем членам группы, способствуют осознанию того, что различия между людьми спо­собствуют расширению наших представлений о себе и о других. Игры в равной степени затрагивают разум и чувства человека, отвечают его по­требности в движении, но самое главное, по мнению автора, они доставляют участникам удовольствие. Удовольствие - это энергия, фантазия, коммуника­бельность, готовность к риску и импровизации - все то, благодаря чему работа в группе становится спонтанной, живой и успешной.

Психологи и педагоги смогут использовать эти упражнения как в работе с деть­ми и подростками, так и для проведения тренингов со взрослыми.

ISBN 5-85297-046-8 © iskopress, Salzhausen, 2000

Издательство "Генезис», 2002

© Л. Алексеевская, Л. Воскресенская,

Перевод,2002

введение

Игры, которые сплачивают

Есличеловек учится или работает с увлечением, он получает удоволь­ствие. В данной книге Вы найдете немало советов относительно того, каким образом можно задать должный старт работе учебной или тренин-говой группы, сделать так, чтобы встречи доставляли ее участникам радость.

Когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить. Игры —один из самых эф­фективных способов создания такой атмосферы. Они дают ведущим возможность использовать психологическую энергию игры в запланиро­ванных учебных процессах.

Игры могут значительно усилить мотивацию участников, способствуют пониманию сложных взаимосвязей. Они помогают социализации и раз­витию личности участников и дают им возможность проверить на прак­тике, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способ­ности. Применение игр позволяет ведущим полнее реализовывать широкий спектр учебных целей. Они в равной степени затрагивают ра­зум и чувства человека, отвечают его потребности в движении. Однако прежде всего игры доставляют удовольствие. В свою очередь удоволь­ствие — лучший ответ на вопрос о мотивации. Это энергия, фантазия, коммуникабельность, готовность к риску и импровизации — все то, благо­даря чему работа в группе становится более спонтанной, концентриро­ванной и полной сюрпризов.

Вы можете существенно облегчить себе задачу, если будете рассматри­вать удовольствие как основополагающий педагогический принцип. Суть в том, что мы делаем все, на что способны, когда работаем с радостью, с интересом. Это называется внутренней мотивацией. Она особенно важ­на, когда речь идет о необходимости решать новые сложные задачи.

К сожалению, в работе со взрослыми удовольствию обычно отводится слишком мало места. А ведь определить, доставляет ли совместная дея­тельность радость, нетрудно. Если уровень положительных эмоций дос­таточно высок, участники группы оживленны, охотно проводят время вместе, общаются между собой, уважают друг друга и приходят на по­мощь. Кроме того, они выражают готовность разбираться с неизбежными трудностями, возникающими в группе: конфликтами, проблемами влас­ти и влияния, страхами и опасениями.

Начальная фаза

Как правило, участники приступают к работе со смешанными чувствами: надежды и опасения уравновешивают друг друга. С одной стороны, чле­ны группы надеются, что занятия будут интересными, научат их чему-то новому. С другой стороны, новый коллектив всегда вызывает у человека определенную неуверенность. Возникает множество вопросов:

• легко ли мне будет общаться?

• примут ли меня другие участники группы?

• будут ли меня ценить?

• будут ли испытывать ко мне симпатию?

• насколько мне придется поступиться собственной индивидуально­стью?

• найду ли я здесь людей, похожих на меня?

• встречу ли я в группе людей, которые будут мне интересны, потому что не похожи на меня?

■ разработаем ли мы приемлемые правила игры?

• насколько я смогу доверять другим членам группы?

• смогу ли я как-то влиять на ход занятий?

• насколько сильной будет конкуренция в группе?

• хватит ли у меня знаний, опыта, интеллектуальной гибкости и уме­ния приспосабливаться, чтобы чувствовать себя здесь уютно?

• смогу ли я проявить мои сильные стороны?

• не окажусь ли я скомпрометированным, уязвленным?

• не стану ли я аутсайдером?

• не придется ли мне совершать действия, противоречащие моим пред­ставлениям о том, что дозволено, а что нет?

• получу ли я удовольствие от занятий?

Возникают также вопросы, относящиеся и к руководителю группы:

• компетентен ли этот человек?

• справедлив ли он?

• интересно ли с ним работать?

• воспримет ли он меня должным образом?

• поддержит ли он меня, если меня начнут притеснять?

• сможет ли он сплотить группу?

Все эти сомнения отражают противоречивые чувства членов группы. Ведущему также есть над чем призадуматься. Наши потребности никогда не бывают однозначными, они всегда парадоксальны: мы одновременно хотим быть частью группы и сохранять свою свободу; хотим, чтобы нас любили и чтобы мы могли оказывать влияние; хотим доверять и в то же время контролировать; мы любопытны, но не особенно стремимся поки­дать удобную нишу привычек; надеемся, что ведущий группы будет вес­ти и защищать нас, но хотим сохранить за собой право оценивать его; полагаем, что будем играть по определенным правилам, и при этом испы­тываем потребность действовать спонтанно.

Участники понимают, что удовлетворить их многочисленные и противо­речивые ожидания нелегко. Вероятно, многие спрашивают себя: сможет ли этот руководитель объединить столь разные желания и создать насто­ящую «нашу группу»? Впрочем, сначала каждый занят прежде всего обес­печением собственной безопасности. И лишь немногие в этой ситуации могут адекватно воспринимать сложную групповую динамику. Поэтому задача ведущего заключается в том, чтобы создать в группе атмосферу, полную юмора, такую обстановку, в которой участники проявляют толе­рантность, не абсолютизируют собственное мнение, признают возмож­ность существования разных точек зрения. Юмор разряжает обстановку в группе, способствует экспериментированию и интеграции. Напряжен­ность в группе — это, как правило, ответ людей на догматизм и чрезмер­ное доминирование руководителя. Ведущий должен уметь с юмором относиться и к собственным промахам. Чем выше профессионализм ру­ководителя, тем больше он будет стремиться развивать творческий по­тенциал членов группы.

Задачи руководителя

Когда группа впервые собирается вместе, взоры людей обращаются на руководителя в надежде получить от него в этой ситуации поддержку и указания. Это желание совершенно естественно, и бессмысленно подо­зревать участников в тайной потребности быть зависимыми.

Подойдите к делу прагматично и вначале займите решительную пози­цию. (Походу работы она постепенно должна будет уступить место более мягкому стилю руководства.) Отдавайте четкие однозначные указания и сконцентрируйте Ваше внимание на том, чтобы группа быстро и легко смогла начать активную работу. При этом отдавайте себе отчет в том, что Ваше присутствие гарантирует участникам стабильность, уверенность и оптимизм.

Расскажите о своем профессиональном опыте. Ознакомьте членов груп­пы с вашей философией обучения и психологическими установками. Такая дополнительная информация зачастую является хорошим началом совме­стной работы. Вы задаете ориентиры и снимаете имеющееся напряжение. Но прежде всего необходимо пробудить в участниках любопытство: а как же выглядит в реальности групповое взаимодействие? Поэтому нельзя надолго откладывать начало практической работы.

Начальная фаза обучения включает в себя шесть основополагающих эле­ментов, влияющих на создание работоспособной и сплоченной группы:

• знакомство;

• доверие;

• общение;

• кооперация;

• готовность учиться; ■ удовольствие.

Знакомство

Важно, чтобы на этом этапе каждый член группы быстро запомнил имена всех остальных. Только в этом случае участники смогут начать непри­нужденно общаться. Кроме того, на этапе знакомства у членов группы должна появиться возможность представить себя, охарактеризовать свою личность, предпочтения, слабые и сильные стороны, жизненные обстоя­тельства и т. п. Это поможет им более легко и быстро включиться в рабо­ту, проявлять такт в общении друг с другом.

Знакомясь с членами группы, каждый участник прежде всего желает быть принятым со всеми своими личностными особенностями. Даже если мы готовы приспособиться к другим, то, как правило, все равно не хотим по­ступаться своими пристрастиями. К тому же известно, что люди не всегда могут исправить свои отрицательные черты, а часто даже и не осознают их. Индивидуальный темперамент, ценностные ориентации, интеллекту­альные способности, социальные навыки образуют неповторимое соче­тание, нечто вроде личной «сущностной матрицы». Поэтому каждый член группы надеется, что руководитель и участники примут его особенности и дадут ему почувствовать, что он «вполне хорош».

Кроме того, каждый член группы заранее пытается выяснить, в чем он схож с другими и чем отличается от них. Как правило, мы радуемся, если некоторые члены группы чем-то похожи на нас, имеют сходный жизнен­ный опыт, если перед ними стоят аналогичные задачи. Чужеродность многими поначалу воспринимается как вызов. Однако с течением време­ни мы начинаем понимать, что различия создают больше возможностей для успешного обучения. Сильно отличающиеся от нас участники могут дать нам толчок к размышлениям о себе, разбудить любопытство, а иног­да даже вдохновить нас.

Опытные психологи хорошо знают, что гораздо сложнее работать с гомо­генными группами (например, состоящими только из учителей, бухгал­теров или социальных работников). В таких группах доверие быстро перерождается в скуку или отторжение. Разнородными группами руко­водить легче, поскольку в них психологу проще связать процесс обуче­ния с чувством любопытства и естественным желанием каждого расширить свои представления о себе и других. Если члены группы смо­гут понять, что между ними достаточно сходств и различий, они будут более оптимистично оценивать свои шансы в процессе обучения и с боль­шей симпатией относиться к группе.

Доверие

Доверие — «магический ключик», открывающий возможности живого обучения. Именно доверие разрушает опасение быть осмеянным или ос­таться в изоляции, позволяет участникам открыться, показать свои ис­тинные чувства и мысли. Оно дает мужество встретить вызов, пойти на риск, попробовать применить какие-то новые приемы, зная, что другие члены группы готовы поддержать необычные реакции. Доверие помога­

ет преодолеть страх ошибок, который есть у большинства из нас, поскольку в реальной жизни необходимость добиваться успеха, выигрывать являет­ся социальной нормой. Доверие дает возможность вести себя естествен­но, а без этого шансы научиться чему-либо невелики.

В первую очередь члены группы должны поверить ее руководителю. По­этому с самого начала ведущий должен быть примером открытости, чут­кости, готовности прийти на помощь и уделять внимание всем членам группы, а не только тем, кто активно работает и с восторгом относится к нему. Важно, чтобы в группе не появились аутсайдеры, чтобы мнение меньшинства уважали, а скептиков воспринимали всерьез. Руководитель может содействовать формированию доверия, если будет активно уча­ствовать во всех первых играх, если своим примером покажет, что допу­стимо разок-другой и ошибиться. Конечно, необходимо, чтобы участники почувствовали профессионализм психолога. Этого можно добиться, де­монстрируя уверенность и надежность при выборе игр, давая грамотные комментарии происходящему и т. п. Следует подбирать игры так, чтобы они соответствовали основным потребностям участников и помогали группе обрести работоспособность.

Покажите, что для Вас важно взаимодействие с группой, что Вы заинте­ресованы в мнении участников, готовы отойти на второй план и дать чле­нам группы получить собственный опыт. Таким образом, целью Вашей работы является создание группы с высоким чувством ответственности и самостоятельности.

Общение

Общение тесно связано с доверием. Члены группы должны уметь легко общаться друг с другом, находить общий язык для достижения целей, де­литься опытом, выражать чувства, полемизировать и т. д. Общение также начинается с ведущего. Будьте коммуникабельны: помогите участникам привнести их собственные цели в групповую деятельность, ознакомьте с тем, каким образом будет идти процесс обучения и работы, чтобы у них создалось связное представление об этом, поддержите участников при оценке отдельных действий.

Коллективная работа означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Необходимо, чтобы имелась некая задача, резуль­тат которой зависит от совместных действий, и общая цель, при которой успех каждого члена группы напрямую зависит от успеха действий всей команды. На практике это означает, что происходит не только обмен иде­ями, но и распределение ресурсов и единичных обязанностей и, наконец, то, что каждый член группы разделяет ее успех.

Нельзя забывать и о способе общения. Юмор и тепло всегда более дей­ственны, чем холодный деловой стиль. Пригласите членов группы к со­трудничеству, но не давите на них. Подобная свобода делает возможной активную заинтересованность и внутреннюю готовность идти на риск. Если Вы хотите открытости в общении, то должны стать хорошим слуша­телем. Внимательно слушайте, что говорят участники, и покажите, что их вопросы, комментарии и предложения интересны. Прежде чем начать игру, поинтересуйтесь, все ли поняли правила. Будьте готовы изменить ход игры, если это приведет к повышению уровня заинтересованности участников. Практикуйте такой стиль общения, которого от Вас ждут. Члены группы многому учатся, наблюдая за руководителем и делая из этого выводы. Они приходят в смятение, если вдруг замечают разрыв между теорией и реальным поведением ведущего. Позаботьтесь о про­стоте и спонтанности. Принимайте участие в играх и позвольте себе по­лучать от этого удовольствие.

Сотрудничество

Все представленные в книге игры построены на совместных действиях и сотрудничестве. Ваша цель — создать такую обстановку, в которой каж­дый мог бы внести свой вклад в работу группы и ощутить себя ее полноправной частью. Игры дают возможность проявлять творческие спо­собности, предлагать свои варианты решения задач и проблем. Следовательно, Вы должны высоко ценить инициативу других, уметь со­относить ее с собственными задачами и действиями.

Профессиональный ведущий терпим по отношению к различным ценно­стям, установкам и проявлениям личности участников. Он оценивает вклад каждого, уважает выражение всех чувств: толерантен к проявлению аг­рессии, враждебности и гнева, как и к выражению любви, нежности и не­уверенности.

Сказанное не означает, что в такой работе не остается места соревнова­нию. Соревнование — это элемент нашей культуры. Оно дает возможность выйти за рамки привычного, найти новые способы решения проблемы.

превзойти собственные достижения. Соревнование — не то же самое, что конкуренция. Конкуренция (как гипертрофированная, деструктивная идея соревнования) предполагает наличие победителя и побежденного и ос­тавляет у проигравшего неприятный осадок. Акцентируйте внимание участников на том, что в соревновании мы по большей части сражаемся с самими собой, расстаемся со своими удобными привычками, проверяем предубеждения и принимаем вызовы. Если члены группы будут вос­принимать идею соревнования таким образом, они вряд ли станут рассматривать друг друга как конкурентов.

Работа с понятиями сотрудничества, соревнования и конкуренции пред­полагает большую эмоциональную нагрузку. Эти концепции содержат в себе опасность идеологических издержек. Я склоняюсь к тому, чтобы видеть в этом парадоксы социальных групп. У каждого есть нормальная потребность в равноправном сотрудничестве, и у каждого есть столь же понятное желание соревноваться. Соревнование начинается тогда, когда существующее положение вещей уже не устраивает участников и группа готова развиваться. Развитие означает временную неуверенность и стрем­ление сделать следующий шаг, а соревнование — самое подходящее сред­ство для выбора лучшей из многих открывающихся возможностей.

Своим примером покажите членам группы, как Вы представляете сотруд­ничество. Работая вместе с другими, мы чувствуем себя увереннее. Чем активнее и шире сотрудничество, тем больше повышается вероятность того, что другие последуют нашему примеру, будут охотнее работать и общаться с нами. В этом случае мы постоянно чувствуем собственную полезность и ценность, понимаем, что зависим только от себя. Тот, кто кооперируется с другими, обычно легче доверяет людям. Он может рас­считывать на то, что его дружелюбное отношение к окружающим найдет такой же приветливый отклик.

Попробуйте пробудить любопытство участников и примите во внимание их цели и пожелания. Не пытайтесь плыть против течения. Руководствуй­тесь интересами пришедших к Вам людей и не выбирайте нежелательное для большинства членов группы направление работы. Групповой процесс часто развивается неожиданным образом, и опытный психолог привет­ствует сюрпризы, поскольку они дают ему возможность проверить соб­ственную креативность. Постоянно демонстрируйте готовность двигаться вместе с группой. Как ведущий. Вы зависите от позитивного настроя уча­стников. Легче всего добиться готовности группы к сотрудничеству тог­да, когда у ее членов создастся впечатление, что Вы можете и руководить, и быть ведомым.

Готовность учиться

Каждый руководитель группы хочет, чтобы участники интенсивно учи­лись и продуктивно работали. Однако не следует поддаваться искуше­нию искусственно ускорять процесс изменения (провоцироватьучастни­ков, оказывать на них давление). Опытный ведущий с самого начала способен создать благоприятную учебную атмосферу, чтобы члены груп­пы могли экспериментировать и использовать новые формы поведения. Можно считать, что Вы достигли желаемого, если участники осознали, что они могут выйти за рамки собственного, годами формировавшегося по­ведения. В таком случае разумно поразмышлять над тем, как применять открывшиеся новые возможности в повседневной жизни. В Ваших силах вызвать и поддерживать у участников стремление учиться. Оставьте в сто­роне традиционную модель авторитарного управления группой. Обрати­те внимание на следующие аспекты:

• руководитель группы не решает все проблемы, не дает ответа на все вопросы, в первую очередь сами участники учатся друг у друга;

• выбранные игры всегда содержат известную долю сюрпризов, и это доставляет особое удовольствие.

В традиционных моделях обучения руководитель группы рассматрива­ется как источник истинного знания. Он дает, а участники принимают. Попробуйте использовать другой стиль руководства, который позволит группе реализовать ее потенциал, и помогайте только тогда, когда это уместно. Позаботьтесь о том, чтобы члены группы вновь и вновь сталки­вались с ситуацией, в которой требуется идти на риск и использовать соб­ственные творческие возможности. Попытайтесь найти общий ритм с группой. Тогда работа и игра доставят всем огромное удовольствие.

Удовольствие

Перед руководителем группы стоят серьезные задачи: он помогает чле­нам группы учиться сотрудничать друг с другом, находить новые возмож­ности, вырабатывать навыки и т. д. Вы можете усовершенствовать свой стиль работы, если приложите усилия к тому, чтобы занятия группы дос­тавляли бы еще и удовольствие. Для решения этой задачи материала, пред­ставленного в книге, вполне достаточно.

Существует определенный культурно-обусловленный стереотип: удо­вольствие и игра хороши для обучения детей, а не взрослых. Для некоторых людей удовольствие — это синоним досуга, но никак не эле­мент процесса обучения. Они считают, что свободное время должно быть наполнено удовольствием и разрядкой от напряжения в противополож­ность переживаниям, которые сопровождают нас на работе. Лишь в свободное время можно играть, экспериментировать, выражать свою ин­дивидуальность, доставляя удовольствие и себе, и окружающим. Будьте готовы к тому, что Вам вновь и вновь придется иметь дело с участниками, которые думают именно так и которые поначалу не позволяют себе учить­ся играючи.

Чтобы пробудить желание играть. Вы можете задать линию поведения, которую я бы назвал «соблазняющей компетентностью». Что подразуме­вается под этим понятием? Будьте радостны, уверены в себе, чтобы чле­ны группы захотели принять активное участие в игре. Одновременно докажите свою компетентность, действуя естественно, управляйте груп­пой легко и непринужденно. Время от времени активизируйте группу определенной порцией «разумной эксцентрики», предлагая игру, кото­рая может показаться участникам экстравагантной, упражнение, которое не преследует никаких серьезных целей, а просто доставляет удоволь­ствие.

Мудрый руководитель постоянно заботится об «окнах», паузах в учебном процессе. Игра— это хорошая возможность для восстановления сил и улучшения настроения.

Клаус В. Фопель

Добрый день, шалом, салют! - student2.ru

Магия нашего имени



Рукопожатие или поклон

Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах - 10 минут -

1. Расскажите группе о жестах приветствия, принятых у разных наро­дов. Заранее предупредите участников о тон, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу. Вот несколько вариантов приветствия:

• объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

• легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

• рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

• легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

• легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

• поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

• простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

• мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками паль­цев (Малайзия);

• потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

2. Предложите группе образовать круг. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно при­ветствует всех членов группы.

3. Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым же­стом. При этом он представляется, называя свое имя.

4. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и т. д.

Замечания

Эта игра подходит для знакомства участников в поликультурных груп­пах. В ходе ее поддерживается атмосфера толерантности, уважитель­ное отношение друг к другу. Кроме того, участникам наверняка будет интересно по-разному знакомиться с людьми. В конце упражнения можно провести краткий обмен впечатлениями.

Поздоровайся локтями

Участники здороваются, соприкоснувшись локтями - 10 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.

1. Попросите участников встать в круг.

2. Предложите всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следую­щее:

• каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы лок­ти были направлены в разные стороны;

• каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку — на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

• каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

3. Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно боль­шим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

4. Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и чет­вертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.

Замечания |

Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и спо­собствует установлению контакта между участниками.

Добрый день, шалом, салют!

Наши рекомендации