Индивидуальное психологическое сопровождение женщин -жертв насилия

В процессе индивидуального консультирования следует определить степень глубины разрушительного влияния насилия на личность по­терпевшей. По уровню сложности внутренней переработки фактов жестокого обращения выделяется четыре уровня: стресс, фрустрация, конфликт и кризис [9].

Психологический стресс характеризуется невозможностью продол­жать далее столь же стабильную жизнь. Женщина нуждается в сред­ствах совладания с пережитым, которые основываются на эмоциональ­ном отреагировании и взвешенной оценке собственной безопасности. При фрустрации переживается невозможность достичь цели вследствие непреодолимого препятствия. Причем степень непреодолимости мо­жет быть субъективно преувеличена. Фрустрированный человек нуж­дается в поиске новых путей достижения цели. Женщине, фрустриро-ванной жестокостью мужа, требуется, прежде всего, понять свои цели, определиться в том, желает ли она сохранить семью и на каких услови­ях, какой ценой.

В отличие от стресса и фрустрации, внутренний конфликт по опре­делению предполагает глубокую борьбу противоречивых побуждений, установок. Конфликт связан с внутренним противоречием ценностей, долга и желания. Например, конфликт чувства долга перед главой се­мьи, детьми и желанием личного счастья. Чем более осознан конфликт, тем выше вероятность его позитивного разрешения. Кризисная реак­ция является наиболее глобальной. Она затрагивает самые основы субъективной картины мира и себя в нем.

Кризис — это состояние невозможности разрешить значимую про­блемную ситуацию, сопровождающееся сильными отрицательными переживаниями. Кризис диагностируется в случае, если такое крити­ческое состояние сохраняется в течение не менее двух недель. В более коротких проявлениях речь идет о фрустрации, стрессе или внутреннем конфликте. В кризисной ситуации невозможно использовать привыч­ные способы адаптации, т. к. подобная ситуация незнакома и требует творческого подхода. Как правило, кризис возникает в ответ на экст­ремальное событие, а может быть спровоцирован незначительным

Индивидуальное психологическое сопровождение женщин — жертв насилия

фактом по принципу «последней капли». Достаточно часто кризис яв­ляется результатом длительных неблагоприятных отношений в семье, или острого конфликта, или объединения нескольких неблагоприят­ных событий одновременно.

Эмоциональное поведение женщины, пострадавшей от внутрисе­мейного насилия, чаще всего включает горе, страдание, тревогу, враж­дебность и стыд. Душевная боль как реакция на насилие является про­цессом, а не мгновенным событием. 3. Фрейд назвал этот процесс адаптации к несчастью «работой скорби». Страдание становится пато­логическим, когда «работа скорби» не завершена или неудачна.

В случае так называемого «ненормативного страдания» женщине требуется не только психологическая поддержка, но и коррекция эмо­ционального состояния. Для этой ситуации характерно блокирование проживания и выражения эмоций; отказ от деятельности; растягива­ние процесса горевания (застревание на одном из этапов эмоциональ­ного реагирования); чрезмерно острое чувство вины за происшедшее с потребностью наказать себя.

Депрессия клиентки хотя и является распространенной реакцией на дисфункциональные отношения в семье, требует особого внимания консультанта. Даже слабая депрессия может перерасти в выраженные суицидальные намерения. Женщины, пострадавшие от насилия, часто предварительно сообщают окружающим о желании самоубийства. Ре­комендуется не уклоняться от обсуждения этой темы и связанных с ней чувств. При этом важно оценить реальность осуществления намерения по трем составляющим замысла: сделан ли выбор средства, адекватно ли это средство поставленной цели и доступно ли оно. Чем более де­тально клиент продумал способ покончить с жизнью, чем доступнее для него соответствующие средства, тем выше риск суицида.

Узнав об этом намерении клиентки, не следует настойчиво пытаться ее отвлечь, доказывать неправоту или морализировать («От этого ниче­го не изменится», «Знаете ли вы, что религия считает самоубийство ве­личайшим грехом?»). Это лишь увеличивает дистанцию и снижает глу­бину контакта с клиентом. Рекомендуется использовать технику косвенного постепенного расспроса,внимательно слушая и не вынося оценок. Сле­дует также принять меры предосторожности: обсудить вопрос о госпи­тализации, проинформировать близких. Пострадавшая женщина дол­жна иметь возможность позвонить специалисту в любое время, чтобы тот мог контролировать ее эмоциональное состояние. Необходимо сде­лать максимум возможного в пользу сохранения жизни. Клиент может





Раздел 3. Психологическое сопровождение женщин, переживших насилие в семье

утаивать свои намерения. Тем не менее, специалист, полагаясь на инту­ицию, обычно в состоянии определить подобную мотивацию. Для са­мого консультанта самоубийство или попытка самоубийства клиента является тяжелой травмой. Не следует пренебрегать консультациями с коллегами относительно подобных случаев. Рекомендуется документи­ровать профессиональные действия в письменной форме, чтобы в слу­чае несчастья доказать себе и другим, что действовал компетентно.

При депрессии используются такие коммуникативные техники,как поддержка и понимание клиента,которые уменьшают его отчаяние. Подбадривание скорее вредит рабочему контакту. Специалист более активен, чем в других случаях, вследствие пассивности клиента. На­значаются частые встречи 2—3 раза в неделю с постепенным уменьше­нием. Одна из основных задач при сопровождении депрессивного кли­ента — это пробуждение его активности. А. Адлер предлагал использовать оказание помощи другим людям как метод коррекции депрессии и спе­цифического эгоцентризма личности в угнетенном состоянии. Харак­терное для депрессии искаженное негативное понимание прошлого («Все плохо») может корректироваться с помощью проверки реалис­тичности такой позиции методами когнитивно-ориентированного под­хода. Хороший контакт со специалистом связывает потерявшего на­дежду с жизнью крепче всего.

Особого внимания заслуживает ситуация общения с враждебно на­строенной клиенткой. Такие варианты поведения, как ответная раздра­жительность или игнорирование враждебности и подчеркнутая друже­ственность и любезность консультанта, представляются неуместными и поверхностными. Рациональное объяснение и убеждение клиента в том, что нет оснований для озлобленности, также не дадут желаемой глубины контакта и доверия. Рекомендуется применять открытое вы­яснение причин недоброжелательности и сомнения с последующей коррекцией.

Выяснить причины враждебности, не усугубляя ее («Что-то про­изошло? Это звучит так, как будто вы рассержены. Вы кажетесь чем-то недовольной. Вы разочарованы? Я что-то сделала не так?»). Психолог, по отношению к которому клиент не может свободно выразить свое недовольство, — «малоквалифицированный» специалист. Враждебность может возникнуть и при хорошей работе психолога.

Специалисту следует сохранять нейтральность и осознавать свои чувства, выражая только то отношение, которое поможет клиентке быть открытой и ощущать себя в безопасности. Действия консультанта зави-

Индивидуальное психологическое сопровождение женщин — жертв насилия

сят от степени и формы враждебности, проявляемой клиентом. Чаще всего агрессия носит косвенный характер, например, в форме осужде­ния коллег психолога, с которыми клиент встречался раньше. Наилуч­шим выходом является предоставление клиенту возможности поделить­ся своими переживаниями, не давая оценки другим специалистам. Консультант может обсудить с клиенткой, как уберечься от негативных явлений, с которыми она встречалась ранее. В конце беседы стоит по­благодарить клиентку за открытость и содействие позитивным измене­ниям в консультативных отношениях.

Сложнее всего ситуация, когда враждебность является скрытой, и клиентка не признает своего недовольства, явно выражаемого невер­бально. Часто это характерно для алекситимических личностей, бес­сознательно цензурирующих свою враждебность. В таком случае не рекомендуется противоречить клиентке или настаивать на своем виде­нии. Следует продолжить беседу в спокойном и доброжелательном тоне, попутно стараясь косвенно выяснить причины недовольства и устра­нить их. Следует помнить, что эмпатия, умеренное возбуждение и юмор являются факторами, снижающими враждебность вне зависимости от ее источника.

Раздражительность, агрессивность, враждебность часто являются реак­циями на тревогу. В таком случае важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность, тогда уменьшается ее дезорганизующая сила, и приходит успокоение. Консультирование помогает человеку обрести мужество и силу, чтобы взглянуть в лицо своим страхам. При поддержке и понимании консультанта неизбежное переживание ужаса может привести к позитивному эффекту.

В зависимости от конкретной цели выделяются три вида консультиро­вания: информирующее и ориентирующее, личностно-поддерживающее и личностно-изменяющее. Информационное и ориентирующее консуль­тирование направлено на предоставление необходимой психологической информации по запросу клиентки, а также оказание помощи в выборе путей и средств преодоления семейного насилия. Цель личностно-под-держивающего консультирования — помощь в стабилизации личности и укреплении ее защит. Личностно-изменяющее консультирование являет­ся самым сложным и направлено к гармонизации личности через прора­ботку и осознание внутренних конфликтов.

Психологический контракт является результатом совместной с кли­ентом постановки цели и задач консультирования, а также действий, не­обходимых для разрешения семейных и внутриличностных проблем кли-





Раздел 3. Психологическое сопровождение женщин, переживших насилие в семье

ента. Центральный вопрос договора — вопрос принятия клиентом ответ­ственности за изменение семейной ситуации. Нередко люди ждут быст­рого позитивного вмешательства со стороны профессионала и бывают разочарованы ограничениями консультирования. Однако хороший кон­такт и доверие к специалисту помогут укрепить намерение активно и последовательно решать проблему. Кроме психологического аспекта кон­тракт включает такие организационные вопросы, как продолжительность и периодичность встреч, а также права и обязанности сторон.

Основные требования к психологическому контракту включают вза­имное согласие по всем пунктам, легальность (отсутствие нарушения закона и соответствующих предписаний). Предметом контракта явля­ются психологические изменения. Например, изменение отношения к себе или другому человеку, избавление от внутренней боли, поиск и определение смысла жизни. Контракт может быть перезаключен по достижении цели или изменениях задачи. При длительной работе воз­никает необходимость заключать промежуточные контракты. Контракт может быть заключен как в устной, так и в письменной форме. Заклю­чение контракта само по себе является методикой развития уверенно­сти в себе на основе реалистичности и развития личной ответственно­сти. В последние годы процедура психологического договора все чаще используется как отдельный значительный этап работы.

После заключения психологического контракта в консультирова­нии следует этап работы с проблемой. По достижении поставленных задач осуществляется переход к заключительному этапу. При заверше­нии консультирования подводятся итоги, проговариваются достиже­ния клиента, обсуждаются цели, которые клиент ставит в дальнейшем.

Наши рекомендации