РАЗДЕЛ 4. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).
Примеры решения задач (практических ситуаций) по теме 4 «Психология профессий. Метод профессиографии, составление профессиограмм и психограмм».
Пример аналитической профессиограммы «начальника отдела кадров»
(см. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. – М.: МГУ, 1992, с. 55)
Операционно--технологическая структура труда | Психологическая структура деятельности субъекта труда | ||||
Професс. функции | Профессиональные задачи | Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач | Цели действий | Психологическая характеристика действий | Психологические процессы и ПВК, обеспечивающие их протекание |
Прием на работу | Изучить документы поступающего на работу | Нормативы: юридические, медицинские, квалификационные | Оценить | Когнитивные (составляющие) | Мышление репродуктивное, словесно-логическое (невербальное); восприятие зрительное; память долговременная и оперативная; внимание устойчивое |
Выяснить причины поступления и пожелания поступающего на работу | Интересы, личные профессиональные планы, общая и специальная подготовка, информированность о профессиях или месте работы, семейное и социальное положение | Познать | Коммуникатив-ные (побуждающие к действию) Когнитивные (общение) | Общение: речь, мышление словесно-логическое, восприятие социальное, внимание устойчивое, избирательная эмпатия. Мышление продуктивное, словесно-логическое (невербальное); память оперативная, образная | |
Выделить конкретный трудовой пост для поступающего на работу | Нормативы: социально-экономические, социально-правовые, социально-психологические, микроклиматические условия труда; планы комплектования предприятия кадрами; данные поступающего: его возраст, пол, здоровье, профессиональная подготовка. | Спрогнозировать | Когнитивные (обобщение) | Мышление продуктивное, словесно-логическое, образное (невербальное); внимание избирательное; память долговременная, образная, оперативная; эмоционально-волевая устойчивость | |
Познакомить поступающего с функциями, правилами, правами и перспективами профессии | Должностные инструкции, условия оплаты труда, перспективные планы развития данного производства и данной профессии (специальности) | Информировать | Коммуникативные (побуждение к действию) | Общение: речь; восприятие социальное; внимание устойчивое, избирательное внимание устойчивое, избирательное; мышление продуктивное, словесно-логическое, наглядно-действенное, эмпатия. |
Пример аналитической профессиограммы «разработчика РЭА»
(см. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. – М.: МГУ, 1992, с. 57)
Операционно-технологическая структура труда | Психологическая структура деятельности субъекта труда | ||||
Профессфункции | Профессиональные задачи | Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач | Цели действий | Психологическая характеристика действий | Психологические npoцессы и ПВК, обеспечивающие их протекание |
Анализ данных ТЗ | Анализ назначения РЭА, сопоставление характеристик входных и выходных сигналов | Функции, выполняемые РЭА, количественные соотношения между параметрами входных и выходных сигналов: амплитудой, длительностью, периодом повторения; способы преобразования входных сигналов в выходные | Сопоставить Оценить | Перцептивные Когнитивные Мнемические Волевые | Мышление репродуктивное, наглядно-образное, дискурсивное; восприятие зрительное; внимание устойчивое, память долговременная, эмоциональная устойчивость. |
Поиск вариантов решения | Выбор микросхем и их комбинаций, сопоставление с требованиями ТЗ, изучение технической литературы, аналогов, просмотр вариантов решения | Соответствие функций, выполняемых подобранными микросхемами, требованиям ТЗ. Входные и выходные сигналы разрабатываемой схемы РЭА удовлетворяют требованиям ТЗ на эту РЭА. | Сопоставить Оценить Создать | Когнитивные Перцептивные Мнемические Волевые | Мышление продуктивное, наглядно-образное, наглядно-действенное, дискурсивное и невербальное; восприятие зрительное; внимание устойчивое; память долговременная и оперативная; эмоциональная устойчивость. |
Построе- ние функц. схемы | Выбор серии микросхем, графическое изображение функциональной схемы, контроль | Функциональная схема, условия ТЗ, соответствие требований | Исполнить Оценить | Когнитивные Волевые Мнемические Сенсомиторн. Перце птнвн. | Мышление продуктивное и репродуктивное, наглядно-действенное, наглядно-образное; восприятие зрительное; внимание устойчивое; память оперативная и долговременная; пространственно-двигательная ориентация; эмоциональная устойчивость. |
Тексты задач (практических ситуаций) для самостоятельного решения при подготовке к итоговой аттестации:
1. Составить аналитическую профессиограмму для любой профессии (по своему усмотрению), используя схему: профессиональная задача — психологическая характеристика выполнения данной задачи — требуемые профессионально важные качества (ПВК). Самостоятельно подобрать для исследования каждого качества соответствующие психодиагностические методики.
2.Исходя из общих требований к организации рабочего места оператора, попробуйте обрисовать «идеальное рабочее место» для психолога-консультанта, использующего в психодиагностике клиентов компьютерную технику.