СТРУКТУРА специальных способностей.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

1) Способность к быстрому и широкому обобщению

2) Способность к свертыванию процесса математического рассуждения

3) Гибкость мыслительных процессов в математической деятельности.

4) Стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений.

5) Способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход мысли

6) Гибкость мыслительного процесса

В.А.Крутецкий (1816-1991)

1. Получение математической информации.
(Способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи)
2. Переработка математической информации (экономичность, рациональность и логичность мышления, быстрое обобщение

3. Хранение математической информации

4. Математ. Направленность ума.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СПОСОБНОСТИ

1.Интерес к психологии людей.

2.Чувство языка

3.Богатое воображение.

4.Высокийуровень развития эстетических чувств.

5.Наличие ярких образов в памяти.

6.Стремление к самовыражению.

АКТЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ

В.Л.Дранков в1973 г. Защитил диссертацию «О природе художественного таланта».

Это совокупность писательских способностей (наблюдательность, сопереживание, художественное обобщение) и специальных способностей (создание формы и моделирование образа действия.

«Диагностика актерских способностей» Рождественская Н.В.

1.Способность к перевоплощению: память лиц, экспрессия, наблюдательность, экспрессивная восприимчивость, метафорические представления.

2.Выразительные способности: эмоциональная возбудимость на образ воображения, эмоциональная память, психомоторная выразительность.

3. Психомышечная координация, эмпатия, сценическое обаяние, манкость, заразительность и убедительность, энергия воздействия.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Танцевальные способности - это комплекс индивидуальных способностей, психических свойств ребёнка, влияющих на успешность деятельности в танце.

Задатки: осанка, гибкость спины, апломб, балетный шаг, пропорциональность скелета, нервная , мышечная, музыкаьно-ритмическая и зрительно-моторная координация, баллон

Набор задатков определяет темп развития танцевальных способностей.

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. (Гилфорд, Тэйлор, Пономарев) «Нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью»

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Е.М. Борисова- 3 блока профессионально важных качеств руководителя:

-интеллектуальный (компетентность, аналитичность мышления),

-личностный (лидерство, устойчивость к фрустрациям, активность, деловая направленность)

-динамический (сила и лабильность нервных процессов, умение работать с людьми).

ДУХОВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Ожиганова Г.В. Субъектный подход в психологии духовных способностей»

Эммонс Р. Психология высших устремлений.

Духовность включает поиск смысла, трансценденции (выход за пределы границ).

Основу духовных способностей составляет морально-целостный аспект.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СПОСОбНОСТЕЙ

Способности развиваются при наличии трех обязательных условий:

1. Напрвляющих активность личности в определенную сферу деятельности

2. Наличие задатков

3. Наличие ЗУНов, позволяющее овладеть сферой деятельности.

Е.П. Ильин «Психология спорта»

В.Н.Дружинин «Психология общих способностей», Спб

Наши рекомендации