СТРУКТУРА специальных способностей.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
1) Способность к быстрому и широкому обобщению
2) Способность к свертыванию процесса математического рассуждения
3) Гибкость мыслительных процессов в математической деятельности.
4) Стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений.
5) Способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход мысли
6) Гибкость мыслительного процесса
В.А.Крутецкий (1816-1991)
1. Получение математической информации.
(Способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи)
2. Переработка математической информации (экономичность, рациональность и логичность мышления, быстрое обобщение
3. Хранение математической информации
4. Математ. Направленность ума.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СПОСОБНОСТИ
1.Интерес к психологии людей.
2.Чувство языка
3.Богатое воображение.
4.Высокийуровень развития эстетических чувств.
5.Наличие ярких образов в памяти.
6.Стремление к самовыражению.
АКТЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ
В.Л.Дранков в1973 г. Защитил диссертацию «О природе художественного таланта».
Это совокупность писательских способностей (наблюдательность, сопереживание, художественное обобщение) и специальных способностей (создание формы и моделирование образа действия.
«Диагностика актерских способностей» Рождественская Н.В.
1.Способность к перевоплощению: память лиц, экспрессия, наблюдательность, экспрессивная восприимчивость, метафорические представления.
2.Выразительные способности: эмоциональная возбудимость на образ воображения, эмоциональная память, психомоторная выразительность.
3. Психомышечная координация, эмпатия, сценическое обаяние, манкость, заразительность и убедительность, энергия воздействия.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Танцевальные способности - это комплекс индивидуальных способностей, психических свойств ребёнка, влияющих на успешность деятельности в танце.
Задатки: осанка, гибкость спины, апломб, балетный шаг, пропорциональность скелета, нервная , мышечная, музыкаьно-ритмическая и зрительно-моторная координация, баллон
Набор задатков определяет темп развития танцевальных способностей.
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.
1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. (Гилфорд, Тэйлор, Пономарев) «Нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью»
3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Е.М. Борисова- 3 блока профессионально важных качеств руководителя:
-интеллектуальный (компетентность, аналитичность мышления),
-личностный (лидерство, устойчивость к фрустрациям, активность, деловая направленность)
-динамический (сила и лабильность нервных процессов, умение работать с людьми).
ДУХОВНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Ожиганова Г.В. Субъектный подход в психологии духовных способностей»
Эммонс Р. Психология высших устремлений.
Духовность включает поиск смысла, трансценденции (выход за пределы границ).
Основу духовных способностей составляет морально-целостный аспект.
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СПОСОбНОСТЕЙ
Способности развиваются при наличии трех обязательных условий:
1. Напрвляющих активность личности в определенную сферу деятельности
2. Наличие задатков
3. Наличие ЗУНов, позволяющее овладеть сферой деятельности.
Е.П. Ильин «Психология спорта»
В.Н.Дружинин «Психология общих способностей», Спб