Речи при поражениях передних отделов речевых зон 4 страница
Я позволю себе коротко остановиться на вопросе об основных признаках эфферентной афазии на разных уровнях структуры языка Разумеется, в каждом конкретном случае должны присутствовать отнюдь не все из отмеченных симптомов и затрагиваются отнюдь не все лингвистические уровни В одних случаях нарушение носит преимущественно или исключительно фонологический характер, в других — речевые потери относятся главным образом или только к синтаксическому уровню При эфферентной афазии владение словами сохраняется, в особенности владение теми словами, которые не зависят от контекста, — в основном вещественными существительными, и в частности конкретными существительными, выполняющими главную функцию в речи С другой стороны, построение предложения связано у таких пациентов со значительными трудностями прежде всего, наблюдается утрата чисто грамматических слов, а именно слов соединителей (союзов и предлогов), а также утрата таких строго грамматических слов, как местоимения Чем более независимый статус имеет слово и чем ближе оно к классу обычных исходных слов, тем оно более жизнеспособно Так, имена сохраняются лучше, чем глаголы, а существительные — лучше, чем прилагательные Из всех падежей сохраняется лишь именительный, а глагочы употребляются в форме, наиболее близкой к имени Скажем, если в системе глагольных форм данного языка имеется инфинитив, то эта форма обнаруживает ботее высокую сохраняемость при эфферентной афазии чем личные глагольные формы Традиционное название «телеграфный стиль» очень хорошо характеризует речь таких афатиков Они склонны сводить свои высказывания к одному слову На фонологическом уровне владение фонемами сохраняется Трудности вызывают не сами фонемы, а их сочетания, переход от одной фонемы к другой и разнообразие фонем в составе многосложного слова Чем более независим статус фонемы или различительного признака относительно контекста тем выше вероятность сохранения данной единицы Среди различительных признаков сегментные признаки более стоики, чем просодические, поскольку только последние затрагивают отношения между фонемами в составе фонемной цепочки
Эфферентная афазия, таким образом, является типичным нарушением отношения по смежности и явные свидетельства нарушения по смежности наблюдаются на всех уровнях языка Корень как лексическая и наименее зависимая часть слова сохраняется лучше, чем грамматические суффиксы Интересно, что однокоренные слова с различными суффиксами ассоциируются друг с другом по семантической смежности, тогда как разнокоренные слова с обшим суффиксом обнаруживают семантическое сходство Среди синтаксических отношении управление легче подвержено утрате, чем согласование, поскольку последнее связывает модификатор с главным словом не только по смежности, но и по сходству, тогда как управление ограничивается связью только по смежности Существо эфферентного типа афазии с ее аграмматизчом наилучшим образом было выявлено еще в прошлом столетии горячим сторонником научного подхода к изучению афазии Хьюлингзом Джексоном Он был первым, кто понял, что основная речевая неполноценность состоит в утрате способности строить правильные высказывания
Так называемая сенсорная афазия, глубоко проанализированная Э С Беин (1957), представляет собой противоположный языковой синдром В данном стучае синтаксические целостности — предложения — сохраняются Наиболее жизнеспособными являются те элементы, которые служат в качестве опорных для построения предложения, то есть так называемые «малые» (строевые) слова типа служебных, местоименных и т л Наречия и прилагательные сохраняются дольше, чем глаголы и сущсствитечьные, сказуемое более устойчиво, чем подлежащее Наибольшие трудности связаны с начальным существительным в предложении, особенно если пациент говорит на языке типа английского или французского, где подлежащее, как правило, занимает начальную позицию в предложении Подобная трудность становится особенно серьезной в том случае, когда в качестве подлежащего выступает непроизводное существительное, то есть чистый корень с минимальной контекстной зависимостью Любопытно, что отглагольные и отадъективные существительные уязвимы в гораздо меньшей степени
Если требуемое слово не зависит от контекста, то для пациента, страдающего тяжелым расстройством селекции {то есть сходства), операция выбора этого слова становится непосильной задачей Он неспособен построить предложение, выражающее тождество двух объектов, или назвать предъявляемый объект, часто он неспособен повторить то или иное слово в ответ на его произнесение другим человеком, хотя то же самое слово он легко может произнести в составе высказывания Некоторые пациенты отклоняют просьбу повторить отрицание «нет», отвечая непреднамеренно капризным высказыванием «Нет, я не могу»
Столкнувшись с этими двумя типами афазии, мы можем спросить себя, почему первый тип — утрата способности объединения, создания контекста — затрагивает в основном процесс кодирования и почему, с другой стороны, неспособность разложения общего контекста на компоненты, разделения компонентов и оперирования теми компонентами, которые обладают определенной независимостью от контекста, сказывается прежде всего на процессе декодирования Прежде чем ответить на эти вопросы, представляется уместным обсудить дефекты сенсорного типа афазии на фонологическом уровне
В данном случае мы снова наблюдаем сохранение сочетаний, однако в пределах этих сочетании некоторые фонемы упрощаются, особенно те фонемы, которые не могут быть предсказаны на основе их окружения Некоторые фонологические противопоставления утрачиваются Для лингвистов это представляется совершенно ясным, и в соответствии с лингвистическим опытом Лурия (1959, 1962) неоднократно отмечает, что в случае сенсорной афазии утрачивается отнюдь не физический, но фонологический слух Среди психологов, впрочем, вес еще есть скептики, которые в подобных ссылках на нарушения фонологического восприятия усматривают лишь рискованные гипотезы Однако без подобной гипотезы нельзя было бы объяснить, почему в таких языках, как чешский или венгерский, в которых противопоставление долгих и кратких гласных играет важную роль как в ударных, так и в безударных позициях, сенсорный афатик может утрачивать способность различения долгих и кратких гласных как при восприятии речи, так и в своей собственной речи Здесь дело не в неспособности слышать или произносить гласные большей или меньшей длительности — утрачивается именно различительная смысловая значимость противопоставления по признаку долготы/краткости в фонологическом коде языка
Фонологические дефекты сенсорных афатиков отражают иерархическую структуру фонологического уровня Недавно появилась весьма важная работа (Domszewsky, Wlezyk, 1963) польского лингвиста До-рошевского, замечательного полевого исследователя, который самым тщательным образом исследовал и описал типичный случай сенсорной афазии В этом отчете о ходе заболевания можно найти проницательные замечания о нарушении различения звонких и глухих согласных в польском языке Эти данные выглядят особенно впечатляющими потому, что исследователь не имел предвзятого мнения и даже игнорировал сам принцип, который обосновывает и объясняет иерархический статус этих речевых дефектов В оппозиции звонких и глухих согласных звонкие согласные составляют так называемую «маркированную» категорию В речи данного пациента многие звонкие согласные утрачивали признак звонкости, однако случаев замены глухих (немаркированных) фонем звонкими (маркированными) зарегистрировано не было Кроме оппозиции звонкость (+)/глухость (—), в польской консонантной системе выделяется ряд других бинарных оппозиции компактность (+)/диффузность (—), высокая тональность (+)/низкая тональность (—), резкость (+)/нерезкость (—) Существенно то, что при сенсорной афазии наблюдается тенденция к сокращению числа маркированных признаков в фонеме Так. в речи польского афатика в 91 % случаев компактные (+) согласные утрачивали признак звонкости и только в 35% случаев утрачивали этот признак диффузные (—) согласные Из диффузных (—) согласных 57% высоких (+) и только 6% низких (—) становились глухими Из диффузных высоких (— +) согласных 100% резких (+) фонем и только 50% нерезких (—) меняли признак звонкости на признак 1лухости
Теперь вернемся к вопросу о том, почему нарушения комбинации, препятствующие построению сложных единиц и вообще всякому акту объединения, затрагивают прежде всего кодирующую способность пациента, тогда как нарушения селекции поражают преимущественно декодирующую способность Оба указанных соотношения, которые на первый взгляд кажутся весьма произвольными и случайными, на самом деле глубоко обоснованы Никаких других объяснении и не требуется для такого психолога, как доктор Осгуд, обнаруживший кардинальную разницу между интегративнои и репрезентативной способностями человека (С Е Osgood, 1957)
В процессе кодирования нарушения затрагивают скорее общий контекст, чем его компоненты, а в процессе декодирования обнаруживается противоположная картина Почему же при кодировании компоненты высказывания сохраняются> Дело здесь в том, что говорящий осуществадет выбор элементов до их сочетания в единое целое Второй этап построения высказывания, то есть построение целого подвержен нарушению в большей степени, а компоненты в гораздо большей степени жизнеспособны Поэтому процесс кодирования и оказывается наиболее часто уязвим в случаях нарушения комбинации Осуществляя декодирующие операции, мы прежде всего должны уловить целое, в этом состоит глубокое различие между статусом слушающего и статусом говорящего в речевом общении Декодирующий партнер речевого акта гораздо чаще обращается к вероятностным решениям, чем кодирующий партнер Так, для говорящего не существует проблемы омонимии, когда он произносит слово bank, он отлично знает, имеется в виду берег реки или финансовое учреждение, тогда как слушающий, пока у него нет опоры на контекст, борется с омонимией и вынужден прибегать к вероятностным испытаниям своих решении Идентификация компонентов — второй этап, на котором слушающий как бы отождествляет себя с говорящим, ставя себя на его место последовательный синтез переходит в симультанный синтез, и речевые последовательности дробятся на куски (chunks), как сказал бы Джордж Миллер. Представляется естественным, что консеквент [цель кодирующего = последующие единицы высказывания] менее устойчив, чем антецедент [предшествующие единицы высказывания], и поэтому процесс декодирования особенно уязвим в случае нарушений селекции.
Когда исследователи при обсуждении расстройств кодирования и декодирования предпочитают характеризовать их как «преимущественно расстройство кодирования» или «преимущественно расстройство декодирования», они очевидным образом правы, поскольку нет чистых случаев расстройств кодирования или декодирования, а есть лишь иерархические различия между ними. Декодирование в гораздо меньшей степени зависит от кодирования, чем наоборот. Более или менее устойчивые процессы декодирования вполне совместимы с тяжелыми случаями нарушения кодирования. Показательный случай недавно был отмечен Леннебсргом (1962): восьмилетний мальчик, полностью лишенный способности говорить, отлично понимал речь взрослых. С другой стороны, трудно вообразить себе случай сохранения в полном объеме способности кодирования при атрофии способности декодирования. Каждый из нас знает больше языков пассивно, чем активно, а запас слов, которые человек понимает, превосходит число реально используемых им слов. Сфера нашей декодирующей деятельности шире нашей кодирующей способности.
В данной связи представляются чрезвычайно важными данные о нарушениях внутренней речи в каждом тяжелом случае эфферентной афазии. Внутренней речи, составляющей кардинальную проблему как для лингвистов, так и для психологов, тем не менее уделялось недостаточно внимания до тех пор, пока эта тема не была вознаграждена достижениями современных исследований в СССР. Мне бы хотелось особо упомянуть исследования Выготского (1962), Лурия (1962), Жин-кина, Соколова (1959) и других авторов, названных в последней работе. В свете данных этих стимулирующих исследований изъяны внутренней речи, вызванные эфферентной афазией, становятся вполне понятными. Достаточно лишь сопоставить аграмматизм как основной признак эфферентного синдрома с предикативной природой внутренней речи и, сверх того, вспомнить, что внутренняя речь составляет обычный контекст нашей внешней, произносимой речи и что именно разрушение структуры контекста характеризует этот тип афазии.
Равным образом представляется совершенно естественным то, что сенсорный тип афазии влечет за собой нарушение способности к метаязыковым операциям. Важнейшая способность человека преобразовывать одни языковые знаки в другие (синонимичные, или более развернутые, или, наоборот, более сжатые) лежит в основе развития и использования языка, но данная метаязыковая функция ослабляется в случае сенсорной афазии, препятствующей любым внутриязыковым или межъязыковым преобразованиям и любой операции по идентификации языковых знаков.
Рассмотрев выше эфферентный тип афазии, характеризующий расстройства комбинации, и разнообразные случаи сенсорной афазии, связанной с расстройством селекции, мы можем обратиться и к другим типам афазии. Тип динамической афазии наиболее четко был выделен в работах Лурия (1947, 1962). Как и случай эфферентной афазии, этот тип афазии относится к области расстройств комбинации, однако не затрагивает ни фонологического, ни грамматиеского уровня. Пока пациент оперирует такими полностью кодифицированными в языке (как грамматически, так и лексически) единицами, как слова, или такими частично (только грамматически) кодифицированными единицами, как предложения, у него не возникает никаких трудностей. Трудности начинаются тогда, когда речь пациента выходит за пределы предложения и высказывание состоит более чем из одного предложения. Объединение ряда предложений, не регулируемое какими-либо строгими правилами (иерархическими, субординативными правилами), составляет особо сложную задачу для пациентов с дефектами комбинации, и они не справляются с ней, особенно с построением монолога, то есть цельного сложного высказывания, конструирование которого возлагается на свободную волю говорящего.
Другим дефектом таких афатиков является притупление способности перехода от одной системы знаков к другой, например способности адекватной жестовой реакции на словесный приказ. В соответствии с указанием Лурия в подобных случаях нарушается регулирующая функция речи (А.Р.Лурия, 1962 и др.); фактически здесь мы имеем дело с неспособностью попеременного использования двух различных семиотических кодов в пределах одного дискурса. По сравнению с эфферентным типом динамическая разновидность афазии представляет собой просто ослабленную форму нарушения комбинации; в случае эфферентной афазии наблюдается полный распад некоторой способности, а в случае динамической афазии — ограничение способности.
В области расстройств селекции мы также обнаруживаем аналогию указанному дуализму распада и ограничения. Если распад процессов селекции представлен сенсорным типом афазии, то ограничение этих процессов проявляется в разновидности афазии, описанной Лурия (1962, 1964) под традиционным названием семантической афазии. Этот тип в свою очередь требует лингвистического переосмысления. В различных формах нарушений селекции слова и их внутренняя структура доставляют пациенту гораздо более серьезные затруднения, чем построение предложения. Морфология гораздо более трудна для него и в большей степени приводит его в замешательство, чем синтаксис, Чем больше слово в составе предложения зависит от синтаксического окружения, тем более высоки его шансы быть понятым и произнесенным сенсорным афатиком; при семантической афазии нарушение селекции принимает несколько ослабленную форму. Любая грамматическая категория, в частности грамматический класс существительных, сохраняется исключительно в первичной синтаксической функции. Морфология здесь уступает синтаксису. Каждая часть речи определяется по единственной характерной для нее синтаксической конструкции. Функции существительных сведены к приглагольной позиции, и существительные не воспринимаются адекватно в позиции модификатора другого существительного. Пациенты, страдающие семантической афазией, не могут уловить смысловое различие между такими словосочетаниями, как wife's brother (брат жены) и brother's wife (жена брата). Предикативное употребление существительного, особенно в предложении без явно выраженного глагола-связки, как в русском языке, типа лев — зверь, озадачивает такого афатика.
Порядок слов в случаях заболеваний такого рода становится гораздо более однообразным и твердым. Поскольку в английском языке не только речь афатика, но и нормальная речь характеризуется довольно твердым порядком слов, обратимся к примеру языка с более свободным порядком слов. В русском языке основной порядок слов (подлежащее, сказуемое, дополнение) допускает перестановку в стилистических целях (дополнение, сказуемое, подлежащее), поскольку формы винительного падежа дополнения и именительного падежа подлежащего различаются своими окончаниями; ср. Лука помнит Ольгу = Ольгу помнит Лука / Ольга помнит Луку = Луку помнит Ольга. Для русского, страдающего семантической афазией, любое предшествующее глаголу существительное становится подлежащим, а любое после глагольное существительное воспринимается как дополнение, невзирая на окончания. Все подобные примеры выявляют ограничение морфологии и закрепление жестко очерченной и устойчивой синтаксической модели предложения.
Две остальные формы афазии представляют собой, по-видимому, наиболее сложные и важные ее разновидности. Одна из них, названная Лурия (1947, 1969) афферентной (или кинестетической) афазией, принадлежит к классу нарушений кодирования, основанных на распаде способности к комбинации. В противоположность эфферентному типу расстройств комбинации, затрагивающему фонемные цепочки, афферентный тип характеризуется склеиванием [неразличением] отдельных фонем. Сенсорная афазия также обнаруживает дефекты в различении фонем, но там, как мы видели, нарушения владения фонемами, аналогичные трудностям владения словами, приводят к регулярному исчезновению определенных различительных признаков. Число возможных селекции уменьшается; например, в речи польского афатика, по данным работы, наличие признака компактности у согласного почти исключает противопоставление по звонкости—глухости. По-другому обстоит дело в случае афферентной афазии; здесь затруднение состоит в соединении различительных признаков в одной фонеме. Подобные пучки совместных признаков слишком сложны для таких пациентов, и они реализуют только один признак или часть признаков данной фонемы, заменяя ее другие составные признаки случайными элементами, Сохраненные признаки несут фонологическую информацию, а элементы-заменители просто заполняют некие ячейки в составе фонемы.
Этот тип афазии — как в лингвистическом, так и в клиническом аспекте — требует дальнейшего, более тонкого исследования. Я бы хотел, однако, упомянуть s данной связи исключительно ценный отчет о типичном заболевании афферентной афазией, подготовленный к публикации двумя польскими учеными, лингвистом Хал иной Межеевской и психологом Ма-риушем Марушевским (1964). Это исследование делает явным тот факт, что репертуар сохраняемых фонологических признаков отнюдь не постоянен и что в любой бинарной аппозиции главным может становиться любой ее член; звонкий и глухой, носовой и ртоаый, непрерывный и прерванный, резкий и нерезкий, компактный и диффузный, высокий и низкий, диезный и недиезный (RJakobson, M.Halle, 1962). Нарушения комбинации затрагивают временные цепочки в эфферентном типе афазии и пучки совместно реализуемых признаков в афферентном типе. Отношение между расстройствами комбинации и селекции (или, соответственно, между преимущественно кодирующим и декодирующим уровнем афазии) совпадает о дихотомией нарушений последовательности (сукцес-сивности) и одновременности (симультанности). При афферентном типе афазии соответствие между этими двумя дихотомиями теряет силу, поскольку здесь оказываются затронутыми лишь симультанные объединения.
Противоположное соотношение между этими двумя дихотомиями обнаруживается в амнестическом типе афазии (А.Р.Лурия, 1947, 1962). Если пациента, страдающего амнестической афазией, попросить указать пальнем на свой глаз, он сделает это; аналогичным образом он выполнит просьбу указать пальцем на ухо. Но если ему сказать: «Покажите ваш глаз и ухо», то он покажет только один из названных органов, а о другом просто забудет или неправильно его идентифицирует. Наконец, просьба показать глаз, ухо и нос попросту поставит этого пациента в тупик. Здесь имеет место расстройство селекции, но в противоположность сенсорному типу амнестичес-кая афазия затрагивает только итеративную селекцию, то есть селективную операцию повторения компонентов, развертываемых в предложении. Пациент должен сделать последовательно три разных выбора из одного и того же ряда «глаз—ухо—нос». Обратимся к примерам предложений с однородными членами: John, Peter, and Mary came to Boston (Джон, Питер и Мэри приехали в Бостон) — предложение с тремя сочиненными существительными; John sang, Peter played, and Mary danced (Джон пел, Питер играл, а Мэри танцевала) — сложносочиненное предложение с тремя составными частями. Сочинительные конструкции составляют единственный тип конструкций, который бывает затронут при амнес-тической афазии. Только в этом типе конструкций грамматическая последовательность лишена внутренней синтаксической иерархии, и, следовательно, только они допускают свободное добавление новых и опущение имеющихся единиц. Сочиненные слова, словосочетания и предложения соединяются друг с другом только по взаимному формальному сходству. В подобных конструкциях отношения сходства затрагивают не только ось одновременности в языке, но также и ось последовательности! В связи с подобной двойной игрой, разворачивающейся среди единиц, связанных отношением сходства, сочинительные конструкции вызывают наибольшие затруднения для пациентов с расстройствами подобия.
Таким образом, в основе шести главных типов афазии лежат три дихотомии: (а) комбинация, которая предполагает отношение смежности и затрагивает преимущественно кодирование / селекция, которая предполагает отношение сходства и затрагивает преимущественно декодирование; (б) последовательность (сукцессивность) / одновременность (симультанность); (с) распад / ограничение. Для афферентного и амнес-тического типа афазии последняя дихотомия не релевантна, В другой моей работе (RJakobson, 1971, с.300) дана предварительная схема, показывающая статус каждой из этих трех дихотомий.
Л.С.Цветкова процесс называния предмета и его нарушение
Называние предмета является одним из сложнейших процессов речи Эта проблема в свое время занимала многих крупнейших исследователей, таких как И М Сеченов (1952), ААПотебня (1862), Л С Выготский (1956), К Гольдштеин 0926) и др Особый интерес вопрос о механиз* „а и природе нарушения называния приобрел и патологии, и прежде всего, в случаях нарушения номинативной функции речи при органических поражениях мозга Многие десятилетия проблема называния решалась в острой дискуссионной борьбе и до сих пор не утратила своего интереса для исследователей самых разных областей знания — психологии и психолингвистики, неврологии, нейропсихологии и др
Предметом настоящего исследования является изучение природы и механизмов процесса актуализации слова-наименования Мы предприняли попытку подойти к этому вопросу со стороны патологии процесса называния и использовали нейропсиходо-гическии метод исследования Нам представляется, что изучая распад номинативной функции речи, мы сможем подойти к более интимной стороне процесса называния, обычно скрытой от глаз исследователя Такой стороной речи является прежде всего ее уровневое построение и вытекающие из этого связь и взаимодействие уровней, л также взаимодействие речи с другими психическими процессами ( )
Объектом исследования мы выбрали амнести-ческую афазию, встречающуюся в клинике очаговых поражении мозга Центральным симптомом этой формы афазии является нарушение актуализации слова-наименования Это нарушение речи возникает при поражении задних (теменно-височно-затылоч-ных) отделов мозга, которые в основном обеспечивают выбор сюв в процессе порождения речи, в отчичие от передних отделов мозга (задне-лобные области), обеспечивающих сукцессивную организацию речевого акта, создание замысла и программирование устного высказывания (А РЛурия, 1969)
Синдром амнестическои афазии характеризуется тем, что нарушение называния предметов, как правило протекает на фоне относительной сохранности других видов речи устной (импрессивной и экспрессивной) и письменной Вопрос о природе и механизме нарушения называния изучался многими исследователями и решался всякий раз по-разному Крупнейшие неврологи XIX столетия при объяснении природы амнестическои афазии и механизмов нарушения называния либо использовали понятия узкого локализационизма, либо подходили к решению с позиции ассоциаиионизма Так, Вер-нике, Лихтгеим, Кусшаулъ и другие считали амнес-тическую афазию следствием нарушения связей между центрами моторных и сенсорных образов слова и «центром понятии», а Клаист и Хеншен полагали, что нарушение номинативной функции речи есть результат распада «центра памяти слов»
Вопросы психологии 1972 № 4 С 107—116
Исследователи более позднего периода (первой четверти XX столетия) в трактовке амнестической афазии исходили из концепции гештальтпсихологии и рассматривали афазию как следствие нарушения «категориального», «гешталътного» мышления По их мнению, у больных нарушается оперирование словом как символом
Наиболее распространенной в свое время была теория К Гольдштейна, который относил процесс называния, в отличие от фразовой речи, к абстрактному виду деятельности Изучая речь людей, больных амнестической афазией, он пришел к выводу, что у них нарушается категориальное, абстрактное мышление Он писал, что у больных « слова перестают быть абстрактными символами идеи утрачивается абстрак тная установка» и далее «Мы пришли к заключению что трудности нахождения слов у этого типа больных есть только выражение нарушения абстрактного отно шения» (К Goldstein, 1926, с 258)
Позиция отечественных исследователей в этом вопросе резко противоположна взглядам К Гольд-штейна Л С Выготский полагал, что у этих больных скорее нарушен путь от абстрактного к конкретному, чем наоборот (1956, 1960) Исследования А Р Лурия показали, что дефекты называния являются следствием нарушения избирательности в системе вербальных связей, т с у больного при задаче назвать данный предмет (явление, объект) всплывает одновременно несколько альтернатив, которые становятся для него равнозначащими Нарушение выбора одного слова из нескольких, всплывших в сознании больного, и является основным механизмом нарушения называния (А Р Лурия, 1969)
В М Коган (1961) также много занимавшийся этой проблемой, приходит к выводу, что амнестические расстройства связаны с дезорганизацией связей внутри речевой системы Эта дезорганизация, по его мнению, может создаваться при затруднениях либо в области словесно-наглядных представлений, либо в области многозначности слова Основным механизмом нарушения называния В М Коган считает жесткую направленность больного на один тип связей слова с предметом, неспособность переключаться с одного способа поиска на другой
Е Д Маркова (1961), исследуя клинику и патофизиологию нарушения называния при амнестической афазии, обнаружила, что в основе этого дефекта лежит нарушение межанализаторных связей, так как затруднения в назывании возникали при подаче сигнала как через слуховой, так и через зрительный и тактильный анализаторы
Таким образом, в противоположность К Гольд-штейну, советские исследователи видят природу нарушения номинативной функции речи, наблюдающегося при амнестической афазии, в речевой сфере, а не в интеллектуальной
При описании механизмов нарушения процесса называния обнаруживаются разные точки зрения исследователей Одни из них указывают на связь нарушения со зрительным предметным гнозисом, другие отрицают зту точку зрения По мнению С Н Дави-денкова (1915), механизмом нарушения процесса называния при «оптической» ачнестическои афазии является недостаточность зрительного возбуждения для появления словесного образа Шеллер (1938) наблюдал нарушение зрительных предметных представлении у таких больных А Р Лурия (1969) указывает на нарушение связей зрительного образа и словесных обозначении как на возможный механизм
нарушения называния при акустико-мнестической афазии. В.М.Коган отрицает связь нарушения.назы-вания предметов с гностическими процессами (1961) Е.П.Кок относит нарушение называния предметов к явлениям вторичного порядка по отношению к предметному гнозису, «...и в первую очередь к нарушениям высших форм гнозиса, стоящих на грани с мышлением и речью, а именно к дефекту абстрактности по отношению к признакам и объектам* (1967, с.197). Избирательное нарушение гнозиса, по ее мнению, лежит в основе расстройства абстрактности по отношению к какому-либо объекту.
Из весьма краткого анализа подходов разных исследователей к проблеме природы и механизмов нарушения называния видно, что до сих лор остается еще много открытых вопросов и что проблема эта чрезвычайно сложна.
Прежде чем сформулировать рабочую гипотезу, попытаемся уяснить психологическую структуру процесса называния,