Глава 7 типы психотерапевтических групп
Б. БИГО, Т. ВЫСОКИНЬСКА-ГОНСЕР (В. BIGO, Т. WYSOKINSKA-GASIOR) (ПНР)
После второй мировой войны групповая психотерапия стала одним из наиболее популярных психотерапевтических методов. Тогда же возникла необходимость создания для нее теоретической базы и объединения ее с существующей системой понятий, созданной отдельными психотерапевтическими школами для индивидуальной психотерапии. При решении этой проблемы возникли трудности, обусловленные сложным характером групповых явлений, закрытостью и односторонностью теорий о возникновении, развитии и лечении невротических расстройств. Однако в ходе ее решения естественным путем произошло разделение психотерапевтических направлений на отдельные школы с присущими им нормами и концепциями.
Другим системным подходом к типологизации групп является их деление ex post, т. е. с точки зрения анализа их функционирования. Здесь будет приведена классификация существующих групп, основанная на выявлении сходств и различий в контексте лечебных факторов.
Встречаются попытки делений групп с учетом какой-либо одной существенной особенности, например поставленной цели, используемого метода, стиля ведения или работы группы. На основе экспериментальных исследований и клинической практики, с учетом особенностей или измерений ведутся поиски оптимальной модели функционирования группы. Часто предметом исследований и дискуссий становятся проблемы однородности или неоднородности психотерапевтической группы, закрытости или открытости
группы.
Многие авторы подразделяют психотерапевтические группы на три типа: психотерапия в группе, психотерапия группы, психотерапия посредством груп-
пы [Parloff M., Glassman S., 1977; Petersen P., 1981; Wright Т., 1983]. По мнению M. Parloff, главными при классификации являются два фактора: объект психотерапевтического воздействия и личностные характеристики психотерапевта,>который это воздействие осуще-•ствляет [Yalom I., 1975]. S. Glassman и Т. Wright (1983) выделяют цели группы. Обоснованным является и критерий функции группы в каждой из трех систем. С каждой функцией (группа как фон, как соответствующая цель психотерапевтических манипуляций и как основной инструмент воздействия) связана определенная система отношений, ролей, задач трех основных составляющих психотерапевтической группы — индивида, психотерапевта и коллектива пациентов. Принятие той или иной системы связано с определенным способом понимания сущности человека и его развития, роли среды, концепции возникновения и лечения функциональных расстройств.
ПСИХОТЕРАПИЯ В ГРУППЕ
При подобном подходе, берущем начало в классической теории психоанализа [Wolf A., Schwartz E., 1962; Rosenbaum M. et al., 1963], группа играет роль фона, контекста, в котором протекает индивидуальная психотерапия пациента. Группе отводится второстепенная роль, хотя не исключается ее благотворное катализирующее воздействие. Вторичность группы по отношению к индивиду вытекает из понимания индивида как существа прежде всего биологического, социальное при таком подходе отступает на второй план. Поэтому авторь^возражают как против преждевременного переноса понятий и конструктов из области индивидуальной психотерапии и социальной психологии, так и манипулирования такими терминами, как «сопротивление группы», «единство группы» и т. п. По их мнению, групповая сплоченность может привести к чрезмерному униформизму и конформизму личности в ущерб ее индивидуальному росту и развитию. Социальное развитие личности и ее возможные нарушения протекают на фоне и в результате отношений со значимыми людьми, поэтому особая роль в этой системе отводится психотерапевту. В связи с этим некоторые авторы говорят об ориентации на психотерапевта [Goldstein A. et al.,
1966]. С одной стороны, он является экраном, на который пациент проецирует свое отношение к значимым лицам, с другой—выступает в роли эксперта, знающего законы развития и функционирования личности. Остальные участники выступают в роли наблюдателей и находятся в процессе пассивного научения. В ходе работы психотерапевта с индивидом пациенты могут делиться своими ощущениями. Психотерапия в группе применяется в психоаналитических группах, использующих трансактный анализ, в группах гештальт и поведенческих, довольно часто значительно отличаясь от классической модели. Цель психотерапии — помочь отдельным участникам изменить свои познавательные, эмоциональные и поведенческие стереотипы. Стиль общения имеет «вертикальный» или «триангулярный» характер. В качестве тем групповых занятий предлагается материал по актуальной проблематике или прошедшим событиям. Количество участников составляет от 6 до 8 человек в группе.
ПСИХОТЕРАПИЯ ГРУППЫ
Функционирование групп подобного типа описал W. Bion [Rioch M., 1970]. При этом подходе, берущем начало в аналитической школе, центр переносится с индивида на группу. Считается, что группа имеет гораздо большее значение, чем индивид. Как полагает W. Bion, каждый человек стремится быть в группе, подобное желание проявляется главным образом в психологическом аспекте, являясь по своему характеру биологическим, инстинктивным. Группа понимается как слепок индивидов, целостное динамичное поле, находящееся в определенных отношениях с окружением. Личность в такой системе не имеет самостоятельной функции.
Цель психотерапии заключается в развитии здоровой группы. Психические расстройства являются отражением отклонений, существующих в социальной системе. Участие в здоровой группе предоставляет ее членам позитивные подкрепления и приводит к желаемым переменам. Роль психотерапевта может быть двоякого рода, он выступает с позиции «партнера», поддерживающего «горизонтальный» стиль общения или «постороннего наблюдателя», комментирующего события в группе. Важно выявить груп-
повые психологические состояния и механизмы, присущие большинству участников, но не осознаваемые или и внутренне противоречивые, мешающие работе и развитию группы. Осознание происходит с помощью психотерапевта как значимого лица, являющегося не только авторитетом и экспертом, но и «социальным инженером», ответственным за формирование соответствующей «культуры» группы. Отдельные пациенты могут ждать непосредственной помощи , только от группы, и психотерапевт с самого начала соответствующим образом формирует эти надежды, помогает создавать нужные нормы, ищет способы их претворения на практике.
Рассматриваемая модель является ядром семейной психотерапии, где семья понимается как социальная система. Она дает хорошие результаты, когда группа работает над решением внегрупповой проблематики, в процессе работы вторично создается упомянутая культура группы. Численность группы от 12 до 15 человек.