Цель: упражнять в умении делить слова на слоги , развивать мышление, внимание, память.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 78 «Серебряное копытце»
Мастер – класс
«Подготовка детей с общим недоразвитием речи к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного материала»
Подготовила:
Учитель-логопед Павлив Е.Р.
Г. Нижневартовск
Мастер – класс
«Подготовка детей с общим недоразвитием речи к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного материала»
Обучение грамоте – своеобразный старт для дошкольников в изучении родного языка, его богатств и возможностей в выражении мыслей, чувств, побуждений. Важно, чтобы этот старт был удачным и победным.
Цель:
1. Познакомить родителей с основными задачами подготовки дошкольников с нарушениями речи к обучению грамоте.
2. Научить их применять различные игры и игровые упражнения на практике для развития фонематического слуха, восприятия у воспитанников с общим недоразвитием речи.
Оборудование: игры, игровые упражнения, пособия.
Уважаемые участники!
Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс.
Я продемонстрирую вам игры и игровые упражнения по подготовке детей к обучению грамоте.
Информационная часть:
В современных условиях система образования предъявляет достаточно высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по-новому становится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в области обучения детей грамоте.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.
Исследования показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.
Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.
Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха.
Основными задачами подготовки дошкольников с нарушениями речи к обучению грамоте являются:
Ø Развитие фонематического восприятия.
Ø Формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
Ø Исправление недостатков звукопроизношения.
Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слого-звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.
Остановимся на коррекционно-развивающих играх, которые логопеды придумали сами. Игры представляют собой варианты упражнений на автоматизацию звуков, на развитие фонематического слуха…
Речевой материал максимально насыщен автоматизируемым звуком.
Опыт работы с использованием коррекционно – развивающих игр, примеры которых приводятся ниже, позволяет сделать следующие выводы. Коррекционно-развивающие игры дают возможность:
1. Обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;
2. Повысить речевую мотивацию;
3. Компенсировать недостаточность фонематического слуха;
4. Повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование;
5. Активизировать и восстанавливать высшие психические процессы;
6. Автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.
Практическая часть:
Пособие «Домик с сюрпризом»
Цель: закрепить навыки четкого произношения гласных звуков, формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, слов, развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.
Пособие «Кубик»
Цель: учить разгадывать ребусы, развивать логическое мышление, внимание, память.
Пособие «Кольца Луллия»
Цель: упражнять в умении делить слова на слоги , развивать мышление, внимание, память.
Пособие «Занимательные домики»
«Составь схему слова»
«Необычный цветок»