Домашних и контрольных заданий по дисциплине
«ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ»
Основная литература
1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы/Б.Б. Айсмонтас. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: учеб.пособие/Н.В. Басова. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
3. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. пособие/Н.В. Бордовская, А.А Реан. - СПБ: Питер, 2006.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов/И.А. Зимняя . – 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2005.
5. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов технических вузов/под ред.В.С.Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005.
6. Практическая психология: учебник для вузов/под ред. М.К.Тутушкиной. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001.
7. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов /под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 2004.
Дополнительная литература
1. Аверин В.А. Психология личности/В.А. Аверин. - СПб, 1999.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания/Б.Г. Ананьев; под ред. А.А.Бодалева.-М.:Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
3.Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2002.
4. Андреева Г.М. Социальная психология/Г.М. Андреева. - М., 1988.
5. Асмолов А.Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990.
6. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учеб. пособие/Г.В. Бороздина. - М.: ИНФРА-М, 2000.
7. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта/А.В. Брушлинский.- М., 1994.
8. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека/ Б.А. Вяткин. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2000.
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей/В.Н. Дружинин. - М.: Латерна Вита, 1995.
10. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека/ А.А. Деркач. - М., 2000.
11. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности/А.Н. Ждан. - М., 1997.
12. Журавлев Л.А. Социальная психология/Л.А. Журавлев. - М., 2002.
13. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб.пособие/Э.Ф. Зеер. - М.: Екатеринбург, 2003.
14. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие/Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
15. Ильин Е.П. Психология воли/Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2000.
16. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии/Б.В. Зейгарник. - М., 1982.
17. Как улучшить свою память/сост. А.Е.Польский. - М., 2003.
18. Климов Е.А. Психология профессионала/Е.А. Климов. - М., 1996.
19. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект): учеб. - метод. пособие/Е.А. Климов. – М.: МОДЭК, 2001.
20. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности/О.А. Конопкин. - М.: Наука, 1980.
21. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности/У. Крейн . - СПб., 2002.
22. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя/Н.В. Кузьмина. - М., 1990.
23. Кукушкин В.С. Психология делового общения: учеб. пособие/В.С. Кукушкин. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.
24. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения/В.Н. Лавриненко . - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
25. Леонгард К. Акцентуированные личности/К.Леонгард. – Киев: Вища школа, 1981.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н. Леонтьев. - М., 1975.
27. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков /Е.А. Личко.- Л.: Медицина, 1977.
28. Ломов Б.Ф. Человек и техника: очерки инженерной психологии/Б.Ф. Ломов. - М.: Сов. радио, 1966.
29. Майерс Д. Социальная психология/Д. Майерс. – СПб., 1996, 1998, 2001, 2002.
30. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения/А. Меграбян. - СПб., 2001.
31. Куницына В.Н. и др. – Межличностное общение: учебник/В.Н. Куницына. - СПб.: ПИТЕР, 2001.
32. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности /В.С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986.
33. Мерлин В.С. Психология индивидуальности/под ред. Е.А.Климова. - М: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996.
34. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения/Р.Г. Натадзе. - Тбилиси, 1972.
35. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности/В.Д. Небылицын. - М., 2000.
36. Основы межкультурной коммуникации/Т.Г. Грушевицкая (и др.). - М., 2002.
37. Павлов И.П. Мозг и психика/ И.П. Павлов. - М.: Инт-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.
38. Платонов К.К. Проблемы способностей/ К.К. Платонов. - М.,1972.
39. Познавательные процессы и способности в обучении/под ред. В.Д. Шадрикова.- М.,1990.
40. Проблема субъекта в психологической науке/под ред. А.В. Брушлинского.- М., 2000.
41. Психологические тесты: в 2 т./под ред. А.А. Карелина. - М.: Владос, 2000, 2002.
42. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ред.-сост. Л.А.Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕРСЭ, 2005.
43. Психологический словарь/под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1996.
44. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия/сост. Л.В.Куликов. - СПб.: Питер, 2000, 2001.
45. Психология личности в трудах зарубежных психологов: хрестоматия/сост.
А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2000.
46. Психология менеджмента: учебник для вузов/под ред. Г.С. Никифорова. -2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004.
47. Психология самосознания: хрестоматия/под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах, 2000.
48. Психология эмоций: тексты/под ред. В.К. Вилюнаса. - М.: МГУ, 1984.
49. Психология и этика делового общения: учебник/под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
50. Роговин М.С. Проблемы теории памяти/М.С. Роговин. - М., 1977.
51. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности/Л.И. Рувинский. - М., 1984.
52. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: учеб. пособие /Е.В. Руденский. - М.: ИНФРА-М, 1998.
53. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти/А.А. Смирнов. - М., 1966.
54. Социальная конфликтология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова; под ред. А.В.Морозова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.
55. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности/В.А. Толочек. - М.: Смысл, 2000.
56. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала/А.Р.Фонарев. - М.: Московский социально-психологический институт; Воронеж: МОДЭК, 2005.
57. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: учеб. пособие для вузов/
В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1999.
58. Ярошевский М.Г. История психологии/М.Г. Ярошевский. - М.: Изд. центр «Академия», 1997.
Периодические издания
Вопросы психологии
Психологический журнал
Психологическая газета
Журнал практического психолога
Вестник МГУ: Сер.14 Психология
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Место и роль психологии в системе современных наук о человеке. Предмет и объект психологии. Методы психологии и возможности их применения в профессиональной деятельности.
2. История развития психологического знания и основные направления в психологии.
3. Психика, поведение и деятельность. Психика как отражение объективной действительности. Основные функции психики.
4. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.
5. Психика и мозг.
6. Структура психики.
7. Системное исследование человека в отечественной психологии. Основные феномены психики человека: индивид, личность, субъект, индивидуальность.
8. Условие возникновения сознания и его социальная роль. Структура сознания. Соотношение сознания и бессознательного.
9. Познавательные процессы. Понятие об ощущении, основные функции ощущений. Чувствительность и пороги ощущений.
10. Понятие о восприятии. Закономерности восприятия: предметность, целостность, осмысленность, избирательность, константность. Виды восприятия.
11. Понятие о памяти и ее значение в жизни и деятельности человека. Виды памяти. Основные процессы памяти и их характеристика.
12. Мышление и речь. Социальная природа мышления. Характеристика видов мышления.
13. Мышление и интеллект. Индивидуальные особенности мышления.
14. Понятие о воображении. Виды воображения. Роль воображения в профессиональной и творческой деятельности.
15. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика.
16. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
17. Понятие о личности в отечественной и зарубежной психологии. Структура личности. Отличительные признаки свойств личности.
18. Направленность личности.
19. Самосознание личности и его роль в профессиональной деятельности.
20. Понятие о характере. Формирование характера. Акцентуации черт характера.
21. Понятие о способностях. Задатки и способности. Роль способностей в профессиональной деятельности.
22. Речь и язык. Виды и функции речи. Значение речи в профессиональной деятельности.
23. Понятие о внимании. Свойства и виды внимания и их роль в профессиональной деятельности.
24. Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоциональных переживаний (эмоциональные состояния и высшие чувства). Особенности проявлений эмоций и чувств.
25. Понятие о воле. Волевой акт и его структура. Особенности волевого поведения.
26. Понятие о деятельности и ее структура. Связь психики и деятельности. Понятие ведущей деятельности.
27. Психологические особенности профессиональной деятельности. Характеристика профессиограммы.
28. Понятие об общении. Роль общения в профессиональной деятельности.
29. Виды и средства общения. Характеристика коммуникативных, интерактивных и перцептивных сторон общения.
30. Психология межличностных конфликтов.
31. Личность в социальных группах. Характеристика межличностных отношений.
32. Предмет педагогики. Основные категории и понятия педагогической науки.
33. Характеристика основных тенденций развития современного человекознания.
34. Развивающие педагогические технологии.
35. Сущность и структура педагогического общения. Особенности педагогического
общения в вузе.
36. Актуальные проблемы семейного воспитания.
37. Образовательная система России.
38. Возрастная периодизация.
39. Цели, содержание, структура непрерывного образования.
40. Основные виды учебных занятий в вузе и форм контроля знаний.
41. Методы обучения, приемы учебной деятельности, средства обучения.
42. Современные формы организации учебной деятельности.
43. Компьютеризация обучения.
44. Проблема оценки качества образования.
Психология и педагогика
Методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения
Составители:
Ольга Яковлевна Пономарева
Людмила Павловна Федотова
Ирина Фаритовна Зайнетдинова
Ольга Владимировна Таранова
Научный редактор:
Кандидат философских наук, доцент
Охотников Олег Валентинович
Ответственный редактор:
Кандидат психологических наук, доцент
Пономарева Ольга Яковлевна
Подписано в печать Формат 60х84 1/16
Бумага типографская Офсетная печать Усл.печ.л.
Уч.-изд.л. Тираж Заказ Цена
1 См.: Тест умственных способностей: Руководство/ Под ред. В. И. Чиркова. Ярославль, 1993.