Человек в системе организационных отношений
Для современных систем управления характерным является следующее положение: ядром любой организации являются в первую очередь люди, они представляют основу ее сущности, в силу чего исходной точкой в изучении организации должен быть человек.Поэтому наибольшее внимание должно быть уделено рассмотрению вопросов, касающихся поведения человека в организации.
Большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях, поэтому сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению они включаются в жизнь организации, живут по ее законам, взаимодействуют с другими участниками организации, отдавая что-то организации и получая от нее также что-то в обмен.
Когда человек вступает во взаимодействие с организацией, его интересуют различные вопросы: что, когда и в каких объемах он должен делать в организации, в каких условиях функционировать, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация и т.п. От этих и ряда других факторов будут зависеть удовлетворенность человека взаимодействием с организацией, его отношение к организации и, как следствие, его вклад в деятельность организации.
Одна из важнейших задач управления- установление органичного сочетания взаимодействия человека и организации как основы эффективного их функционирования.
В современном производстве в качестве одного из структурных элементоворганизации получила широкое распространение практика выделения в системе управленияинформационно-поведенческой подсистемы (ИПП).При этомсистема управления организацией рассматривается как система, состоящая из объекта и субъекта управления.
Формы проявленияинформационно-поведенческой подсистемы: поведенческие теории и поведенческая идеология; формальные и неформальные отношения внутри коллектива организации и с представителями внешнего окружения; уровень организационного развития, а также уровень развития каждого отдельного члена коллектива; информированность работников, носители информации, формы и методы распространения информации между членами коллектива.
Общее свойствоинформационно-поведенческой подсистемы - она сводит вместе в успешно функционирующих системах управления интересы и критериально - нормативную базу работников, поведенческую идеологию, процедуры и организацию труда. Роль ИПП резко возрастает в связи с объективно происходящим процессом ускоренного и расширенного распространения информации.
Четыре выраженных типаинформационно-поведенческих подсистем.
Для первого типа ИППхарактерно наличие формальных организаций деятельности и отношений в системе управления:
• деятельность осуществляется через распоряжения;
• наличие формального контроля исполнения;
• отношение к работе безразличное, безответственное и безынициативное;
• интересы работников и их умения направлены вовне организации;
• отношения между работниками по поводу работы формальные;
• неформальные отношения связаны с интересами, находящимися за пределами организации;
• уровень информированности невысок.
Характерные черты второго типа ИПП:
• наличие напряженности в отношениях между людьми;
• возникновение конфликтных ситуаций в коллективе;
• стремление отдельных членов коллектива к привнесению изменений в основном за счет других членов либо путем организационных перестроек.
Характерные черты третьего типа ИПП:
• наличие заинтересованности в конечных результатах функционирования организации;
• стремление к получению больших результатов за счет совершенствования внутренних отношений;
• гармоничное развитие всех членов организации;
• повышение слаженности совместной трудовой деятельности.
Для четвертого типа ИПП характерно органичное сочетание личных интересов со стремлением к получению высоких конечных результатов функционирования организации в целом:
• ориентация на конечные результаты, самоорганизуемость исамонастраиваемость;
• осуществляется саморазвитие организации при гибкой адаптации к новым задачам и условиям ее деятельности.
Информация и информированность - органичные составляющие функционирования информационно-поведенческих подсистем. Хранение, получение необходимой информации, передача и обработка ее осуществляются с помощью быстродействующих и высокопроизводительных технических средств.